UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уроки «кройки» и «шитья» на полотне профессиональных объединений в АПК

До сих пор ни одному министру не удавалось сложить вместе детали хотя бы одного монопродуктового ...

Автор: Владимир Чопенко

До сих пор ни одному министру не удавалось сложить вместе детали хотя бы одного монопродуктового рыночного механизма, объединить профессиональные интересы производителей, посредников, переработчиков и торговцев как на горизонтальном, так и на вертикальном уровне. Поэтому и слышны только отдельные голоса ассоциаций «Укроліяпром», «Укрцукор», «Укрмолпром», других, озабоченных проблемами сугубо промышленных предприятий. Но почему же молчат поставщики сырья — производители подсолнечника, свекловоды и дояры? Назовите хоть одну силу, в полной мере представляющую ту или иную отрасль АПК, заставляющую считаться с ней правительственных чиновников!

Положить начало объединительным процессам в этой сфере призван был закон «Об отраслевых формированиях (ассоциациях, союзах)» Олега Юхновского, идею которого подсказали низы. Однако при доработке документ претерпел кардинальные изменения, и не оставалось ничего другого, как... заново переписать его. Но уже с учетом европейского опыта, прежде всего французского, и под новым названием — «О профессиональных и межпрофессиональных объединениях в агропродовольственной сфере».

Этот законопроект Верховная Рада приняла в первом чтении 18 октября. Однако скорейшему братанию в АПК может помешать чрезмерная предвыборная политизация.

Французские «закройщики»

Мишель Филипп Дюран, советник партнерской французско-украинской программы, признался, что помолодел... на 30 лет. Дискуссии вокруг украинского законопроекта вернули его в 1975 год, когда Национальная ассамблея и сенат Франции приняли закон «О межпрофессиональных организациях в области сельского хозяйства».

Так называемые профессиональные семьи (межпрофессиональные объединения) в цепочке «производство—переработка—торговля» появились уже после формирования в каждой из сфер ассоциаций, союзов, кооперативов. Со временем их количество увеличилось настолько, что возникла проблема диалога, защиты интересов как операторов различных звеньев производства продовольствия, так и потребителей. Поэтому «центром решений» каждого продуктового подкомплекса и стали межпрофессиональные организации, которых во Франции насчитывается около 60.

Механизм функционирования таких объединений французы определили 9 июля 1999 года в законе и дополнили правительственным постановлением, закрепляющим условия вступления и выхода из межпрофессиональной организации. Со временем такие организации адаптировались к регламентам Европейского Союза. Еврокомиссия признает и всячески поддерживает развитие подобных структур во всех странах-членах сообщества.

Если сравнивать деятельность французского ONIVINS — межпрофессионального национального бюро по вину — с несколькими нашими келейными «винными» ассоциациями и корпорациями, так это — небо и земля. Назовите в Украине государственное учреждение, без которого не обходится ни один этап виноделия, начиная с черенков и заканчивая внутренней продажей и экспортом напитков? Была когда-то... А во Франции бюро регулирует и контролирует посадку виноградников, возмещает убытки в случае полного прекращения их выращивания в отдельных зонах, содействует производству виноградного сока, сбыту винного спирта, компенсирует затраты при сертификации продукции, субсидирует экспорт...

ONIVINS аккумулировало потенциал питомнических хозяйств, частного сектора и кооперативов по производству вина, закупочных и сбытовых структур. Как настоящая служба конъюнктуры рынка вина, бюро готовит экономические обзоры развития отрасли. Ориентироваться в разветвленной отрасли помогают четыре специализированные комиссии: по посадочному материалу, винам регионов, производству сидра и винного спирта. Профессиональный штат из 350 агентов, 260 из которых работают в восьми региональных представительствах ONIVINS, постоянно контактирует с операторами отрасли. Государственная поддержка винодельческого сектора Франции осуществляется исключительно через бюро.

Но мне чаще приходится иметь дело с ONIC — Национальным межпрофессиональным бюро по зерновым, общаться с Мишелем Ферре, советником генерального директора этого учреждения. Как выглядела зерновая отрасль в 1936 году, до появления профессиональной общественной организации с государственной формой управления? 1,9 млн. земледельцев на 10,7 млн. гектаров выращивали 15 млн. тонн зерновых. А теперь для сравнения прошлогодние данные: производителей зерна — 350 тыс., совокупное производство — 69,5 млн. тонн. Валовой сбор мягкой пшеницы с 8 млн. тонн возрос до 37,5, ячменя — с миллиона до 11 млн. тонн.

Поначалу межпрофессиональная организация имела право устанавливать гарантированную цену на пшеницу для производителей, запрещала мукомольным предприятиям и другим клиентам покупать зерно напрямую у товаропроизводителей, способствуя расширению сети закупочных и сбытовых кооперативов. Серьезными рычагами влияния были гарантии по финансированию закупки зерновых кооперативами, торговыми операторами, контроль за наличными расчетами при закупках пшеницы, монополия на внешнеторговую деятельность.

С годами шлифовались и функции ONIC: какие-то организация теряла, какие-то приобретала. Например, в 1962 году (период начала внедрения Общей аграрной политики) лишилась полномочий устанавливать гарантированную цену при закупке. Однако усилилась роль в статотчетности по зерновым культурам, ежегодном опросе по качеству французской пшеницы, стимулировании ее сбыта в ЕС, при подписании меморандумов по внутренним перевозкам зерна. Сегодня ONIC — интервенционное учреждение, не жалеющее средств для того, чтобы в зерновом секторе Франции выполнялись принципы Общей аграрной политики, и первое в Европе, платящее дотации в пользу ЕС.

Украинские «ножницы» и «иголка с ниткой»

Первыми в ассоциации и объединения самоорганизовались переработчики. Собственно говоря, к этому их подтолкнули непродуманная аграрная политика, отсутствие стратегии развития родных им отраслей, стремление коллегиально противостоять чиновничьему произволу, «проталкивать» через депутатов законодательные инициативы. Полагая, что переработчики вряд ли будут отстаивать интересы крестьян, центральное аграрное ведомство спешно плодило ассоциации товаропроизводителей: свеклы, кукурузы, молока, картофеля... Однако ни одно из формирований так и не поднялось до национального уровня, а прозябает в ожидании бюджетной милостыни.

Причин тому несколько. Первая: через отраслевые общественные организации МинАП «прокачивает» бюджетные средства на поддержку того или иного сектора АПК. Следовательно, возглавлять структуру должен «свой» человек, который радеет больше о собственных интересах, нежели об интересах многочисленной общины. По сути, такие профессиональные объединения абсолютно оправдывают название «карманных». Добавьте и политическую окраску этих ассоциаций, полностью соответствующую партийности министра.

Вторая причина: крестьяне неохотно объединяются в подобные структуры еще и потому, что и без членства в них им уютно. В унисон с главным аграрным руководителем они считают, что «государство должно» организовать эффективное производство, помочь дотациями, компенсировать убытки, причиненные ураганом, градом, засухой... При такой опеке крестьяне не научились разговаривать на равных с посредниками, переработчиками. Иногда целые села бастуют из-за низкой закупочной цены, скажем, на молоко. Один день вредничают, другой, третий... Удой скисает, живая копейка карман не тянет, деваться некуда — вот и приходится сдаваться с потрохами заготовителям.

Собственно говоря, сколько министерские «реформаторы» ни мерили и резали, скроить архитектонику рыночных отношений всех участников агропродовольственного производства им не удалось. Какие же «лекала» предлагает законопроект №5702 «О профессиональных и межпрофессиональных объединениях в агропродовольственной сфере»? Прежде всего — правовые и организационные, которые будут способствовать функционированию самоуправляемых профессиональных и межпрофессиональных формирований, защищать общие экономические интересы и паритетно выравнивать доходы участников всех звеньев производства продовольственной группы товаров. Следует понимать, что это еще одна попытка организовать раздробленных производителей сельскохозяйственного сырья, дающих более 80% молока, мяса, картофеля, овощей.

С появлением законопроекта некоторые органы, а именно профсоюзы, упрекали его автора — дескать, посягает на их «территорию». Но, читая законы о предприятиях, сельскохозяйственной кооперации, объединениях граждан, другие, не нашел в них четкой конфигурации отношений производителя, заготовителя, переработчика, транспортника, торговца в продвижении того или иного товара к покупателю, рычагов государственной поддержки межпрофессиональных объединений, принципов взаимодействия последних с органами исполнительной власти и местного самоуправления. Ни один из действующих законов не учитывает специфические отношения, характерные только для АПК. И еще одно: в законопроекте не нашел ни одного политического термина — он пронизан исключительно экономикой.

Какой же будет будущая агропродовольственная пирамида? Внизу — профессиональные объединения, состоящие из субъектов хозяйствования каждой отдельной отрасли. В свою очередь, такие формирования на промежуточном, внутриотраслевом, уровне могут группироваться в союзы, федерации и т.д. Последние и формируют межпрофессиональные объединения — на областном, межрегиональном и национальном уровнях. Ну, а верхушка этой пирамиды — Высший сельскохозяйственный совет при... Министерстве аграрной политики, который будет координировать деятельность всех профессиональных и межпрофессиональных объединений, согласовывать действия с органами государственной власти.

Скажу откровенно: с таким подчинением можно с уверенностью ставить крест на благом начинании. Возможно, в будущем, когда МинАП из терминатора превратится в созидателя, ему можно будет доверить эти функции. Но не сегодня...

Что касается государственного финансирования, пусть даже частичного, то здесь тоже возникает немало вопросов. Прежде всего, таким образом власть будет пытаться разменять независимость новых структур, направить их в «государственное» русло. Хотя, с другой стороны, на одни членские взносы или добровольные пожертвования вряд ли проживешь... Впрочем, в той же Франции ONIC функционирует за счет налогов с производителей зерна, причем по прогрессивной шкале: при поставке менее десяти тонн фермер освобождается от уплаты. Но там межпрофессиональная жизнь базируется на трех основополагающих принципах: представительство, равенство, единогласие. Вот почему именно органы государственной власти контролируют привлечение в межпрофессиональные объединения каждой из профессиональных организаций соответствующей отрасли. Например, в центральный совет ONIC входит 51 человек, из которых 26, включая президента центрального совета, — производители, 15 — переработчики, три — торговцы, два — потребители и пять рабочих.

Как и чем измерять наше «представительство», которое, кстати, должен подтвердить еще и Кабмин, в отечественном законопроекте сказано нечетко.

Узаконит ли Украина еще одну европейскую новацию — назначение аграрного министра по согласованию с межпрофессиональными объединениями? Шаг, как мне кажется, на сегодняшний день действительно революционный. Во многих европейских странах претендентов на министерский портфель пропускают сквозь горнило общественных организаций, и выигрыш от этого обоюдный.

Забегая наперед, скажу: учитывая реалии, законопроект №5702 ко второму чтению существенно изменится. В нем будут учтены и дельные предложения руководителей уже действующих отраслевых структур.

Василий Ярошовец,
первый заместитель председателя Всеукраинского союза сельскохозяйственных предприятий:

— Очень хорошо, что законопроект базируется на добровольности, заинтересованности товаропроизводителей в создании таких объединений. Но если мы декларируем самостоятельность, преемственность, то как быть, если действия государства не будут совпадать с нашими интересами, а подобное случается часто? Мириться или противостоять? Каким образом? На мой взгляд, в законе должны быть четко прописаны варианты.

Что касается структуры ассоциаций, то меня беспокоит их громоздкость: районные, областные, национальные... А если несколько крупных структур, скажем, создают ассоциацию на горизонтальном уровне, без районных и областных ячеек? Вписываются ли такие объединения в требования законопроекта?

Если говорить о Высшем сельскохозяйственном совете, то мы не застрахованы от того, что министр — сегодня один, завтра — другой — не будет тасовать руководство профессиональных и межпрофессиональных объединений, как это происходит сейчас.

Людмила Зинченко,
генеральный директор ассоциации «Укроліяпром»:

— Мы — за диалог с властью, особенно в условиях, когда министерство перешло от отраслевого принципа управления к функциональному. Вся информация о деятельности того или иного сектора аграрного рынка сосредоточивается именно в ассоциациях. Но МинАП, используя наши данные, предложения о законодательных изменениях, даже не информирует о дальнейшем ходе событий. Свежий пример: в свое время отраслевые объединения пищепрома подали замечания к изменениям в Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья». Но их не учли. Президент подписал закон, он вступил в действие, и теперь мы кричим «караул!» и шлем вдогонку предложения по изменению принятых изменений... Уверена, если бы функционировал коллегиальный орган из представителей власти и отраслевых объединений пищевой промышленности, координирующий политику в сфере качества и безопасности отечественных продуктов питания, подобных глупостей не совершали бы. Надеюсь, с принятием закона игра в одни ворота прекратится.

Василий Бондаренко, председатель правления Национальной ассоциации «Укрмолпром»:

— Я тоже бывал во Франции, знакомился с их опытом и считаю, что не все из него приживется у нас. Если там производство молока сконцентрировано, существует четкая специализация, то в Украине почти три миллиона сдатчиков молокосырья. Следовательно, нужно создавать кооперативы. На каких принципах? Самостоятельной, полугосударственной организации? За чьи средства будут содержаться профессиональные и межпрофессиональные объединения? Если, согласно законопроекту, мы — общественные неприбыльные организации, это одно, а за бюджетные средства — другое. А если будем заниматься хозяйственной деятельностью, то нужно сдаваться фискальным органам.

Что касается представительства, то в нашем аграрном ведомстве настаивают: только одна профессиональная ассоциация должна входить в межпрофессиональную. Возьмем Польшу: две ассоциации — бизнес-структур и кооперативных предприятий. Во Франции — две, столько же в Германии. Я бы и третью не запрещал при условии, что каждая ассоциация должна представлять не менее 51% перерабатывающих мощностей.

Николай Ярчук,
председатель Национальной ассоциации «Укрцукор»:

— Больше всего опасаюсь, чтобы этот закон во время доработки не переделали на... политический лад. Тогда партии будут помыкать нами — каждая по своему усмотрению.

К сожалению, у нас нет законов ни о Кабинете министров, ни о министерствах, ни об отраслевых формированиях. Последние в свое время в системе, которая уже ушла в историю, выполняли определенные функции на областном, региональном и государственном уровнях и формировали отраслевую политику. Сегодня эта система разбалансирована, и принятие закона «О профессиональных и межпрофессиональных объединениях в агропродовольственной сфере» позволит остановить разрушительные процессы.

Считаю, именно ассоциации должны заниматься кадровой политикой: за эти годы мы почти полностью растеряли специалистов. И где? В сфере, непосредственно связанной с безопасностью и здоровьем нации! На днях руководителем одного из сахарных заводов назначили бывшего директора... кладбища. Быть может, это символично?!

...Срок пребывания Мишеля Дюрана в Украине в качестве советника подходит к концу. Он надеется, что в следующем году, приехав в Киев уже в качестве туриста, сможет ознакомиться не с набросками, а с законом. Не хуже французского.