В наших селах, оказывается, появился частный собственник. Шутка ли, после стольких разговоров земля передана в руки крестьян. Этот «акт великой исторической значимости», как отметил министр аграрной политики Украины Иван Кириленко, должен был быть зафиксирован до 15 марта. По его словам, все КСП на юге и в центре страны до начала весенне-полевых работ должны исчезнуть с социально-экономической карты Украины. Об этом он заявил в Одессе на регионально-практической конференции, посвященной реформированию аграрного сектора и производству зерна в 2000 году, на которую собрались руководители и специалисты областных управлений АПК юга и центра страны, чтобы вместе с министром послушать ученых.
Безусловно, учиться никогда не поздно, но, похоже, семинар по поводу реформирования несколько запоздал. Ученые (а были приглашены академики Украинской академии аграрных наук) рассказывали, как необходимо реформировать КСП в связи с декабрьским указом Президента. Это во время, когда Одесская область уже отрапортовала министерству о проделанной работе — КСП- «кормильцы», еще совсем недавно так любимые властями, почти исчезли с лица земли. Здесь их реформировано 98,4%, за что министр поставил одесситам жирную пятерку. В целом по Украине эта цифра намного ниже — около 70%. Однако, учитывая, с каким кавалерийским наскоком все проводится (даешь реформу за три месяца!), еще надо посмотреть, что лучше — бег трусцой или галопом.
Крестьянин, в отличие от чиновника, у которого реформа идет полным ходом, пребывает в полной растерянности. Его объявили собственником земли и, не дав опомниться, загнали в кооперативы, общества с ограниченной ответственностью, частные предприятия, акционерные общества. Что это он вряд ли знает. Однако, судя по отчетам чиновников, сельчане сделали свой выбор. В Одесской области, где на базе 483 КСП образовано 650 новых предприятий, они предпочли сельскохозяйственные кооперативы. Их создано 40,6%. Колхоз умер, да здравствует колхоз! — иначе и не скажешь. Остальной расклад такой: 30,5% приходится на хозяйственные общества, 12,5% —частные (арендные) предприятия, 10,5% — фермерские хозяйства, 3% —акционерные. Вместе с тем, выступавшие на семинаре ученые считают, что сельхозкооперативы, которые называют колхозами с новой вывеской, не так уж и плохи. Благодаря им сохраняются целостные земельные и имущественные комплексы. А частная собственность на землю и имущество, на основе которой они созданы, выводит их на качественно новый уровень хозяйствования.
Замечательно, но в Одесской области всего из 341 тыс. лишь 6 тыс. человек получили землю — то есть, государственные акты, удостоверяющие право собственности. В Украине же таких — 224 тысячи. Это означает, что около 6 миллионов граждан свою землю в натуре до сих пор не видели. Власти уверяют, что это будет сделано потом. Интересно, когда? В договорах аренды, которые сегодня подписывают крестьяне, сказано: «арендодатель на протяжении всего срока действия договора удерживается от предоставленного ему права на выделение земельного участка (пая) в натуре». А если учесть то, что для подписи крестьянам вообще подсовывают незаполненные бланки, можно представить, что они получат.
Почему-то вместо того, чтобы вначале отдать крестьянам землю, а потом же предоставить возможность решать, что с ней делать, все сделали наоборот. Теперь попробуй забери то, что тебе, якобы, принадлежит. До драки дело не дошло, но скандалов хоть отбавляй. Чуть ли ни каждый день в область идут из сел ходоки, целыми делегациями, по 70 — 100 человек, искать правды и управы на бывших председателей КСП. После общих собраний, проведенных в селах, лишились кресел 132 руководителя из 483. Остальные остались на своих местах. Теперь многие из них самоуправничают.
«Новые» хозяева, создав кооперативные на базе старых коллективных предприятий, отказываются отдавать землю тем крестьянам, которые не хотят вступать в новый колхоз и сдавать в аренду свои паи. Им землю если и отдают, то плохого качества — неухоженные или вообще заброшенные участки. Зато себе оставляют вспаханные площади, засеянные озимыми. В одном селе бывший председатель КСП умудрился спрятать от людей 1800 га лучшей земли — она оказалась вне схемы паевания. С имуществом (тракторами, комбайнами, складами и т. д.) дела обстоят еще хуже — крестьян отпускают в свободное плавание с пустыми руками.
Но это всего лишь маленькая толика проблем, с которыми столкнулись сельчане в ходе реформирования коллективных сельхозпредприятий. Однако власти об этом предпочитают не распространяться. Главное — КСП больше нет. Поэтому на Одесщине, как с гордостью заявили власти, первый этап земельной реформы уже завершен. Что же в действительности — это уже вопрос второй. Что, дескать, сейчас скажешь, ведь цыплят по осени считают. Но поставив телегу впереди лошади, вряд ли можно рассчитывать на то, что она вообще когда-нибудь сдвинется с места. Всем прекрасно известно, что для проведения реформы в стране не создано элементарных условий. Не выработаны новые правила игры. Земельный кодекс, который давно устарел и противоречит Конституции Украины, только собираются менять. Инфраструктуру для того, чтобы частник смог работать в рыночных условиях, только намереваются создавать. Поэтому, поставив реформу с ног на голову, чиновники пытаются тянуть тяжелый воз старым способом — управлять сельским хозяйством сверху. И, судя по семинару, организованному в Одессе, пока что отказываться от этого привычного для них способа не собираются.