UA / RU
Поддержать ZN.ua

«СКОЛЬЗКАЯ» ПОШЛИНА

Одно дело — поскользнуться на шкурке банана, которые у нас не растут, другое — на подсолнечном масле, которого хватит, чтобы залить всю Европу...

Автор: Владимир Чопенко

Одно дело — поскользнуться на шкурке банана, которые у нас не растут, другое — на подсолнечном масле, которого хватит, чтобы залить всю Европу. Шишка от последнего все же роднее... За минувший год Украина по производству семян подсолнуха и масла из него заняла не какое-то там бесславное место в «черном списке» стран — отмывателей грязных доходов, а вошла в тройку мировых производителей. Она значительно укрепила свои позиции второго, после Аргентины, мирового экспортера подсолнечного масла, увеличив свою долю до 22%.

Этому прежде всего способствовал комплекс мер, среди которых и введение 17-процентной экспортной таможенной пошлины на «семечку». Однако ограничительный барьер не всем по вкусу. Желание отменить его вызывает такой зуд, что здесь и противогрибковый препарат ламизил бессилен.

Если бы роптали крестьяне! Но им, по большому счету, все равно, поскольку цена тонны семян подсолнечника, установленная как трейдерами, так и отечественными маслобойнями, сегодня одинакова — 900—1000 гривен. Недовольное ворчание слышится со стороны коммерческих структур, которые за время распахнутых экспортных ворот не только здорово набили, но и «нагрели» руку на давальчески-вывозных операциях. Сегодняшнее оживление объясняется несколькими причинами:

— Аграрные руководители задолго до сбора урожая обнародовали информацию: в этом году подсолнечная жатва будет весомее прошлогодней на 25%. Действительно, темпы обмолота корзинок намного выше, чем в прошлый сезон, да и взяток богаче — 12 центнеров с гектара против 9,7 в 2001 году, — оперирует свежими данными Андрей Ярмак, руководитель аналитических проектов информационно-аналитического агентства «АПК-информ». — Следовательно, если не помешают дожди, Украина сможет собрать 3,3 млн. тонн семян подсолнечника. По расчетам трейдеров, излишек можно выгодно продать за границу. Более того, в соответствии с министерской отчетностью, уборку необходимо провести на 2,65 млн. гектаров посевов. На самом деле, по нашим подсчетам, этой культурой засеяно не менее 3,15 млн. га — почти полмиллиона остались «в тени». Некоторые эксперты даже оперируют цифрой 3,5 млн. га. Не думаю, что этой информацией не владеют трейдеры. То есть их аппетит разгулялся еще до трапезы.

Узаконить гаргантюа-пантагрюэлевское обжорство можно лишь соответствующим документом. Поэтому в комитете Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений появились «ходоки» от довольно крупных бизнес-агроструктур. Афишируя свою договоренность с вице-премьер-министром Леонидом Козаченко, они зондируют почву — согласятся ли депутаты при рассмотрении законопроекта отменить существующую 17-процентную вывозную таможенную пошлину на семена подсолнуха и ввести нулевую ставку. Аргументы лоббистов кажутся убийственными: последнего добивается МВФ, и рано или поздно нам придется принять нулевой вариант. Так почему не сделать это сейчас?

Для Олега Юхновского, секретаря комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений, подсолнечная таможенная пошлина — такой же аллерген, как и ежегодный сахарно-тростниковый «Тяни-Толкай»:

— Особенно беспокоит тот факт, что такую перетасовку правил игры хотят провести именно в разгар уборочного сезона, создав обстановку неопределенности прежде всего для сельхозтоваропроизводителя. Во-вторых, этой «инициативе» попустительствует, прямо или косвенно, сам Кабинет министров. Если бы премьер-министр заявил: «Ребята, хватит спекулировать на подсолнечной теме!» — ажиотаж наверняка бы спал.

Тем самым правительство задекларировало бы действительно государственный подход к проблеме. Как, скажем, Россия, которая, в отличие от нас, получила статус страны с рыночной экономикой, но повысила экспортную пошлину на все масличные культуры — подсолнух, сою и рапс — с 10 до 20%.

Или возьмем далекую Аргентину, основного мирового производителя семян подсолнечника. Казалось бы, под влиянием острого финансово-экономического кризиса правительство могло бы прибегнуть к неограниченному экспорту семян, чтобы пополнить обмелевшую государственную казну. Но Аргентина в начале 2002 года ввела экспортную пошлину на эту продукцию в размере 23,5%. Каждая страна стремится организовать переработку сельскохозяйственного сырья на собственной территории. А мы? Останемся сырьевым «аппендиксом»? Понимаю стремление определенных коммерческих структур расчистить экспортный коридор, и тогда, к примеру, Турция будет «щелкать» наши семечки. Хотя и там действует импортная пошлина на это сырье: наши экспортеры много не «наварят».

Переориентация на подсолнечник вполне понятна: поскольку разбалансированный внутренний зерновой рынок не дает ожидаемых дивидендов, хочется компенсировать недобор за счет масличной культуры. Собственно, и подсолнечный экспорт сейчас не такой сверхприбыльный, как до введения 17-процентной вывозной пошлины. Да и круг заинтересованных в ее отмене слишком узок. Следовательно, должны победить здравый смысл и экономические аргументы.

Экспортная пошлина на семена подсолнечника в размере 23% от таможенной стоимости экспортируемых партий была введена в октябре 1999 года, в условиях экстенсивного развития его производства. Тогда объемы валового сбора обеспечивались путем увеличения площадей при резком снижении урожайности и рентабельности, которые в 1998 году составляли соответственно 9,2 ц/га и 22%. Почти половину выращенного из Украины «вымели», и имеющиеся перерабатывающие мощности удалось загрузить менее чем на треть, часть предприятий обанкротилась. Нехватка масла сдерживала производство маргариновой продукции. За период действия экспортной пошлины, которую в 2001 году снизили до 17%, ситуация коренным образом изменилась. Сравните данные 1998 года (до введения пошлины) и 2001-го. Рентабельность производства подсолнечника — соответственно 22 и 81,7%; производство масла — 509 тыс. тонн и 935,6; маргариновой продукции — 89,3 тыс. тонн и 198,3; экспорт масла — 198,1 тыс. тонн и 473,2. За счет увеличения объемов переработки масличных семян на отечественных предприятиях и наращивания производства масложировой продукции (масла, маргаринов, специальных жиров и майонезов) поступления в государственный бюджет в 2001 году по сравнению с 1998-м выросли с 345 млн. грн. до более чем миллиарда.

Действие Закона Украины «О ставках вывозной (экспортной) таможенной пошлины на семена некоторых видов масличных культур», которым установлена 17-процентная экспортная пошлина на семена подсолнечника, и внесение изменений в Закон Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» о запрете на переработку семян подсолнечника за границей на давальческих условиях позволили направить сырье для переработки на отечественные предприятия. Это обеспечило их стабильную работу, несмотря на уменьшение валового сбора семян более чем на миллион тонн и их дефицит на внешнем рынке. Благодаря ограничению экспорта подсолнечника объемы производства масла в Украине достигли уровня 1990—91 гг. при загрузке мощностей по производству масла на 60%. Стабилизация финансового положения предприятий, внутреннего рынка, конкурентоспособность продукции создали благоприятные условия для инвестиций. Среднегодовые производственные мощности украинских маслобоен составляют 3,5 млн. тонн в год, в том числе специализированных — 3 млн., мелких местного значения — 465 тыс. тонн. Ну а потребление масла собственного производства выросло за последние четыре года с 7,5 до 11 килограммов на человека в год при норме 13 килограммов.

Украинское масло экспортируется в разные страны мира, в том числе в СНГ до 30% объемов общего экспорта. Расчеты, проведенные на основании официальных данных за 2001 год, свидетельствуют, что экономические преимущества экспорта продуктов переработки подсолнечника составляют 72 долл. США на тонну только благодаря разнице экспортных цен. Кроме того, в Украине в результате лишь первичной переработки подсолнечника создается добавленная стоимость в 30 долл./т. Эти экономические преимущества растут пропорционально удельному весу в экспорте продуктов глубокой переработки, в том числе рафинированного фасованного масла. От объемов вывоза семян зависят объемы экспорта масла: чем больше сырья переправляем на чужбину, тем меньшей будет потребность в украинском масле на мировом рынке.

Какие контраргументы выдвинут «свободно-экспортные» модераторы? Что, 17-процентная вывозная пошлина ударила по крестьянам, сделала их беднее? Никоим образом! Экономические обороты сельскохозяйственных товаропроизводителей, продуцирующих масличную культуру, не уменьшаются, поскольку на внутреннем рынке перерабатывающие предприятия конкурируют между собой за сырье. Да разве может быть иначе, если совокупные мощности на 40% превышают валовые сборы подсолнечника? В конце концов, Украина не собирается засиживаться на 17-процентной отметке, но пока именно такая ставка «играет» на руку и производителям, и переработчикам, и государству в целом. Возможно, со временем и будет принята нулевая экспортная ставка. Но у производителя и переработчика должны появиться оборотные средства, возможность пользоваться льготными кредитами, масложировые предприятия должны нарастить финансовые мускулы, чтобы кредитовать производство сырья...

Работают ли сегодня эти схемы? С перебоями, а то и вовсе буксуют... Хотя не кто иной, как правительство обязано осуществлять либерализацию рынка сугубо экономическими рычагами. И не в далеком светлом будущем, а сейчас, когда на мировом рынке сложилась благоприятная ситуация для наращивания экспорта масла, увеличивается спрос именно на растительные жиры, которым в структуре питания отдают все большее предпочтение перед животными. К тому же возрастает применение растительных масел в технических целях.

Нет, не на эксперименты с пошлиной должны быть направлены усилия чиновников и законодателей. Есть проблемы и более болезненные, неотложные. Во-первых, необходимо способствовать своевременному возвращению налога на добавленную стоимость экспортерам масла. Во-вторых, изменить порядок налогообложения заготовительных организаций и перерабатывающих предприятий, деятельность которых связана с сезонной заготовкой и переработкой сельскохозяйственной продукции. В частности облагать налогами по итогам производственного сезона, а не календарного года. В-третьих, ввести систему дифференцированного налогообложения произведенной продукции, снижая ставку в зависимости от глубины переработки сельскохозяйственной продукции и тем самым обеспечивая выход на внешние рынки именно продукции глубокой переработки. В-четвертых, перейти к целевым дотациям или применить систему льготного кредитования производства рапса и сои, а также подсолнечника при условии получения урожая последнего не ниже базового уровня.

Дай Бог, чтобы прогнозы специалистов Министерства аграрной политики оправдались и в этом году урожай подсолнечника оказался не таким, как в прошлом, — самым низким за последние годы. Поскольку семена — это сырье для отечественных маслобоен, их загруженность, рабочие места, это — наше продовольствие и, собственно, наполнение бюджета. А тема немедленной отмены 17-процентной экспортной пошлины на семена подсолнечника слишком скользкая. Настолько, что на ней может поскользнуться и государство.