Олег Юхновский |
Странно! В последние годы именно накануне сева сахарной свеклы Верховная Рада пасовала перед проблемой сырца: ввозить — не ввозить. И всегда побеждали охочие до сахарного тростника, чьи аппетиты тяжело назвать умеренными. Диапазон ненасытности был довольно широким — от 180 тыс. тонн сахара-сырца и до более чем 500. А в этом году — тишина! Никто ничего не инициирует. Даже при том, что в госбюджете на 2004 год установлена тарифная квота на ввоз в Украину 125 тыс. тонн заокеанского сырья. Почему? Задействованы схемы, не требующие законодательного согласия. По ним полулегально-контрабандно поступает намного больше чужого сахара, чем раньше.
Сеять — не сеять? Перед такой дилеммой оказались отечественные свекловоды. Поскольку прошлый, перенасыщенный сладким импортом год еще раз доказал: власть не способна защитить производителей традиционного сахарного сырья.
О том, что кризис в отрасли достиг предела, свидетельствуют и три совещания правительственного уровня за последние две недели. Как законодательно и исполнительно поддержать хиреющий свекловичный комплекс? У Олега ЮХНОВСКОГО, народного депутата Украины, секретаря комитета ВР по вопросам аграрной политики и земельных отношений, собственное видение путей разрешения неотложных проблем.
— Четверть века прошло с тех пор, когда Украина из 51 млн. тонн сахарной свеклы сварила 5,6 млн. тонн кристаллического белого сахара. Я уже не говорю о миллионах тонн ботвы, жома — ценного корма для скота, мелассы — уникального продукта, из которого производят спирт, глицерин и еще более 20 наименований продукции. В прошлом национальная краса и гордость Украины, отрасль, в которую входили 192 сахарных и пять сахарорафинадных заводов, семь тысяч крупных свеклосеющих хозяйств с 1,64 млн. га площадей под этой культурой, более 1,5 миллиона рабочих, действительно оказалась на задворках. Каков диагноз «сахарной болезни»?
— Прежде всего — невнимание исполнительной власти к проблемам в этой сфере, которые появились не вдруг, а сгущались годами. Практически все страны, где производят сахар из свеклы, постоянно осуществляют государственное регулирование путем квотирования производства сладких корнеплодов и сахара, устанавливают цены (в том числе минимальные) на них, применяют высокую ввозную (импортную) пошлину, предоставляют льготные кредиты всем субъектам этого рынка.
Такие же нормы содержит и Закон №758 «О государственном регулировании производства и реализации сахара», принятый 17 июня 1999 года. Им определены правовые, экономические и организационные принципы, касающиеся производства, экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли сахаром. Во исполнение указанного закона правительство Украины ежегодно принимает соответствующие постановления, которыми предусмотрены квоты на поставку свекловичного сахара на внутренний рынок (квота А), а также минимальные цены: закупочные — на свеклу и оптово-отпускные — на сахар. В соответствии с этими постановлениями устанавливается предельный размер квоты на поставку сахара на внутренний рынок в период маркетингового года — с 1 сентября текущего года до 1 сентября следующего.
Если бы сработали все принципы базового закона, то, уверен, результаты деятельности свекловичного комплекса были бы намного весомее. Но Кабинет министров реализовал лишь одну-единственную норму, а именно — введение минимальных цен. Выхваченная из контекста, без увязки с остальными положениями, эта норма из стимулирующей превратилась в фискальную. Почему? В условиях разбалансированного рынка сахар начали реализовывать по заниженным ценам, и эта норма в большинстве своем использовалась для начисления штрафных санкций тем предприятиям, которые продавали сахар по цене ниже минимальной.
— То есть, Кабмин использует только административный рычаг, не задействуя ни квотирование оптовой торговли сахаром, ни ее лицензирование. Наряду с четким определением квоты А, которая урегулировала бы ситуацию на внутреннем рынке, правительство не должно пренебрегать и квотой В, в соответствии с которой должен был бы обеспечиваться экспорт определенного количества сахара, произведенного сверх объемов для внутреннего потребления. Но вторую букву алфавита аграрные чиновники не осилили...
— Нереализованными остались кредитование производства сахара и сахарного сырья, определение объемов, которые закупались бы для государственных потребностей, порядок формирования цен и ценообразования, имущественные отношения между участниками свеклосахарного комплекса... Еще одна важная деталь: закон разрабатывался для условий перепроизводства сахара. К сожалению, вынужден констатировать: сейчас отрасль фактически не обеспечивает объемы внутреннего потребления.
Таким образом, было бы логично на законодательном и нормативно-правовом уровне внести некоторые коррективы. Со своей стороны я предложил изменения к Закону Украины «О государственном регулировании производства и реализации сахара», вычленив их в отдельный проект закона № 3442. Но на пленарном заседании 2 марта текущего года он набрал всего 164 голоса.
— Да кто же такую «крамолу» поддержит? Взять хотя бы «карательные» предписания законопроекта. Например, пунктом 3 статьи 9 предусмотрено: «В случае реализации сахара на внутреннем рынке сверх установленной квоты или по ценам, которые ниже определенных Кабинетом министров Украины, с субъектов предпринимательской деятельности за каждое из указанных действий взимается штраф в размере 30 процентов стоимости партии сахара, реализованного с нарушением установленного порядка. Общая сумма штрафа распределяется поровну между продавцом — 15 процентов и покупателем (покупателями) сахара — 15 процентов стоимости партии». Или пункт 4 этой же статьи: «Субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществили нарушение норм данного закона, лишаются лицензии на право оптовой торговли сахаром сроком на два года».
— Скажите, во вред или во благо действовала бы норма закона, по которой Кабинет министров Украины полностью отвечал бы за ввоз импортного сырья? Если обстоятельства сложатся так, что производство сахара из традиционного сырья в Украине не обеспечит потребностей внутреннего рынка, то правительство установит тарифную квоту на импорт сахара-сырца по сниженной ставке в соответствии с Законом Украины «О таможенном тарифе Украины». Необходимое количество тростника или белого сахара определяет Кабмин либо уполномоченный им орган после завершения сезона переработки свеклы — ноябрь, но не позднее 1 января следующего года. Тарифная квота распределяется между субъектами хозяйственной деятельности путем продажи ее на аукционах...
Почему так много противников законодательного закрепления следующего: «Отношения между сахарными заводами, свеклосеющими хозяйствами и прочими субъектами свеклосахарного комплекса осуществляются исключительно по системе денежных расчетов на основе хозяйственных договоров, которые заключаются между ними в соответствии с этим законом»? Ведь давальческие схемы, по которым работают почти сто процентов сахарных заводов, это — бартеризация, тенизация взаиморасчетов, что вовсе не способствует утверждению стабильных экономических условий в отрасли.
Вообще, внутренние и внешние проблемы классифицировал бы по нескольким категориям. Первая — импорт сахара, легальный и контрабандный, который вырос по сравнению с 2002 годом в шесть раз и достиг 1 млн. 567 тыс. тонн; экспортировано же всего 722 тыс. тонн. Только по соглашениям о свободной торговле в Украину поступило 123 тыс. тонн белого сахара и 76 тыс. сахарных сиропов, что составляет 10% объемов внутреннего потребления и, понятно, дестабилизирует ситуацию на рынке. Основные поставщики — Россия и Грузия. Причем в последнюю мы экспортировали 60 тыс. тонн сахара, а импортировали оттуда — 57 тыс. Из страны, где отсутствует серьезное серийное сахароварение! Естественно, подобный «реверс» порождает определенные сомнения: все это обусловлено финансовым интересом.
— Напрашивается однозначный вывод: сахар белый, тростниковый и сахарные сиропы изъять из соглашений о свободной торговле в одностороннем порядке...
— Легко сказать... Наоборот, учитывая последние политические заявления относительно ЕЭП, с вхождением стран в зону свободной торговли перечень «дискриминационных» товаров должен поэтапно сокращаться. Тем более что правительство Украины 13 ноября 2003 года подписало новое межправительственное соглашение о свободной торговле с Республикой Молдова, откуда поступает немало фальсифицированных семян свеклы. И этим соглашением вообще не предусмотрены изъятия из режима свободной торговли. Кабмин Украины 11 февраля 2004 года одобрил проект Протокола поэтапной отмены изъятий из режима свободной торговли между Украиной и Республикой Беларусь. Согласованы также графики отмены изъятий из режима свободной торговли между нами и РФ.
Но это не означает, что украинское правительство должно оставаться равнодушным к сахарному прессингу. К действиям его побуждает и принятое 23 марта постановление Верховной Рады «О мерах по защите внутреннего рынка от импорта сахара белого, сахарных сиропов и семян сахарной свеклы». Согласно ему, правительство должно принять соответствующее постановление о временном изъятии указанных товаров из режима свободной торговли, даже несмотря на предварительные договоренности.
Россия оказалась мудрее: подписала протокол поэтапной отмены изъятий с оговорками, касающимися группы 1701 (код ТН ВЭД СНГ) — разных сахаров. А значит, фактически сахар (сырцовый или из сахарных сиропов), завезенный на территорию Украины и переработанный, РФ не признает истинно украинским товаром. И он не может ввозиться на льготных условиях. Россияне же вправе применять к «иностранцу» штрафные санкции.
Российская Федерация, импортирующая более 4 млн. тонн сахара-сырца, с 1 января текущего года вместо квот ввела гибкие ставки ввозной пошлины. Девять ценовых интервалов будут соответствовать ценовым колебаниям на сахар-сырец на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Кроме того, северный сосед установил ставки ввозной пошлины на импорт белого тростникового сахара на уровне 340 долл. за тонну (в течение всего 2004 года), а также на свекловичный сахар — 250—270 долларов за тонну, в зависимости от полугодия. Эти меры приняты в интересах как государства, так и производителей, т.е. собственно рынка.
— Так, может, и нам, Олег Иванович, позаимствовать их опыт?
— Именно так советует и Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины: «С целью усовершенствования государственного регулирования рынка сахара, защиты отечественного производителя сахара считаем целесообразным поручить Государственной таможенной службе, Министерству аграрной политики... изучить опыт Российской Федерации по указанным вопросам и внести соответствующие предложения». Но следует учитывать то, что Россия импортирует тростник в течение всего маркетингового года и «плавающие» таможенные ставки вполне оправданны. В Украине же, если и возникает дефицит, то лишь в небольших объемах. Его можно прогнозировать как в количественном, так и ценовом измерении. И делать это должен Кабинет министров: кроме экономического, исполнительная власть возьмет на себя еще и политическое решение. Таким образом мы обезопасим себя от ежегодных спекуляций вокруг поставок сырца.
Одновременно с делегированием правительству таких полномочий я предложил бы внести изменения в закон о таможенном тарифе, которые будут предусматривать для определенного количества сахара-сырца сниженную ставку ввозной пошлины: 95 евро за тонну против нынешних 300. При реализации импортных партий через аукционы цены тростникового и свекловичного сахара уравновесятся.
Поэтому, по моему мнению, экстраполировать российский опыт на нашу ситуацию нецелесообразно. Аксиома для Украины: обеспечивать внутренний рынок стратегическим продуктом из собственного сырья — сахарной свеклы.
— Но ведь не только чрезмерный импорт дестабилизирует рынок. А разнообразные контрабандные стежки-дорожки?
— Именно несанкционированный ввоз на территорию Украины сахара я отнес бы ко второй категории проблем. Хотя контрабанда в общем импорте составляет всего лишь 2—3%, однако и этим злоупотреблениям следует положить конец. Проникает она из Польши, Молдовы, но главным образом — из России. В зависимости от ценовых перепадов на рынке отток сахара происходит в сторону той или иной границы, обескровливая экономику обоих государств. Россияне, например, шокированы изменением таможенных правил, по которым украинский турист сейчас может беспошлинно ввезти в Россию белый сахар на сумму до... двух тысяч долларов. Это заставило ассоциацию «Союзроссахар» обратиться к таможенникам с просьбой предусмотреть в списке товаров, которые разрешено ввозить физическим лицам, ограничение по сахару.
Уверен, в закрытии лазеек заинтересованы оба правительства, поэтому их действия должны быть синхронными. Скажем, Российский союз производителей сахара предложил оборудовать таможни приборами, способными распознавать происхождение сахара: тростниковый или свекловичный? К чему обязывает подобная мера Украину? Гармонизировать собственное таможенное законодательство по сахару. Тем более что Россия согласна предоставить нам квоту на экспорт свекловичного сахара, но лишь в случае стопроцентного обеспечения им собственных потребностей.
Третья болячка — операции с давальческим сырьем. Самая сложная проблема... Этим путем в Украину «пришло» 1 млн. 22 тыс. тонн сахарного сырья и, в соответствии с законом, должно почти столько же «выйти». На самом же деле, по оценкам специалистов, из этого объема на внутреннем рынке осело 200—270 тыс. тонн белого сахара. Выход его из тростника — 96—97%. Правда, некоторые заводы декларируют до 16% потерь. Таким образом, даже технологически в Украине остается до 15% сырцового сахара, который является компонентом «мешки» — смешивания со свекловичным.
Как залатать эту «дыру»? Новая редакция Таможенного кодекса ужесточает требования к переработке сырья на давальческих условиях. Но если в РФ она осуществляется под таможенным контролем, то у нас — вне его. Есть предложения ввести на эти операции авалированный вексель или финансовый (банковский) залог, что сделает их более прозрачными. До законодательного урегулирования проблемы предлагаю временно ограничить операции с «давалкой». Тем более что, в соответствии с законом об операциях с давальческим сырьем, правительство имеет полное право приостановить или вообще изъять определенный вид продукции, если те или иные операции с ним наносят ущерб экономике государства. Правда, не помню ни единого прецедента, чтобы Кабмин применил эту норму.
И все же, конечная цель — полный запрет операций с давальческим сырьем при производстве сахара. Я не забыл о сахарозаводах на юге, не имеющих собственной зоны свеклосеяния и работающих исключительно на привозном сырье. Но мы должны в конце концов перейти на денежные отношения: купил, переработал. Реэкспортируешь — налоги не платишь.
— За прозрачность межотраслевых отношений ратует все больше сахарных компаний, которым надоели мутные схемы. К несчастью, некоторые из них, причем из лидирующей пятерки, не дождавшись помощи от власти, сворачивают свой бизнес, распродают заводы. А поскольку серьезных покупателей нет, то случайные новые «собственники» озабочены единственным: подороже продать приобретенное на... металлолом.
— Вы правы: тенденция угрожающая. В нынешнем сезоне работало 122 сахарных завода. То есть 30 уже погибли под резаками и автогенами, еще 40 в ближайшее время также сойдут с дистанции. Собственно, для обеспечения внутренних потребностей сахаром достаточно и 50 заводов. Если не думать об экспорте, то и остальные заводские мощности можно пустить под нож. Но экономические и технические проблемы меркнут перед социальными.
Сахароварни всегда выполняли роль своеобразного магнето, которое подпитывает социальную инфраструктуру рабочих поселков. Останавливается завод — чахнет социальная сфера в этой местности, множатся ряды безработных. Целый сгусток социальных проблем — пока не решенных, законодательно не урегулированных.
— Да и крестьяне не в лучшей ситуации. Сахарная свекла — культура высокотехнологическая, затратная, требующая качественной основной обработки почвы, кондиционных семян, щедрого внесения минеральных удобрений, средств защиты. Вместо этого — примитивные технологии, низкие урожаи...
— Соответственно, и низкий выход сахара из корнеплодов. А все начинается с семян, рынок которых страдает от засилья фальсификата. Производственный потенциал отечественных семенных предприятий позволяет полностью удовлетворить потребность страны в высококачественных семенах сахарной свеклы. В 2003 году произвели 3500 тонн и плюс переходящие остатки 2002-го — 2000 тонн. В целом — 5500 тонн семян свеклы при внутренней потребности 4200. Между тем импорт семян в Украину составил 352 тонны. На долю Республики Молдова приходится 42%, которая импортирует семена, пользуясь положениями соглашения о свободной торговле. Самое смешное то, что нам предлагают... наши же семена.
Но какими классными ни были бы семена, истощенный природно-биологический потенциал основных зон свеклосеяния не даст им достаточной силы. Нечего и надеяться на высокую отдачу гектара, если оминералили его на 20—30% потребности, вместо 50—70 тонн органики внесли четыре—семь, подавили гербицидами сорняки лишь на половине засеянных площадей... А все факторы вместе и приводят к мизерному урожаю — 180—200 центнеров с гектара. И покупают его у крестьян не за наличные, а по давальческой схеме. Натуроплата сахаром всем вылезает боком: пирамиды мешков со сладким продуктом вдоль шоссе деформируют отечественную свеклосахарную отрасль, сбивают ценовую планку, установленную Кабмином.
— Отсутствие надлежащих механизмов регуляторной политики в государстве — едва ли не самая главная причина упадка отрасли. В то же время нас постоянно зомбируют: оставьте вы свекловичный сахар! Перерабатывайте дешевый сырец —и никаких хлопот! Голоса долетают с Запада...
— Да потому, что Украина — серьезный конкурент ЕС, той же Польши. Настойчивые советы перепрофилироваться на сахар-сырец — не что иное, как призыв к добровольному разрушению свеклосахарной отрасли. После ее кончины нам уже будут диктовать условия. А перспективы? Зайдите в ближайший супермаркет: рядом с отечественным сахаром — коричневый немецкий. Полкилограмма — 28 гривен. Или по той же цене — сахар рафинированный, бундесовский, но расфасованный в России. Вот к чему могут привести сладкие шалости!