UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ «СИТО» ДЛЯ ЗЕРНА

С 1 августа 2003 года форма №13 — приходная накладная на зерно, известная еще со времен бывшего Советского Союза, официально должна была кануть в Лету, уступив место складской квитанции...

Автор: Владимир Чопенко

С 1 августа 2003 года форма №13 — приходная накладная на зерно, известная еще со времен бывшего Советского Союза, официально должна была кануть в Лету, уступив место складской квитанции. Однако ротация затянулась. Архаичный документ продолжали использовать даже те зернотрейдерские компании, руководители которых входили в состав рабочей группы по разработке Закона «О зерне и рынке зерна в Украине», регламентировавшего введение новой системы складских документов.

И не только коммерческие структуры устраивали обструкцию. Государственная акционерная компания «Хлеб Украины», которой предоставили привилегию апробировать «зерновую» триаду — складскую квитанцию, простые и двойные складские свидетельства, — едва не дискредитировала нововведение. Но если в прошлом году только государственный агент по залоговой закупке зерна использовал складские свидетельства для получения кредитов в коммерческих банках, то отныне такое право распространяется на всех операторов рынка. Нужно только пройти сертификацию зернохранилищ.

Об очередном этапе нормализации отношений между сельхозпроизводителями и владельцами элеваторов, усовершенствования учета зерна, ответственности за его сохранность рассказывает Виктор АНДРИЕВСКИЙ, руководитель Проекта внедрения в Украине системы складских документов на зерно.

В чем же проявилась слабость ГАКа, Виктор Евгеньевич?

— К решению возложенных на него обязательств «Хлеб Украины» подошел не вполне профессионально. Сначала руководство компании носилось с идеей, что именно ему поручат печатать документы строгой отчетности, которыми являются складские свидетельства, с минимальной степенью защиты, без голограммы. Хотя последнюю «клеят» даже на талоны для проезда в городском транспорте. Разумеется, такое упрощение свело бы на нет роль складских документов, превратив их в обыкновенные, не застрахованные от подделок бумажки.

Поэтому вполне логичным стало появление, в соответствии с приказом Министерства аграрной политики №122 от 25 апреля 2003 года, государственного предприятия «Держреєстри України», на которое возложено изготовление и предоставление субъектам рынка зерна необходимого количества бланков складских документов, ведение их реестров, сертификатов соответствия зерновых складов на право предоставления услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, а также методологическая помощь. Бланки складских документов с одиннадцатью степенями защиты печатает фабрика Госзнака.

ГАК «Хлеб Украины», очевидно, с испугу, заказала ГП «Держреєстри України» 100 тыс. простых складских свидетельств, которыми вообще не воспользовалась в прошлом году, и столько же — двойных складских свидетельств. Когда же ей предъявили счет, не нашлось средств рассчитаться. Крайним в этой ситуации стало ГП «Держреєстри України», у которого образовались долги перед Госзнаком. Но вместо судебной волокиты пошли на уступки ГАК, отстрочили платежи и даже за собственные средства в течение недели развезли бланки складских документов на дочерние элеваторы госагента по залоговым закупкам по всей Украине, да еще и обучали специалистов пользоваться ими. Европейский сервис! Жаль, что коллизия возникла, в сущности, между государственными предприятиями. Мы будем и впредь нарываться на неприятности, если не избавимся от привычки ставить корпоративные интересы выше государственных.

— Неужели на роль апробатора новации нельзя было подобрать достойного претендента? Ведь у ГАКа — давняя репутация должника, практически полного банкрота, пребывающего в состоянии реструктуризации. Как могли финансовые институты идти на риск, предоставляя кредиты, по сути, голому королю?

— Банки поверили в новый инструментарий — складские документы — преимущественно как в механизм залога. У них появилась уверенность, что в случае форс-мажорных обстоятельств они смогут изъять прокредитованное зерно, наличие которого подтверждено документально. Возросли гарантии, что оно не исчезнет бесследно, как это часто случалось при обращении формы №13. Это — во-первых. А во-вторых, мы достигли договоренности с Национальным банком Украины, который своими нормативно-правовыми актами, обязательными для всех банков, установил коэффициент ликвидности залогового свидетельства. Коэффициент ликвидности золота, например, 0,9, квартиры — 0,5. То есть коммерческий банк может предоставить вам кредит на сумму, равную половине стоимости квартиры. Реноме складских документов — 0,75, почти на уровне ценных бумаг. Нацбанк обещает удерживать такую котировку при наличии двух необходимых системных элементов: сертификации зерноскладов и центрального реестра обращения складских документов.

— То есть складские документы номинально уравнялись с ценными бумагами, но таковыми не стали. Почему?

— В соответствии с Гражданским кодексом и Законом «О зерне и рынке зерна в Украине». Хотя в Казахстане складские документы имеют статус ценных бумаг. А вот аналогичные попытки России закончились безуспешно. Коллизия между операторами двух различных рынков — фондового и товарного — повлекла за собой конфликт групповых, корпоративных интересов. Из-за противостояния Дума до сих пор не может принять закон о складских документах, хотя северный сосед начал разрабатывать его одновременно с нами, в 1998 году.

Основная функция складских документов в Украине — гарантировать возврат товара товаропроизводителю. Хотя их можно использовать и в качестве залога.

Вообще-то, наша стратегия даже не предусматривала «повышение» складских свидетельств до ранга ценных бумаг, а также их обращение на вторичном рынке. Ибо, во-первых, последнего у нас нет. А во-вторых... Найдите хотя бы одного крестьянина, который бы знал правила игры на нем.

Зерно для крестьян — ходовые деньги. Если же забрать его у них даже под гарантию с одиннадцатью степенями защиты и передать парням в белых воротничках — спекулянтам, биржевикам, не избежать социального взрыва. Поэтому, как говорится, от греха подальше.

— После «обкатки», хоть и не совсем удачной, складских документов пришло время навести порядок и в элеваторном хозяйстве.

— Мы разработали проект постановления о централизованном компьютерном реестре, предложили довольно-таки прозрачную структуру — с вертикалью, разветвлением по всей Украине, систему, которая в случае ее внедрения станет вторым основным элементом общей системы складских документов. Наряду с сертификацией складов, реестр которых будет вести также ГП «Держреєстри України».

Идея новации — внедрение информационных технологий в сельское хозяйство. Сейчас почти все склады оснащены компьютерами, в большинстве из которых используется программа «Бухгалтерия 1С». Соответствующее программное обеспечение «свяжет» региональные закрома с центром — Киевом, где и будет формироваться банк данных. Наверное, не стоит и говорить, насколько ценной станет такая информация для мониторинга рынка как специалистами отраслевого ведомства, так и аналитиками.

Еще одна важная миссия электронного реестра — хранение информации с целью ее защиты. Например, не дай Бог, сгорел склад... Хотя пожары бывают и спровоцированными, чтобы спрятать концы в воду.

В ближайшей перспективе — внедрение унифицированной компьютерной программы для работы со складскими документами в электронном виде. Попутно замечу, что ГП «Держреєстри України» будет оказывать целый спектр консультативной помощи всем участникам рынка: собственникам зерна, владельцам складских документов, зерноскладам.

— Кое-кто опасается, что механизм сертификации зернохранилищ — не что иное как своеобразное сито, через которое «отсеивают» частные элеваторы и лишают их права хранить зерно. Вместо этого преимущество отдадут государственным... Какова в действительности идеология этой процедуры?

— Мнение абсолютно ошибочное. Положениями Закона «О зерне и рынке зерна в Украине» и постановления Кабмина №510 определено: только сертифицированные склады, независимо от формы собственности, имеют право выдавать складские документы на зерно.

Следовательно, перед нами стоит задача создать систему сертификации. А какой орган будет контролировать ее внедрение? Указ Президента «О дополнительных мерах по стабилизации рынка зерна» от 19 мая 2003 года очертил формат такого учреждения: «Решить вопрос о создании и в составе Министерства аграрной политики Украины правительственного органа государственного управления в сфере государственного контроля за качеством сельскохозяйственной продукции, в частности, зерна и продуктов его переработки, осуществления мониторинга рынка сельскохозяйственной продукции».

Рождалась эта структура в муках. Первое правительственное постановление утвердило только название — Государственная инспекция по контролю за качеством сельскохозяйственной продукции и мониторингу ее рынка, второе (№65 от 22 января 2004 года) — положение. Поскольку новообразованная организация — правопреемник Главной государственной инспекции качества и сертификации сельскохозяйственной продукции Минагрополитики, соответственно, она поглотила и региональные отделения. Часть из них была хозрасчетными единицами, часть содержалась за счет местных бюджетов, а, в соответствии с президентским указом, все работники должны были перейти на госслужбу. Такое «перераспределение власти» в регионах повлекло за собой длительный процесс согласования между юридическими службами областных госадминистраций, Кабмина, Минюста, Минфина и Минэкономики. Мы успешно преодолели и этот этап.

В состав Госконтрольсельхозпрода входит уже упоминавшееся ГП «Держреєстри України», одна из функций которого — оказание методологической помощи при проведении сертификации зернохранилищ и элеваторов.

— То есть проверяющие будут обследовать каждый хлев, ригу, более или менее пригодные для хранения зерна, и выдавать индульгенцию? Можно—нельзя...

— Никто по крестьянским амбарам шарить не будет! Считаете, что лучше хранить пшеничку в мешках или насыпью на полу? Бог вам в помощь! Но если ваша рига, грубо говоря, не будет сертифицирована, у вас не будет права предоставлять услуги по хранению зерна третьей стороне — предположим, деду Свириду, а следовательно, заказывать и получать бланки складских документов. А без них у деда Свирида никаких правовых отношений с вами нет, и он рискует лишиться зерна без права компенсации и т.д.

Если серьезно, речь идет прежде всего о мощных элеваторах и зернохранилищах, которые должны соответствовать существующим нормам и техническим условиям хранения зерна и продуктов его переработки.

— Не секрет, что под «существующими нормами и техническими условиями хранения зерна» скрываются русскоязычные инструкции времен Советского Союза, датированные 1978—1986 годами. В СССР существовала система, при которой зерносклад принимал на хранение колхозный урожай, пользуясь стандартом — влажность зерна не должна превышать 14,5%. Этот показатель считали базовой кондицией. Если же хозяйство привозило зерно, например, 17-процентной влажности, то элеватор, соответственно, уменьшал его количество на определенный процент. Устаревшие инструкции детально прописывают все требования к хранению, но абсолютно не предусматривают деловых отношений между владельцами зерна и зерноскладами. То есть не прописана процедура предоставления услуг.

— Сейчас на элеваторах говорят откровенно, что 14,5% — это высокая влажность, и такое зерно можно хранить на протяжении 10—15 дней. Собственно, его нужно доводить до определенной кондиции, которую сегодня каждый склад определяет сам для себя. По приказу Минагрополитики № 198 от 27 июня 2003 года «Об утверждении Положения об обращении складских документов на зерно», такая кондиция именуется ограничительной. То есть склад документально подтверждает, что он обязуется хранить зерно в соответствии с ограничительными кондициями, выдать владельцу зерна по окончании срока хранения расчетное количество зерна, минус потери при доработке.

Это — только небольшая часть разрабатываемого технического регламента зернового склада, включающего в себя всю цепочку правил, норм и требований к процессам и процедурам хранения зерна, от начала и до конца. Технический регламент станет единственным правилом игры для всех зернохранилищ.

— А каким постулатом будут руководствоваться контролирующие органы? Каков критерий оценки деятельности собственно элеваторов?

— В Украине действует закон по подтверждению соответствия. Он регламентирует, что именно обследуется, и определяет процедуру, каким образом это происходит и подтверждается соответствие существующим нормам и правилам. Проще говоря, технический регламент — это существующие нормы и правила, а технический регламент по оценке соответствия будет объяснять, кто и каким именно образом проверяет.

В нашем случае будут оцениваться услуги зерносклада, предоставляемые в соответствии с его техническим регламентом. Это — не наша выдумка или прихоть, а требования законов «О стандартизации» и «О подтверждении соответствия».

— Кто имеет право проверять работу элеваторов?

— Органы сертификации. Они действуют, у них есть аттестованные аудиторы, но именно для проверки деятельности зерноскладов придется получить еще определенные полномочия. Схематически это выглядит так: необходимо адресное обращение в Министерство аграрной политики, а уже оно рекомендует Госпотребстандарту рассмотреть представленные материалы. Из этой инстанции документы поступают в Минэкономики, которое и предоставляет полномочия.

Если зерносклад хочет получить сертификат соответствия, он обращается в орган сертификации (для облегчения информационной связи база данных органов сертификации будет храниться в ГП «Держреєстри України»). Совместно разрабатывают схему проведения сертификации, скрепляют договором, элеватор оплачивает услуги и получает сертификат установленного образца.

— Процедура не одного дня... Поэтому, естественно, закрадывается сомнение: успеют ли все элеваторы аттестоваться до 1 января 2005 года, как это определено законом?

— Хотите услышать утвердительный ответ? Методологическая разработка системы основывается на оказании технической помощи Украине в соответствии с меморандумом о взаимопонимании, подписанным между правительством Украины и Европейским банком реконструкции и развития. Но полномасштабный проект по предоставлению технической помощи развернут недавно, поскольку много времени ушло на бюрократические процедуры согласования между ЕБРР и агентствами по технической помощи, согласившимися финансировать внедрение этой системы. К величайшему сожалению, в государственном бюджете на означенную проблематику не заложено ни копейки.

— А вы просили?

— С какой стати?! Есть Закон Украины «О зерне и рынке зерна в Украине», в заключительных положениях которого предусматриваются расходы на внедрение системы складских документов, сертификацию складов. Есть прямое поручение правительству привести законодательство в соответствие с нормами и положениями этого закона. То есть при разработке бюджета соответствующие организации должны были позаботиться о финансовой базе для выполнения запланированного. Мы и так изыскали внебюджетные источники, чтобы финансировать работу ГП «Держреєстри України», наладить изготовление первых складских документов... Ни много ни мало — почти миллион долларов.

Разрабатывая постановление Кабмина № 510, мы сознательно ограничили себя очень жестким и сжатым графиком введения системы. Но финансирование, или правильнее — отсутствие его, замедлило взятые темпы. Впрочем, вынужденное затишье из-за нехватки финансов никак не сказалось на творческом процессе. Разработчики системы складских документов, сертификации складов не могут себе позволить заблокировать внедрение современных технологических процессов хранения зерна, ибо понимают: для Украины зернопроизводство — едва ли не самый главный вид деятельности в аграрном секторе.