UA / RU
Поддержать ZN.ua

Соломенный бычок

Джордж Буш-старший у всех на глазах поцеловал поросенка и сразу сделался любимчиком американских фермеров...

Автор: Владимир Чопенко

Джордж Буш-старший у всех на глазах поцеловал поросенка и сразу сделался любимчиком американских фермеров. Если бы нашему президенту подсунули свинью (живую!), он, несмотря на крестьянские корни, вряд ли стал бы чмокаться с пятачком. Зато любовь украинского гаранта к домашней живности расцвела в указах, премьеров — в постановлениях, аграрных министров — в приказах. Расти бы на этих документах, как на сытных кормах, поголовью, а оно за годы независимости уменьшилось более чем вдвое. Оставшееся же такое захудалое, что еле держится на ногах. Откуда же взяться вырезке, биткам и ошейку?

Как и прошлогодний зерновой дефолт, недавнее подорожание мяса и мясопродуктов застало правительство врасплох. Только теперь крайними в глазах кабминовцев оказались перекупщики-спекулянты. Однако проблема не только в них. И не в самделишных козлах, а также быках с кабанами. Они свое дело знают. Беда в другом — покрывать некого!

«Товарищи! Бюджетные дотации крестьянам за скот повышенных весовых кондиций позволили значительно нарастить поголовье. Тем самым мы избежали массового вырезания коров, особенно племенных, и свиней...»

«Уважаемые коллеги! Активность, с которой сельхозтоваропроизводители реализуют на убой скот и птицу, дает основания утверждать, что Украина будет с мясом...»

Полярные цитаты — из выступлений двух заместителей министра аграрной политики на одной и той же коллегии ведомства. Правда, оба чиновника отвечают за разные направления деятельности АПК. Поэтому, как говорят пастухи, тем рогом чешутся, которым достают!..

А как хорошо начинали! В 1990 году крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств насчитывалось 24,6 млн. голов, дойных коров — 8,4, свиней — 19,4 млн. Тогда же Украина произвела 6,4 млн. тонн мяса в живом весе. С чем входим в 2005-й? Крупного рогатого — всего 7,7 млн. голов, коров — 4,2, свиней — 7 млн. Скота и птицы живьем реализовали только 1,6 млн. тонн. А в убойном весе — и того меньше... Даже по сравнению с годом минувшим по перечисленным показателям недобираем 6—18%. Вот вам и первый, статистический, пинок аграрному блоку правительства. Отсюда и начинают расти рога у нынешней мясной проблемы.

Речь идет не только о констатации очевидного спада в животноводческой отрасли, но и о туманной перспективе. Что мы будем есть через год, два? Приплод телят на сельскохозяйственных предприятиях за январь—сентябрь нынешнего года составил всего 875 тыс. голов по сравнению с 1,1 млн. в прошлом году — 77,9%. Но если агроформирования держат миллион коров, то «золотое» правило воспроизводства гласит: потомства должно быть столько же. Чтобы не прерывалась преемственность поколений. Немного лучше обстоят дела с приплодом поросят, хотя общее поголовье за год уменьшилось на 24%. Выходит, и здесь приплодом не перекрыли отставание. Прибавьте к этому падеж, который выкосит за год почти 50 тыс. голов крупного рогатого скота и 300 тыс. свиней.

Понятно, что «осовремененные» сельскохозяйственные предприятия по уровню животноводства не сравнить с бывшими колхозами. Если бы не частный сектор, в котором выращивают в Украине почти 70% поголовья, отрасль захирела бы окончательно. Однако и на сельском подворье домашней живности поубавилось. Во-первых, прошлогоднее подорожание кормов и их дефицит привели к тому, что держать бычка или свинью стало невыгодно. Откормить упитанного кабанчика — полторы тысячи гривен убытка. Единственный выход — забить, продать и забыть!

Во-вторых, из-за непродуманной политики по части животноводческих дотаций крестьяне засомневались: а действительно ли государство собирается финансово их поддерживать? В январе нынешнего года МинАП заверило, что приказ о выделении доплат подписан, механизм разработан и сдатчики кондиционных бычков будут дополнительно получать за килограмм живого веса 1,3 грн., свиней — 85 коп., кур-бройлеров — 30 коп. Для оказания государственной помощи сельхозтоваропроизводителям из бюджета выделили 145,3 млн. грн. Однако совместный приказ Министерства аграрной политики и Министерства финансов вышел только 8 апреля. К тому же он предусматривал отнюдь не продекларированные в начале года доплаты, а урезанные на... 61,5—66,6%. Выплаты за бычка уменьшились до 50 копеек за килограмм живого веса, кабанчика — 30 и бройлера — до 10 коп. Причем при не изменившейся бюджетной сумме.

Вице-премьер Иван Кириленко не усмотрел в дотационном трюкачестве ничего плохого и заверил, что в 2004 году Кабмин не будет пересматривать уровень надбавок. Хотя он и ниже прошлогоднего, но все равно будет стимулировать аграриев выращивать скот и птицу, убеждал член правительства. А в августе снова вышел совместный приказ, в котором чиновники ретировались на исходные позиции: 1,3 грн., 85 и 30 коп. С примечанием: доплаты будут увеличены с...
1 января текущего года. Задним числом, когда крестьяне уже реализовали скот по совсем другой таксе.

Все это привело к тому, что сельский частный сектор постепенно утратил интерес к живности. Уменьшилась по сравнению с прошлым годом продажа скота населению. Еще ниже показатели покупки у него поголовья. Если за девять месяцев прошлого года у крестьян приобрели 50,7 тыс. голов крупного рогатого скота и 17 тыс. свиней, то за тот же период нынешнего — соответственно 42 тыс. (82,9%) и 8,5 тыс. (50%). А нет живого мяса — не будет и парного!

Как называют тех, кто не ест мяса? Даже после адресных доплат... Пенсионеры! Поскольку до премьерской «щедрости» полуторамесячный поросенок на селе стоил «пенсию» — до 150 гривен, и после нее — тоже «пенсию»: более двухсот. Украинские «счастливчики» могут позавидовать даже среднеазиатским аксакалам, одна из 12 заповедей которых предостерегает: ешь мясо не чаще одного раза в сутки. Наши пенсионеры видят мясо на своем столе крайне редко и не все доживают до столетнего юбилея. Нет мяса в рационе не только у дедушек и бабушек, но и у более 70% трудоспособных граждан: из-за низких заработков они невольно стали вегетарианцами, перейдя в основном на хлеб и картофель.

За десятилетие среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов сократилось с 68,2 до 30 килограммов. Если же разобраться, что мы едим сегодня, то в основном налегаем на курятину. Хотя и она подорожала, но по сравнению со свининой и говядиной более-менее доступна. А ведь еще пять лет назад в нашем рационе преобладала свинина — 70–80%... Классной говядиной считается мясо коровы, которая из-за преклонного возраста перестала давать молоко. За границей из таких производят корм для собак и кошек...

В свое время нам все уши прожужжали, что, мол, украинцев следует кормить «мраморным» мясом: прослойка мяса, прослойка сала, прослойка мяса... Японцы обожают этот деликатес. Возможно, им, выросшим на морепродуктах, и не хватает сала для «смазки». Мы же гордимся натуральным продуктом — украинским салом, уникальность которого заключается в том, что ни к мясу, ни к жирам его не отнесешь! Были даже попытки, первоапрельские, принять закон «О сале». В частности, статья 3 «Искусство и культура» регламентирует: «При написании стихов и поэм единственной рифмой к слову «сало» может быть слово «мало». Разрешение на нарушение этого правила дает исключительно глава информационно-аналитического управления администрации Президента. В изобразительном искусстве любое сало должно представляться в виде подчеревины с широкой мясной прослойкой».

Но даже если бы в Украине был принят серьезный документ в защиту сала, это вряд ли помогло бы делу. Сомнительно, что и другие законодательные акты — наподобие «О мясе и мясопродуктах» — выведут отрасль из состояния глубокого упадка.

Не разделяю мнение правительства, что в глухие дебри животноводство завели посредники. Перекупщики — не продукт нынешнего искаженного аграрного рынка. Они процветали и раньше в лице официальных заготовителей, обманывавших крестьян всеми возможными способами. Наиболее распространенный — обвес: 10–15 килограммов на одном живом животном. Из «сэкономленных» килограммов за два-три года у приемщика скота, глядишь, и вырастали добротные хоромы, утепленный гараж с иномаркой.

Собственно, само государство подталкивало к злоупотреблениям, узаконивая коэффициенты-тарифы. Пока живого бычка довезут до мясокомбината, такая «утруска» произойдет, что сельскому дядьке и выплачивать нечего. Раньше хотя бы скотину взвешивали, теперь... меряют сантиметром.

Говорят, это современная методика, «более понятная» крестьянам. Хотя — неопровержимая истина! — объективным показателем выхода мяса является его учет после убоя. Однако к проходной перерабатывающего предприятия сельхозтоваропроизводитель вряд ли сможет протолкаться, да и времени на это у него нет. Поэтому основной канал сбыта (почти 90%) — это мелкооптовые посредники, которые рассчитываются с хозяевами на месте, наличными. И не вина крестьянина, а беда, что у таких «мясников» нет альтернативы в лице заготовителей перерабатывающих предприятий, агроторговых домов, закупочных кооперативов, значащихся в МинАП только для периодических рапортов «наверх».

А что же Кабмин? Белый и невинный, как ягненок? Непосредственными обязанностями чиновников нескольких ведомств являются мониторинг рынков сельскохозяйственной продукции, ценовой конъюнктуры на основные виды продуктов питания, подготовка продовольственных балансов. Спрогнозировать ценовые колебания на мясо и мясопродукты можно было загодя. Тем более что на правительственном разборе зернового «пролета» 23 июля 2003 года вице-премьер Иван Кириленко прозрачно намекнул: «Здесь уже поднимали вопрос, что у нас могут быть большие проблемы с животноводческой продукцией. Чтобы не сработал точно такой же мультипликатор, как по зерну и по ценам на хлебобулочные, макаронные и крупяные изделия. Мы уже просчитываем, что могут быть такие тенденции в связи с тем, что сократилось поголовье, в связи с тем, что снова наблюдаются элементы монополизма. И в структуре — от производителя до готовой колбасы в магазине — складывается таким образом, что 10–15–20% — товаропроизводителю, все остальное...»

Нормативно-правовые отношения между производителями животноводческой продукции и перерабатывающими предприятиями пытались урегулировать еще в начале 2003 года. Стимулом послужило правительственное постановление №1964 от 25 декабря 2002-го «О некоторых вопросах координации межотраслевых отношений на рынке продукции животного происхождения». Правительство планировало внедрить механизм согласования взаимоприемлемых цен. Создали межведомственную и областные комиссии. Но из-за формального подхода региональных структур затея, по сути, провалилась.

А уже в начале 2004-го губернаторы забили тревогу: ситуация в животноводстве дестабилизируется. Постановлением от 11 февраля Кабмин обязал центральные и местные органы исполнительной власти провести мониторинг выполнения 60 важнейших законодательных актов и заданий на первое полугодие 2004 года. В перечень вошло и постановление от 11 июля 2001 года «О мерах по стабилизации и развитию животноводства и птицеводства на 2001—2004 годы». Позже, 10 августа, правительство издало соответствующее распоряжение, согласно которому МинАП, Минэкономики, Минфин, Минтруда совместно с Украинской академией аграрных наук до 31 декабря 2004 года должны подать Кабинету министров проект Государственной программы по созданию благоприятных условий для стабилизации и развития животноводства на 2005—2010 годы. Не успели...

Цены на мясо с начала года выросли на 38%, причем лишь в сентябре — на 6,4%. И это несмотря на то, что 2 февраля 2004 года Кабмин подписал с ассоциациями пищевых перерабатывающих предприятий меморандум, предусматривающий совместный контроль за ценовой ситуацией на мясном рынке. Правительство распорядилось: поворачивай оглобли на старт, то есть к 20 сентября, когда еще царило затишье! Среди «рыночных» инструментов — уже известные и апробированные на хлебопеках ограничения уровня рентабельности отечественных производителей мяса и мясопродуктов, а для торговых организаций — уровня торговой надбавки. Региональная власть восприняла это как призыв к установлению жесткого ценового контроля на рынках.

Кое-где цены старались удержать даже... всенощными бдениями налоговых инспекторов на рынках с целью не допустить к прилавкам спекулянтов. Пока рейды укрощали ценовую стихию на столичных рынках, под Киевом килограмм сала продавали за 22 грн. Административная фильтрация продавцов привела к перебазированию их на импровизированные «торговые ряды» прямо на тротуарах. В свою очередь, «охота» правоохранителей на несанкционированные «мясные стойбища» делала покупку свинины и говядины практически невозможной. А мясокомбинаты, ощущая нехватку сырья, готовы повышать закупочные цены.

Чтобы мясо не «сбежало» за границу, Министерство аграрной политики ввело с 5 ноября с.г. лицензирование экспорта говядины, свинины, мяса птицы, пищевых субпродуктов. Ну что тут скажешь... Коль не удержался за гриву, то за хвост и подавно! Дело в том, что, произведя в этом году 121 тыс. тонн говядины, половину ее экспортировали. Но и терять внешние рынки никто не хочет.

Виктор Янукович поспешил заверить, что мясной рынок стабилизируется. За счет чего и в какую сторону? В гастрономе возле моего дома, прямо у меня на глазах продавец меняла ценники на «старых» колбасах — изготовленных еще из «дешевого» мяса. Легким движением руки «Салями» выросла в цене на две гривни, сырокопченые — еще больше. А рекорд побила «Брауншвейгская»: с 48 до 53 гривен за килограмм...

В сельской школе двоечников пугали тем, что по окончании учебного заведения у них единственный путь — крутить коровам хвосты. Вот и подумываю, что предложить аграрным вождям — вязать «морским узлом» хвосты уцелевшему стаду или стеречь соломенного бычка? С просмоленными боками, как приманку...