UA / RU
Поддержать ZN.ua

СТАНУТ ЛИ ВАРАНТЫ КРЕСТЬЯНСКИМ ГАРАНТОМ?

Принятый 4 июля 2002 года Закон «О зерне и рынке зерна в Украине» ввел обязательную сертификацию складов зерна и систему складских свидетельств (варантов)...

Автор: Владимир Чопенко

Принятый 4 июля 2002 года Закон «О зерне и рынке зерна в Украине» ввел обязательную сертификацию складов зерна и систему складских свидетельств (варантов). Но Кабинет министров не уложился в определенный законом трехмесячный срок, чтобы подготовить и представить на рассмотрение парламента изменения и предложения к законам Украины, привести нормативно-правовые акты в соответствие с законом о зерне. Первым реальным, хоть и запоздалым, шагом стало принятие постановления №510 от 11 апреля с.г. «Об обеспечении сертификации зерновых складов на соответствие услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, введение складских документов на зерно».

Первые бланки варантов вот-вот увидят свет. Станут ли они для крестьян эффективным финансовым инструментарием?

После вступления закона о зерне в силу первыми всполошились банкиры. И было от чего. Новшество — складская квитанция, простое и двойное складское свидетельство — законодательно не нормировано, к тому же диссонирует с существующей системой кредитования агропромышленного комплекса, в частности, зерновых закупок. Из-за отсутствия утвержденных форм складских документов, а также с безусловным переходом к государству права собственности на не выкупленное товаропроизводителями залоговое зерно, что и предусматривал закон, банки-кредиторы могли остаться без реального залога. Естественно, финансовые институты требовали от Кабмина как можно скорее защитить их права, утвердить реестр складских документов. Однако в прошлом году система так и не сработала. И как гарант обеспечения возвращения кредитов банки продолжали использовать залог основных средств (техника, сооружения, здания, скот), оборотных (будущий урожай, молодняк скота), а также личное имущество руководителей и основателей сельхозпредприятий.

Судя по уверениям правительственных чиновников, в этом году складские свидетельства пройдут тест в полевых условиях — во время страды. 2003-й станет последним в жизни устаревшей формы №13 — товарной накладной, известной еще со времен бывшего Союза. Инициатором введения системы складских документов выступил Европейский банк реконструкции и развития. Этому предшествовал соответствующий меморандум, подписанный 17 января 2002 года, по которому европейский финансовый институт обязался содействовать введению складских документов. Аналогичные модели ЕБРР апробировал в Польше, Болгарии, Венгрии, Казахстане. Выбор Украины — не спонтанный. Два последних года она намолачивала рекордный урожай зерновых, и к ней как потенциальному экспортеру хлеба приковано внимание маститых зерноторговых компаний мира. Механизм складских свидетельств, по мнению экспертов ЕБРР, — это возможность увеличить поступление реальных средств и, в частности, в первичное сельское хозяйство.

Принципиально, что эти средства будут поступать сельхозтоваропроизводителям в послежатвенный период. Ведь не секрет, что зерно чуть ли не из-под комбайна забирают те, кто снабдил фермеров и крестьян семенами, горюче-смазочными материалами, минеральной подкормкой, средствами защиты. ЕБРР будет кредитовать владельцев зерна по новой кредитной линии в случае введения в Украине системы складских свидетельств, употребляя их как залоговый инструмент.

Разработчики не действовали вслепую: складские документы прописаны во многих странах. Более чем 80-летний опыт работы с аналогами украинского варианта накоплен американцами. Заокеанский фермер может не только надежно хранить зерно на элеваторе, но и имеет право получить финансовый документ на стоимость хлеба, цена которого определяется на биржевых торгах. Этот документ служит средством залога для получения кредита, может быть продан или подарен.

Не грех взглянуть и на северного соседа. В России, согласно статьям 886—922 действующего Гражданского кодекса, установлен порядок, по которому товарный склад в подтверждение принятого товара выдает один из следующих документов: складскую квитанцию, простое или двойное складское свидетельство. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей: собственно свидетельства (часть А) и закладной (варант, часть Б), которые могут быть отделены друг от друга. Держатель части А распоряжается зерном, а вот взять его со склада может только после погашения кредита, выданного по залоговому свидетельству и обеспеченного залогом. Владелец варанта (части Б) имеет право залога на зерно в размере предоставленного ему по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему. Но, кроме права складских документов на существование, в Гражданском кодексе законодательно не выписаны механизмы оборота этих бумаг, лицензирования товарных складов и контроля над добросовестностью действий участников рынка. Следовательно, нужен специальный закон.

Первый проект федерального закона о складских свидетельствах Зерновой союз России предложил еще в 1996 году. Рассмотрение его в Госдуме затянулось до апреля 2001 года, однако одобренный документ отклонил Совет Федерации, и теперь слово за согласительной комиссией.

В России по сей день не утвердили форму складского свидетельства. Точнее, в опосредованном виде варанты существуют, но с точки зрения законодательства они нелегитимны. Скажем, в Самарской области, где проводился эксперимент, приняли соответствующие постановления, позволившие создать и запустить в действие документ, именуемый складским свидетельством. Однако при серьезном рассмотрении он не несет никаких обязательств. Более того, концептуальные подходы, предоставлявшие ему статус ценной бумаги, привели к тому, что два абсолютно разных рынка — сельскохозяйственной продукции и ценных бумаг — смешались и возникла путаница. Специалисты приходят к выводу, что на данном этапе, учитывая слаборазвитый фондовый рынок с его элитностью и недоступностью для обычных пользователей, складские свидетельства лучше рассматривать как складской товарораспорядительный документ.

Собственно, именно такой выбор сделала и Украина. Легитимность варантов подтверждена Законом «О зерне и рынке зерна в Украине» и новым Гражданским кодексом. Разработчикам системы складских документов удалось отстоять позицию, что варанты — товарораспорядительный документ, а не ценная бумага, поэтому не требует лицензирования. Отсюда и облегченная, в определенном смысле, процедура их выпуска. Кроме того, эта позиция вполне отвечает регуляторной политике нашего государства. Хотя некоторые горячие головы, по российскому аналогу, настаивали на лицензировании этого вида деятельности. То есть, в сущности, получалось: для того, чтобы хранить зерно, субъект рынка должен был покупать... разрешение.

— Тем самым мы бы перечеркнули выстраданные и принятые законы, которыми доказываем всему миру, что государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность, — пересказывает перипетии дискуссий Виктор АНДРИЕВСКИЙ, координатор Проекта введения складских свидетельств, академик Украинской Академии наук национального прогресса. — Считаю, это была попытка определенных клановых структур взять под контроль оборот и учет нового вида документов.

— Эти барьеры уже позади. Вы вышли на финишную прямую. Что прежде всего нужно, дабы система заработала?

— Создать независимый экспертный сертифицирующий орган, который бы в рамках Министерства аграрной политики, в соответствии с действующим законодательством, провел аттестацию всех зерновых складов на их соответствие требованиям техническим, экологическим, финансовой надежности и квалификационному уровню персонала склада и лаборатории. Согласно положению, зерновой склад, прошедший сертификацию по стандартам ІSО 9002 или 9004, автоматически получает сертификат. Это будет стимулировать элеваторы гармонизировать свои стандарты с европейскими и мировыми, следовательно — улучшать качество продукции. Начиная с 1 января 2005 года, не имеющие сертификата соответствия зерновые склады будут лишаться права принимать на хранение зерно и продукты его переработки, а также выдавать складские документы в случае предоставления услуг третьей стороне. Это касается и собственного зерна зернового склада, используемого не только для собственного потребления.

Разрабатывая типовую форму контракта по услугам хранения хлеба, бланки складской квитанции, простого складского свидетельства и двойного, мы обстоятельно проанализировали положение закона о зерне и пришли к выводу, что в действующем законе о зерне все-таки не выписаны такие концептуальные положения, как создание необходимых гарантийных фондов выполнения обязательств по складским документам в случае дефолта элеватора. Экспертная группа предложила некоторые изменения и дополнения. Приняв их по упрощенной процедуре, можно разрабатывать следующие нормативные акты на уровне постановлений Кабинета министров. Вместе с тем это подтолкнуло нас к мысли выработать новый закон о гарантийных фондах, о которых в законодательстве не сказано ни слова. Из-за отсутствия регуляторной базы новообразованный гарантийный фонд окажется незащищенным от возможных посягательств.

— Существует ли сценарий создания такого института?

— Например, правительство Болгарии предоставило зерновикам заем на два года, который они возвратили. В Соединенных Штатах Америки первые два года собирали 0,25 цента с каждого бушеля, проданного через элеватор, и фонд аккумулировал уставный капитал в размере 6 млн. долларов. По закону, только в случае, если уровень уставного фонда после выплат, дефолта падает ниже 3 млн. долларов, они снова начинают собирать по 0,25 цента с бушеля. Но за 22 года работы фонда уровень его наполнения никогда не опускался до критической отметки.

Как по мне, учредителями фонда должны стать основные пользователи: банки, товаропроизводители, элеваторы и мощные трейдеры. Совет директоров фонда, избранный из представителей каждого сектора или группы, в случае дефолта элеватора вводит временное управление. Тогда и банк спокойнее и с большим уважением будет относиться к складским свидетельствам, и фермер будет чувствовать себя защищенным, и хозяин элеватора будет понимать: если хранение зерна — его профессиональное кредо, то не стоит приторговывать еще и нефтью или золотом.

— Система временного управления — это, скорее, идея, нежели узаконенная форма. Тем более такой шаг можно расценить как вмешательство в предпринимательскую деятельность...

— Почему? У нас подобные отношения существуют в финансовом секторе. В деятельность коммерческих финансовых учреждений Нацбанк не вмешивается, но, в определенном понимании, регулирует ее. И в случае банкротства коммерческого банка вводит режим санации, временного управления. То есть прецедент у нас уже существует. Как видите, можно использовать опыт украинского финансового сектора или же создать системы, апробированные в Штатах, Болгарии.

— В моих руках — образцы разноцветных складских свидетельств. Размером с «екатеринки» — раритет нумизматов... Объясните популярно, «для крепостного крестьянина»: как ими пользоваться? Кому достаются «вершки», а кому — «корешки»?

— Складские свидетельства действительно можно приравнять к деньгам, поскольку они имеют одиннадцатиступенчатый уровень защиты и подделка их будет сурово наказываться.

Давайте сначала четко определимся в терминологии, что, собственно, и сделано в Законе «О зерне и рынке зерна в Украине». К складским документам на зерно относятся: складские квитанции, простые складские свидетельства и двойные складские свидетельства. Относительно модного словца «варанты», это — неофициальное название только второй составной (часть Б) двойного складского свидетельства — закладной. В постановлении Кабинета министров №510 от 11 апреля 2003 года утверждены реквизиты всех трех видов складских документов и их формы, порядок выпуска бланков складских документов на зерно, их передачи и продажи зерновым складам, а также форма договора складского хранения зерна. Поэтому мой совет: давайте будем использовать официально принятую терминологию относительно складских документов и их составляющих частей.

А как они будут «ходить»? Самое главное: по этим документам зерновой склад на срок хранения гарантирует, что такое-то зерно, в таком-то количестве и такого-то качества принадлежит такому-то лицу и оно может забрать его когда угодно. Если вам нужно взять кредит в банке, просите зерновой склад, где хранится ваш хлеб, выписать двойное складское свидетельство. Банк оставляет у себя часть Б и этим самым он вас кредитует, а часть А остается у вас. Такая же копия хранится на зерновом складе.

Для порядка во всей этой «кухне» специально уполномоченная структура ведет два национальных реестра. В первом — элеваторы, получившие сертификаты, и те, у которых эти документы были изъяты (с указанием причин). Доступ к электронной системе открыт, на сайте высвечиваются «белый» и «черный» списки. Страна будет знать своих героев... Люди будут знать, к кому можно идти, а к кому — нет. И это будет дисциплинировать отношения между товаропроизводителями и хозяевами зернохранилищ.

Второй реестр — учет оборота складских свидетельств. Доступ к нему будет ограничен, поскольку в нем будет содержаться коммерческая информация. Но банковское учреждение сможет выяснить, где находится то или иное складское свидетельство, кто его владелец и т.д.

Вы как зернопроизводитель, юридическое или физическое лицо со складским свидетельством на руках будете иметь облегченный доступ к кредиту — финансовому или товарному, не забирая зерно с хранения и не перемещая его физически. Банк в этом тоже заинтересован, поскольку он не отягощен лишним беспокойством — заботой о сохранности хлеба, который находится на сертифицированном складе. Кроме этого, выпуск складских свидетельств предусматривает обязательное страхование зерна, что дает возможность банку снижать риски. Ваше зерно будет находиться на складе зерна, к примеру, девять месяцев, ожидая благоприятного биржевого предложения, но с помощью кредита на его стоимость вы будете иметь возможность приобрести все необходимое для осенне-полевых работ.

— То есть механизм складских свидетельств может коренным образом изменить — причем в лучшую сторону — кредитование зернопроизводства?!

— Именно так. Из-за отсутствия ликвидного залога банки не решаются вкладывать средства в аграрный сектор. Высокие риски — это и высокие проценты за пользование кредитами. К примеру, фермерские хозяйства не попадают в список претендентов на кредитные линии для среднего и малого бизнеса — от 50 тыс. евро до 2,5 млн. — опять-таки по причине отсутствия высоколиквидного залога. А кредитовать под честное слово, согласитесь, это — самоубийство для банка. Да еще при нашей неразвитой банковской системе. Общая капитализация банков в Украине меньше, чем капитализация футбольного клуба «Манчестер Юнайтед». Я уж не говорю о долгосрочных кредитах сроком на три-шесть лет — их пока дают очень редко.

— Виктор Евгеньевич! Конечно, хочется беспрепятственного продвижения революционного замысла — введения складских свидетельств. Но ведь координатор проекта должен предвидеть и определенные сбои в этом процессе. На чем могут споткнуться разработчики и пользователи?

— Больше всего беспокоит статус гарантийного фонда. Второе слабое место — переговоры с Нацбанком по поводу того, чтобы складские свидетельства внести в категорию залогового инструмента для коммерческих банков по типу недвижимости, ценных бумаг или драгметаллов. И третье, возможно, самое главное: у нас абсолютно отсутствует культура пользования тем, чего еще никто не видел и не ведает, что оно такое. То есть и банкиру, и фермеру, и крестьянину придется преодолевать своеобразный психологический барьер. А для этого нужно развернуть широкую учебную программу, проводить разъяснительную работу. Полномасштабная, действующая система складских свидетельств появится у нас не раньше, чем через два года. Сейчас можно говорить только о пилотном испытании отдельных ее элементов.