UA / RU
Поддержать ZN.ua

Утомленные землей

Земля задыхается под тяжестью трех мораториев. В том, что ее сковали и не дают выйти на свободный и прозрачный рынок, обвиняют прежде всего депутатский корпус...

Автор: Владимир Чопенко

Земля задыхается под тяжестью трех мораториев. В том, что ее сковали и не дают выйти на свободный и прозрачный рынок, обвиняют прежде всего депутатский корпус. Дескать, это они, народные избранники, проволынили столько лет и не создали законодательно-правовое поле. Поскольку сами по колено погрязли в земельных махинациях!

А не перебросить ли громоотвод от депутатов к правительству? В Заключительных положениях Земельного кодекса есть адресное предписание: Кабинету министров в шестимесячный срок после опубликования Кодекса разработать проекты законов о государственном земельном кадастре, рынке земли, государственном земельном (ипотечном) банке... Длиннющий перечень! Правительство в лице Госкомзема до сих пор тянет с разработкой некоторых из них. А ведь нужно еще наработать и принять свыше 20 первоочередных законов, соответствующие нормативно-правовые акты и государственные стандарты, нормы и правила — всего около 400 документов.

Собственно, законодательные пробелы выгодны землеустроительным органам. Именно при участии госкомземовских структур происходят манипуляции с землями сельскохозяйственного назначения, «конвертация» пашни и заповедных территорий в участки под жилую застройку. И делается это не за «спасибо». Разумеется, в сговоре с руководителями местного самоуправления, с «благословения» членов правительства, депутатов, чиновников... Всех, кто противозаконно возводит на переиначенных полях, побережьях «хатынки» с плоской крышей для вертолета или высоченные замки с башнями и бойницами.

ОООшные земли

Сельскохозяйственное общество с ограниченной ответственностью приобрело полуразваленную конюшню, принадлежавшую бывшему КСП. Сельский люд как думал? Возродят коневодство, элитное и рабочее, обустроят на выгоне ипподром, и жизнь в округе оживится. Однако руководство ООО и не собиралось впрягаться в шлею. Дело в том, что четыре глинобитные стены светили ребрами посреди 15-гектарного хозяйственного двора. Остов конюшни вместе с землей — это все, что уцелело от целостного имущественного комплекса в составе пяти коровников, механизаторского стана.

В глубинке от таких объектов воротят нос. Зато принюхиваются в селах под Киевом. Со временем ООО предъявило права на 15 гектаров и потребовало «перепрофилировать» их в земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения. А попросту говоря — под застройку.

Во-первых, чтобы обслуживать конюшню, достаточно было выделить ООО, согласно государственным строительным нормам, всего... три сотки. Во-вторых, хозяйственные дворы, как и лесополосы, дороги и прогоны, относятся к несельскохозяйственным угодьям. Вместе с пашней они составляют категорию «земли сельскохозяйственного назначения», изменение целевого назначения которых запрещено. Тем не менее через суд ООО добилось, чтобы товарные земли стали... сотками на продажу.

Подобную операцию «провернула» и столичная структура «Укрфинком». 26 июля 2001 года она заключила с КСП «Бориспольское» договор купли-продажи его валовых активов (целостного имущественного комплекса). Вместе со строениями к «Укрфинкому» перешло и право постоянного пользования двумя земельными участками общей площадью 203 гектара. Компания обратилась в Бориспольскую райгосадминистрацию Киевской области с заявлением об изменении целевого назначения пашни на земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения и о переоформлении права постоянного пользования земельными участками на право собственности на них путем бесплатной передачи указанных площадей «Укрфинкому».

19 октября 2005 года бориспольские чиновники отказали столичным «толстосумам», аргументируя свое решение тем, что «Укрфинком» — не сельскохозяйственное предприятие, а потому не имеет права на получение в собственность земельных участков сельскохозяйственного назначения. Действительно, Земельный кодекс, вступивший в действие с 1 января 2002 года, ограничил круг лиц, которые могут претендовать на право постоянного пользования земельными участками. Но «Укрфинком» получил его за пять месяцев до того, как земельная конституция вступила в действие.

Более того, в конце 2004 года Бориспольская райгосадминистрация своими распоряжениями самовольно передала половину земель столичной компании в аренду на 49 лет для ведения подсобного сельского хозяйства частным предприятиям — «Блик-С 2004» и «Принт», а часть — в собственность гражданам с этой же целью.

Обиженные обратились в... Автозаводской суд г.Кременчуг Полтавской области, и тот «именем Украины» обязал Бориспольскую райгосадминистрацию полностью удовлетворить требования «Укрфинкома».

Этот же суд в тот же день,
1 ноября 2005 года, вынес определение в пользу другого истца к той же Бориспольской райгосадминистрации. ОАО «Племенной завод «Бортничи» захотел, как и «Укрфинком», изъять товарные земли — 180,4 гектара — из сельскохозяйственного оборота и перевести их в категорию, которая дает право заниматься любым строительством. Райгосадминистрация запротестовала.

Ну, а дальше все происходило по известному сценарию. Не буду водить вас по лабиринтам статей Конституции, Земельного, Гражданского кодексов, законов, которыми оперировал суд, доказывая, что ОАО «имеет право». Только приведу любопытную аргументацию судьи:

«Согласно ч.1 раздела II Закона Украины «О Генеральной схеме планирования территории Украины» использование территории страны характеризуется значительными диспропорциями, в частности чрезвычайно высоким, экономически и экологически необоснованным уровнем хозяйственного (прежде всего сельскохозяйственного) освоения территории.

В соответствии с п.3 раздела III данного закона, определены виды и режимы преимущественного использования территории с интенсивной, преимущественно промышленной, городской жилой и общественной застройкой, к которым отнесены пригородные зоны Киева. Ввиду вышеуказанного, учитывая нормы Закона Украины «О Генеральной схеме планирования территории Украины», необходимость соблюдения экологических и санитарно-гигиенических нормативов производства сельскохозяйственной продукции, что невозможно на большей части земельных участков ввиду их размещения, и учитывая требование Земельного кодекса Украины о рациональном использовании земель, суд приходит к выводу о правомерности требования ОАО «Племенной завод «Бортничи» относительно изменения целевого назначения данных земельных участков».

Один суд, вдали от эпицентра земельной тяжбы, двумя своими решениями умертвил под Киевом 383,4 гектара особо ценных земель, то есть пашни. В результате «законного» вердикта особенно ценными они стали для двух владельцев. Это если считать не центнеры с гектара, а 25 соток на каждого потенциального застройщика по цене 8—10 тыс. долларов за сотку! А вы говорите: мо-ра-то-рий!

Пасут ли в Макарове телят?

«Пасут», но двуногих... Сессия Колонщинского сельского совета Макаровского района на Киевщине 28 февраля 2001 года решила предоставить П.Шараевскому, а 25 сентября 2001-го — В.Ковалеву в постоянное пользование земельные участки для строительства и обслуживания жилых домов. Правда, без определения их месторасположения, разработки проекта отвода, переноса границ в натуру (на местность) и изготовления документации на право пользования землей, а также без согласования не только с органом по земельным ресурсам, но и с другими институтами. Собственно, сельсовет проигнорировал требования статьи 19 действовавшего тогда Земельного кодекса.

Прошло время, и у В.Ковалева возникло вполне естественное желание приватизировать 20 соток, с которым он и обратился в сельсовет. 22 марта 2005 года были установлены и согласованы внешние границы земельного участка, а решением от 19 августа 2005-го — дано разрешение подготовить материалы инвентаризации надела для передачи его в частную собственность. Однако после изготовления технической документации выяснилось, что указанному земельному участку уже присвоен кадастровый номер и государственный акт на него выдан П.Шараевскому. Откуда взялся двойник?

Колонщинский сельсовет 21 сентября 2004 года принимает решение об утверждении технической документации по землеустройству на право собственности земельного участка в с. Березовка П.Шараевскому, на котором уже возводил фундамент... В.Ковалев.

А дальше начинается сплошная фальсификация документов. Сельсовет так загордился, что возомнил себя собственником всех земель района!

Во-первых, какое он имел право нарезать земельный участок П.Шараевскому, если тот территориально не входил в с. Березовка, а землями вне населенных пунктов распоряжается исключительно райгосадминистрация? Во-вторых, основанием для разработки технической документации по землеустройству стала выписка из решения Колонщинского сельского совета от 28 февраля 2001 года «О предоставлении и передаче в частную собственность (выделение мое. — В.Ч.) земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и строений (приусадебный участок) и ведения личного подсобного хозяйства». Если потревожить архив, то в оригинале этого решения значится совсем другое: предоставить указанный земельный участок в постоянное пользование (выделение мое. — В.Ч.)... И, в-третьих, техническую документацию Колонщинский сельский совет утвердил 21 сентября 2004 года, тогда как выводы «О согласовании технической документации и о существующих ограничениях на использование земли» районный отдел земельных ресурсов предоставил позже — 24 декабря того же года, а отдел градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства — аж 30 августа 2005-го.

Профессиональный землеустроитель должен и во сне видеть конфигурацию каждого надела во вверенной округе. Если же она размыта в воображении, то для достоверности следовало бы выехать на место и «сфотографировать» все точки. Тем более что именно это и предусматривается законом о землеустройстве: при изготовлении технической документации обязательно проводят как полевое, так и юридическое исследование. С.Завалидров, начальник Макаровского районного отдела Киевского регионального филиала «Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе», он же — субъект предпринимательской деятельности, не обременял себя прописными истинами. Поэтому техническую документацию изготовил без указания месторасположения земельного участка П.Шараевского, не согласовал границы со смежными землевладельцами и подпись председателя Колонщинского сельсовета не скрепил печатью.

Неполноценные документы стали основанием для выдачи 22 ноября 2005 года П.Шараевскому государственного акта на право собственности на земельный участок — без подписи и печати председателя Колонщинского сельского совета, зато с подписью начальника Макаровского райотдела земельных ресурсов. Оформленный с нарушением действующего законодательства государственный акт Макаровский районный отдел «Центр государственного земельного кадастра при Госкомземе» зарегистрировал в Книге записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и право постоянного пользования землей.

А как расценила этот беспредел прокуратура? Вынесла протест, чтобы сельский совет отменил решение о выделении земельного участка... В.Ковалеву. Правда, сессия не поддержала прокурорское представление.

Никого уже не удивляет, что из-за беспорядка в землеустроительных органах, хаоса в ведении документации на один и тот же земельный участок претендуют двое, а то и трое граждан. Самое интересное, что при описанной «плотности» жилищного строительства в том же Макаровском районе есть лица, владеющие... десятками гектаров под застройку. Земельными магнатами они стали при попустительстве землеустроительных служб, которые по закону должны стоять горой за каждую пядь хотя бы особо ценных земель.

Скажите, как может один человек иметь в собственности 70 гектаров пашни, которые через неделю-две уже оказываются разделенными на... дачные участки?!

До недавних пор эта схема без сбоев работала на территории Украины. Ваша задача — найти собственников четырех-шестигектарных земельных паев, выделенных в натуре, и уговорить их присоединить наделы к личному крестьянскому хозяйству (ЛКХ) с обязательной выдачей государственного акта. Понятно, что одной только словесной агитацией до крестьянских душ вы не достучитесь, потому при торгах приемлемой ценой являются... 50 долларов за сотку. Конечно, вас интересуют не разрозненные клочки, а целостный массив — полполя или поле, поближе к селу, что тоже усложняет ваши действия.

Когда все этапы пройдены, вы заключаете с собственниками богатых ЛКХ договор купли-продажи их земельных участков. Следующий шаг — договариваетесь с отделом градостроительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства райгосадминистрации, и тот дает заключение наподобие этого: «На сегодняшний день в Макаровской территориальной общине социально-экономические условия развития находятся в упадке, надлежащие условия для жизнеобеспечения и ведения жилищного строительства ограничены, а существующий генеральный план корректировки границ требует изменений, что привело к снижению развития приоритетов. В связи с целесообразностью развития жилищной застройки... разрешить изменение целевого назначения...».

Однако вердикт отдела, пусть даже и райгосадминистрации, — это еще не воля руководства РГА. А оно упирается и отказывает вам в перепрофилировании товарных земель. Тогда прямая дорога — в суд. И самый гуманный выносит столь желанное для вас решение: разрешить изменение целевого назначения земельного участка по ведению ЛКХ на земли для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных зданий и строений.

Представляете: один застройщик на нескольких десятках гектаров?! А у меня, когда приватизировал 25 соток, землеустроитель, кроме документов, потребовал еще и бизнес-план: обоснуйте, чем вы будете заниматься на этом участке?

Землеустроители в Макаровском районе на Киевщине так не придираются. Поэтому Виктор Кошель с семью купленными земельными участками стал «застройщиком» на... 70,48 гектара, Наталия Тарадайко — на 35,95, Татьяна Нетудыхата — 35, Диана Ткачук — 28,2, Эдуард Ставицкий — на 13 гектарах. «Самой бедной» в этом списке выглядит Татьяна Воронова, которой перепало всего 8,76 гектара. Отныне, верю, жилищное строительство в Макаровском районе будет развиваться стремительнее, чем в Киеве! Потому что там за сотку просят 2— 5 тыс. долларов — на порядок ниже столичных цен.

Несомненно, земельный бизнес — самый «подъемный»: купили сотку за 50 долларов, а продаете за 5 тыс.! Разумеется, на часть маржи — где-то в пределах 20% — претендуют и земельные органы. Иначе бы они так быстро не готовили документацию на выдачу государственных актов и на изменение целевого назначения. Один из фигурантов 6 февраля 2006 года купил десятки гектаров земли, 10 февраля уже имел на руках государственные акты на основе договоров о купле, а шесть дней спустя Макаровский суд Киевской области изменил ему целевое назначение «безразмерного» ЛКХ на земли застройки.

И это притом, что в Украине — дефицит бланков государственных актов. Говорят, в сейфах Госкомзема есть НЗ в количестве трех тысяч штук, но даже они не смогут удовлетворить бешеный спрос. В Одессе, например, чтобы достать бланк, жертвовали 400 долларами, тогда как раньше он стоил... шесть копеек. Оказывается, и на этом можно хорошо зарабатывать.

А зарегистрировать? За эту операцию госкомземовские органы на Киевщине потребуют с вас 250 грн. Причем даже эта немалая сумма не дает права проскочить мимо длиннющей очереди. Если же вам «приспичило» и нужно «сегодня на сегодня», платите 1200.

Кто же эти индивидуалы-латифундисты из Макаровского района, для которых не существует препятствий ни в землеустроительных органах, ни в судах, ни дефицита правоустанавливающих документов? Разочарую вас: они — простые граждане, маленькие украинцы, за которыми стоят большие люди. Одним словом, подстава...

Показательным является голосование в Верховной Раде по мораторию на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения. Юлия Владимировна пожаловалась Александру Ткаченко, что не может уговорить всех членов фракции голосовать «за». Александр Николаевич ответил: ну и ладно! Тогда я зачитаю с трибуны фамилии тех, кто занимается земельным бизнесом, и судебные решения... Членов правительства в этой сфере не меньше, чем депутатов.

Возможно, именно поэтому, под прикрытием надежной «крыши», землеустроительные органы действуют столь вызывающе? Хотя для того чтобы уволить и отправить начальника Макаровского райотдела земельных ресурсов туда, где Макар телят не пас, из сотен гектаров проданной земли достаточно и сотки. Ибо изменить целевое назначение даже крохотного клочка особо ценной земли можно только с разрешения Верховной Рады! Если по закону!

Поэтому перевод только в Киевской области 16 тыс. гектаров пахотных земель в категорию «непригодных» считаю преступлением. По восьми регионам Украины этот мартиролог насчитывает, по неофициальным данным, около 32 тыс. гектаров. Однако Госкомзем заученно повторяет: в Украине не торгуют землями сельскохозяйственного назначения!

А главного землеустроителя Макаровского района все же спровадили... И знаете куда? Заместителем председателя Госкомзема! Знающие люди уточняют: из погреба — и в заместители! Дело в том, что какие-то похитители продержали нашего героя более двух недель взаперти, требуя выкуп. Очевидно, наводчики ошиблись адресом и объектом...

Уцелевший землемер в Госкомземе курирует кадастр и рынок земли, а следовательно, «макаровский опыт» может стать достоянием всей Украины. Тогда дело дрянь!

Законодательное болото

Меня убеждают, что закон Василия Цушко «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины (относительно запрета продажи земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов») перекрыл все лазейки для спекуляций с товарными землями. Говорят, он даже переборщил, поскольку мораторий стреножил хозяйственную деятельность: промышленники не могут взять в аренду земли под разработку газовых или нефтяных скважин, инвесторы из-за неопределенности не разворачивают инфраструктурные сети... Госкомзем опомнился и обещает откорректировать пункт об изменении целевого назначения.

Обходные пути были и будут. Помните, раньше райгосадминистрации имели право отводить не более 10 гектаров пахотных земель, многолетних насаждений и лесов первой группы. Все, что свыше нормы, решал Кабинет министров. Так вот, чтобы не связываться с Киевом, районное руководство писало проходные 9,99 гектара. Изменения в Лесной кодекс урезали аппетиты местных органов — до одного гектара леса. А пашни и многолетние насаждения из-за чьей-то небрежности оказались в полном ведении Кабмина. Если бы Госкомзем координировал законодательство, то у местных властей не отобрали бы все полномочия. Теперь нужно исправлять ошибку, снова внося изменения в законы.

Или в государственном бюджете записали: земли государственной собственности, на которых расположены государственные предприятия, запрещено передавать в коммунальную собственность. По моему разумению, в главной финансовой книге страны декларируют: даем деньги или нет! А тут вдруг норма, на год законсервировавшая размежевание земель...

А что касается «запретительной» стены Василия Цушко, то и в ней нашел лазейку. Продажа земель для садоводческих нужд разрешена? Тогда идите в вуз, отберите на тендере 50 студентов и за 50 долларов каждый пусть напишет заявление о вступлении в садоводческое общество. По их паспортам оформляете на них по 12 соток, потом — отвод в частную собственность. На основании этого заключаете договор купли-продажи с каждым из 50 студентов и становитесь собственником шести гектаров земли. А дальше — нанимаете рабочую силу, технику и роете котлованы под дачи.

И все же при некотором несовершенстве закон социалиста дал Украине тайм-аут, чтобы подготовиться к введению рынка земли. Подавляющее большинство считает, что он стартует после принятия двух законов — «О государственном земельном кадастре» и «О рынке земель». Ага, готовьте шелковую ленточку и ножницы!

Судя по развитию событий в парламенте, закон о кадастре примут первым. Но что он задействует, если сегодня в Украине нет автоматизированной системы ведения государственного кадастра? Для ее внедрения «нормальным» странам понадобилось почти десять лет, а для такой, как наша, сколько нужно времени? Вон Госкомзем уже четырнадцатый год пытается (и безрезультатно!) внедрить автоматизированное ведение государственного земельного кадастра.

Нынче государственную регистрацию земельных участков осуществляют в составе так называемого государственного реестра земель, который состоит из двух частей. Первая — книга записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли с указанием кадастровых номеров земельных участков. И вторая часть — Поземельная книга, содержащая сведения о земельном участке. То есть фактически речь идет о регистрации на бумажных носителях, тогда как внедрение электронной «версии» Государственного земельного кадастра только разворачивается. Элементы этой системы носят локальный характер и не объединены в единую сеть. Именно поэтому Международный банк реконструкции и развития приостановил финансирование развития системы кадастра, являющееся составной частью займа.

Объединение функций контроля за формированием земельных участков через государственную землеустроительную экспертизу и лицензирование землеустроительных организаций, экспертной оценки земельных участков и контроля за такой деятельностью в одном органе создает предпосылки для злоупотреблений в сфере земельных отношений. Поскольку Госкомзем, осуществляя контроль за соблюдением земельного законодательства и регистрируя права на землю, будет контролировать от лица государства свои же действия. А отсюда — и субъективизм в принятии решений, и коррупция, и взяточничество... Подтверждение тому — описанные «земельные» события в Бориспольском и Макаровском районах Киевщины.

Почему же Госкомзем руками и ногами вцепился за регистрацию прав на землю? Потому что это доходное дело! Хотя, по большому счету, его действия нелегитимны, поскольку, в соответствии со статьей 33 закона о местном самоуправлении, указанные функции должны выполнять местные советы. Чтобы узурпировать этот процесс, в свое времени кадастровые центры изъяли в сельсоветах книги регистрации. И сейчас госкомземовская структура приводит единственный аргумент в пользу исключительного права заниматься регистрацией: мы на 15 млн. грн. заказали книг регистрации, и они у нас...

Если в законопроекте о государственном земельном кадастре эта тема для ведомства центральная, то главное в документе о рынке земель — подмять его под себя. К сожалению, даже такое жгучее желание Госкомзем не сумел как следует изложить на бумаге. Кто будет продавать землю — есть, а как, кому и сколько — нет.

И это при том, что с момента принятия Земельного кодекса кабминовский законопроект о рынке земель шел к Верховной Раде долгих два года и четыре месяца. А когда депутаты внесли три собственных законопроекта, правительство отозвало свой вариант, понимая, что он сырой. Таким образом, с одной стороны, исполнительная власть настаивает на ускорении внедрения рынка земель, а с другой — самоустраняется от наработки правовой базы.

Из трех законопроектов сделали один, более или менее удобоваримый. Но ум, пускай даже и депутатский, не всемогущ: к законопроекту еще есть немало замечаний. Снятие его с рассмотрения — самая большая трагедия для тех, кто обещал с 2008 года привести рынок земли в действие. Чтобы не произошло сбоя, председатель аграрного комитета ВР Михаил Гладий вынужден призвать на помощь Леонида Новаковского, автора трех Земельных кодексов: «Прошу вас, как академик академика...» И «мозговая» группа в составе четырех человек, на добровольных началах, профессионально выписывает статьи, чтобы в марте доработанный законопроект вынести на сессионное рассмотрение.

Зато законотворческая «холодность» Госкомзема мало кого волнует. Не верю, что глава ведомства с шестью заместителями, ежемесячно получая из бюджета свыше 15 тыс. грн. зарплаты каждый, не могут подготовить законы, способные сломать «схемы» разбазаривания земли, в которых лучше их никто не разбирается. Или хотя бы добросовестно исполнять уже действующие законы. Ведь и без моратория можно было прекратить манипуляции с землями ЛКХ под застройку, трезво вчитавшись в закон о личных крестьянских хозяйствах. Если тебе и выделили землю для этих потребностей, то можешь использовать ее только индивидуально, а не перепродавать.

Таким образом можно было уберечь от варварской застройки и крымское побережье, и Никитский ботанический сад, и особо ценные, причем государственной собственности, земли Института земледелия в Чабанах под Киевом, и по соседству — Института садоводства... Это при условии, если государственнические интересы доминируют над частными. А если госкомземовский чиновник приезжает в Крым наказывать строительную компанию за сооруженную «высотку» в дендропарке и за ее средства роскошествует в люксовском номере «Ореанды», где сутки проживания стоят 420 долларов? Да еще и требует «мировую» в виде легковушки, квартиры в Крыму и 20 тыс. долларов в придачу...

Попробовал бы какой-нибудь председатель Госкомзема в 1970-х годах, при Никифоре Тимофеевиче Кальченко, первом зампреде Совета министров, оформить на дочку десять соток земельки на горе напротив моста Патона. Или же за полгода службы изловчиться переписать на сына... 328 паев (каждый — в среднем четыре гектара) в Киевской области. Его бы просто вышвырнули! Вместе с полным «джентльменским» набором: исключением из партии, выпиской из Киева и уголовным делом...

Чиновники рангом пониже тоже не дремлют. С несколькими из них встречался на семинарах под общим лозунгом «Как обойти земельное законодательство», где они выступали модераторами. О контингенте слушателей можете судить сами: участие одного лица — 2000—2500 грн. И, знаете, желающих «кинуть» государство в земельных вопросах набился полный зал.

По сути, государство утратило контролирующий орган по земельным ресурсам. Утратил самостоятельность и сам Госкомзем, деятельность которого правительство через несколько месяцев будет координировать уже через Министерство охраны окружающей природной среды. Реорганизация Комитета в Государственное агентство земельных ресурсов, по-видимому, повлечет за собой и кадровую перепланировку. Но даже при «клятвенной верности» руководства Госкомзема правительству у ведомства, вероятнее всего, отберут несколько привилегированных полномочий.

Дмитрий Ворона, заместитель министра охраны окружающей природной среды, подтвердил, что Госагентство сохранит за собой функции по ведению государственного земельного кадастра и землеустроительных работ. Не изменится юридический статус и территориальных органов Агентства. Чиновник ни единым словом не обмолвился о том, что за Госагентством остается регистрация вещных прав на недвижимое имущество, что может свидетельствовать о сужении монопольной деятельности.

Тем более что в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений». Минюст настолько обоснованно доказывает, почему именно ему нужно передать эти функции, что не остается сомнений: именно так и произойдет.

Все утомлены землей. Президент, чьи два указа — №1643 от 21 ноября 2005 года и №644 от 25 июля 2006-го — должны были прекратить земельную вакханалию. Но исполнительная власть попросту игнорирует их. Достал и бесконечный мораторий, в котором Виктор Андреевич усматривает нарушение конституционных прав граждан. Но в Конституции есть и другое ключевое положение: права на землю приобретаются и реализуются в соответствии с законом. А государство со специальным законом, о рынке земель, медлит... Так кого обвинять?

Не выберется из цейтнота Кабмин, постоянно нарушая сроки подачи в ВР законопроектов, в основном недоработанных. Устала и Верховная Рада. Со времени принятия постановления «Современное состояние и перспективы развития земельных отношений в Украине» по результатам парламентских слушаний прошло полтора года, а ситуация еще больше обострилась.

Дискутируют партии, прошедшие в парламент. Мораторий рано или поздно закончится, и нужно будет определяться с рынком земли. «Продавать или нет?» созвучно «проигрывать или нет?» на следующих выборах. Приходится все чаще сверяться с общественным барометром. Согласно последнему опросу центра социальных исследований «София», 37,5% респондентов считают, что куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения вообще не следует разрешать, а 45,2% опрошенных прогнозируют, что негативных последствий от внедрения рынка земли больше, чем положительных.

Притаились «латифундисты», скупившие земли вокруг аэропорта «Борисполь», и те, по которым пройдет будущая кольцевая дорога... Эти ждут принятия закона о выделении земель для общественных потребностей, чтобы в подходящий момент вкатить государству такую сумму для выкупа территорий, от которой то согнется в три погибели.

В неведенье Иван с Марией. Дойдет ли до их депрессивного села тот спасительный рынок земли? Кто положит глаз на их 10-гектарный пай посреди бывшего колхозного поля? Скорее всего, деду с бабой ничего не останется, как, по Высоцкому, «согласиться хотя бы на рай в шалаше, если терем с дворцом кто-то занял».

Руководители Госкомзема тоже при деле, с головой окунулись в разработку законопроектов, которые... не фигурируют в списке первоочередных. Об определении межевых знаков, порядке их установки, восстановлении границ земельных участков... Конечно, колышки тесать всегда легче!