STEP — аббревиатура Саскачеванского торгово-экспортного общества из Канады. По-английски это означает «шаг». По-русски же STEPь ассоциируется с безграничными пространствами ковыля. Именно так назвали канадско-украинский проект развития мясного скотоводства и кормопроизводства, призванный внедрить интегрированную систему менеджмента, что повысит эффективность и уровень производства мяса и фуража в Украине. Провинции Саскачеван и Манитоба заключили соглашение о сотрудничестве с Канадским агентством международного развития (СІDА) в качестве партнеров с канадской стороны, а украинскими полпредами выступают Министерство аграрной политики, Украинская академия аграрных наук, Главный селекционный центр в Переяслав-Хмельницком и Волынское научно-производственное объединение «Травы» в Ковеле. Стоимость проекта — почти 6 млн. канадских долларов, половину из которых финансирует СІDА.
Насколько украинцам удалось продвинуться вперед в рамках STEPного проекта? Этим интересовались, прибыв в Украину, министры сельского хозяйства и продовольствия канадских провинций Манитоба и Саскачеван — Розанна Вовчук и Клей Серби. Дорогим гостям, конечно, поведали о «больших достижениях» в агропромышленной сфере. Тем не менее реальное положение дел в животноводстве свидетельствует, что отрасль не то что бы делает робкие шаги, а направляется «не в ту степь».
Что касается внедрения канадских животноводческих технологий в Украине, то они были реализованы во время визита премьер-министра Канады Ж.Кретьена в нашу страну в январе 1999 года. Как раз тогда Минагропром и Саскачеванское торгово-экспортное общество подписали меморандум о взаимопонимании. CIDA уже имеет двухлетний опыт работы на Волыни, где совместно с Волынским центром аграрных реформ 13 колхозов осуществили реорганизацию. Новый проект, рассчитанный на четыре года, предусматривает создание демонстрационных фермерских хозяйств и предприятий по переработке молока и мяса, развитие мясного скотоводства, семеноводства и племенного дела путем создания системы общественных пастбищ и т.п.
Радует то, что часть замыслов воплотилась в жизнь. Это не только открытие центрального офиса в Киеве, но и проведение трех курсов обучения, слушателями которых стали 85 украинских специалистов. В целом за годы действия проекта таким образом пройдут подготовку 225 человек. Лучшие из них продолжат учебу в Стране кленового листа — дабы лучше адаптировать канадские технологии к украинским условиям. В течение 1999—2000 гг. с целью демонстрации достижений канадской животной генетики в Украину поставлено 3000 доз спермопродукции и 250 эмбрионов крупного рогатого скота мясной породы. Эмбриотрансплантацию проводят в Полтавской и Харьковской областях. Засеяны экспериментально-исследовательские участки 20 украинских и 21 канадской фуражных культур в Волынской (Волынское научно-производственное объединение «Травы»), Киевской (Главный селекционный центр), Херсонской (Институт животноводства им. М.Иванова «Аскания-Нова») областях.
Умиляет, что Канада, проникнувшись нашими аграрными проблемами, прибегает к широкоаспектному донорству в животноводстве. Завидую тем счастливчикам, которым в рамках трудовой программы улыбнется счастье работать на канадских фермах и заработать хоть и не американские, но тамошние доллары. Тем не менее исповедую библейскую истину: ленивая рука к нищете ведет, рука же работающая обогащает. Канадцы канадцами, пусть даже с украинскими корнями и кроной, но и нам не пристало пасовать. Грех утверждать, что в Украине в животноводстве никто не смыслит. В Украинской академии аграрных наук функционирует специальное отделение животноводства, ветеринарной медицины и переработки продукции с немалым персональным составом академиков и членов-корреспондентов, в том числе и иностранных, разветвленной сетью институтов и исследовательских хозяйств. Добавьте к этому многочисленные корпорации, ассоциации: «Укрплемобъединение», «Животноводпром», «Укрмясо», «Мясное скотоводство», «Укрмолпром», «Укргосплемзаводы», «Укрптицепром»...
И главным погонщиком выступает отраслевое министерство. Оно и пощелкивает кнутом, и что ни щелчок — то приказ: «О создании новой полесской мясной породы крупного рогатого скота», «О проведении государственной апробации украинского голштинизированного типа красной молочной породы крупного рогатого скота», «Об усовершенствовании управления племенными заводами», «О проведении государственной апробации материнского заводского типа «Днепровский» и заводского типа с повышенными мясными качествами в крупной белой породе свиней»... Казалось бы, приплод должен быть рекордным. Однако контролирующие органы фиксируют лишь возросшие объемы нецелевого использования бюджетных средств на финансирование государственной программы селекции в животноводстве. Сияя сонмом передовиков, отрасль не может похвалиться высокими достижениями.
Тогда как валовая продукция сельского хозяйства за девять месяцев 2000 года в целом выросла на 1,3% — производство в животноводстве, по сравнению с 1999 годом, уменьшилось на 6,3%. По-прежнему никак не удается остановить падение численности поголовья и улучшить воспроизведение сельскохозяйственных животных и птицы, повысить их производительность, укрепить кормовую базу, обеспечить полноценную кормежку. За десять лет поголовье скота и птицы сократилось более чем в два раза. Плотность поголовья крупного рогатого скота в Украине на 100 га сельскохозяйственных угодий уменьшилась с 60 голов в 1990 году до 25 в 2000-м, в том числе коров — с 20 до 13, свиней (на 100 га пашни) — с 59 до 30 голов. А в хозяйствах Березнеговатского, Казанковского, Николаевского и Первомайского районов Николаевской области на такую площадь приходится всего... две коровы. Именно эта диспропорция отрицательно сказывается на урожайности: вследствие резкого сокращения поголовья внесение органических удобрений на гектар пашни уменьшилось с 8,6 тонны в 1990 году до 1,7 в прошлом году. Если французский фермер на каждом гектаре содержит в среднем по одной корове, то в наших крестьянских (фермерских) хозяйствах одна корова приходится на сто гектаров. В 1999 году более 70% фермеров вообще не содержали никакого скота. А что же будет с плодородностью земли, которой у фермеров уже более миллиона гектаров?
Если в хозяйствах населения поголовье коров в 2000 году возросло во всех регионах и в целом по Украине на 98 тыс. голов (3,3%), то в сельхозпредприятиях оно сократилось еще на 473 тыс. (19%). За три квартала прошлого года больше всего вырезали коров в сельхозформированиях Днепропетровской области — 56,7 тыс. голов, Херсонской — 34,2, Донецкой — 32,2, Запорожской — 28,9, Николаевской — 24,6, Кировоградской — 24,1 и Черниговской — 24,0 тыс. голов. Только в сентябре сельхозпредприятия пустили под нож 52 тысячи коровушек: а это больше, чем во всем коллективном секторе Львовщины. Итак, мы подошли к критической черте потребления мяса на душу населения — в отдельных областях менее 30 кг.
Падение поголовья в значительной мере связано с ухудшением его воспроизведения: в сельскохозяйственных предприятиях, по сравнению с соответствующим периодом 1999 года, получили на 439,1 тыс. голов меньше телят (19%), поросят — 2,1 млн. голов (39%), ягнят и козлят — на 76,1 тыс. голов (28%). В последние годы резко снизилась молочная и мясная производительность скота в коллективных агроформированиях, а ее генетический потенциал используется лишь на 30—40%. 1300 килограммов молока на корову мы выдаем за национальное достижение, тогда как прирученные козы Робинзона Крузо были щедрее на отдачу. Самая низкая производительность коров в хозяйствах Закарпатской области — 910 кг, Николаевской — 1029, Житомирской — 1113, Волынской — 1140, Ривненской — 1145 и Черновицкой — 1153 кг. Больше всего снизились надои, по сравнению с 1999 годом (на 413—316 кг), в Кировоградской, Николаевской, Одесской и Черкасской областях. Среднесуточный прирост КРС и свиней на выращивании и откорме тоже едва ли попадут в аграрную Книгу рекордов Гиннесса — они составляют соответственно лишь 241 и 110 граммов. Самые низкие приросты скота (131—192 г) в Закарпатской, Херсонской, Львовской и Запорожской областях, свиней (76—99 г) — в Херсонской, Полтавской, Луганской, Ривненской, Черниговской, Волынской и Львовской областях. И уж совсем странным на этой доске позора представляется присутствие Полтавской области с 80 граммами прироста свиней, поскольку там расквартирован Институт свиноводства.
Откуда же взяться высоким надоям и приростам? Даже у украинского классика волы не ревут при полных яслях. Нынешние же времена для украинского скота и птицы крайне бедны калориями. Как тут не реветь, если тебе каждый день в кормушку кладут прелую солому, «сдобренную» кипятком?! Обеспечение кормами по «остаточному» принципу привело к тому, что в последние девять лет их производство уменьшилось на 82%, или почти в пять раз, при уменьшении площадей сельхозугодий в коллективных сельскохозяйственных предприятиях всего на 12%. Темпы падения производства кормов значительно опережают темпы сокращения поголовья. По данным Госкомстата, даже по сравнению с крайне скудным рационом 1999 года, заготовка всех видов кормов по состоянию на 1 октября 2000 года уменьшилась еще на 1,3 миллиона тонн кормовых единиц, или на 15%.
Уже не поет немой погонщик «Овцы мои, овцы...», поскольку отрасль, несмотря на постановление Кабмина от 24 декабря 1998 года № 2058 «О развитии и государственной поддержке отрасли овцеводства», на грани краха. Ни овчины тебе, ни шерсти... А если кто-то и стрижет ее, то старается «настричь» и в собственный карман. К примеру, хозяйства Одесской области в счет выполнения квоты по шерсти продали лишь 13,6 тонны, тогда как коммерческим структурам реализовано 96,5 тонны ценой 1,5—2,5 грн. за килограмм, при утвержденной правительством регулируемой закупочной цене 11,3 грн. Посему агроформирования недополучили 850 тыс. гривен. По этой же причине пастушьи хозяйства Херсонской области потеряли 436 тыс. грн., Николаевской — 339. В общих чертах в 2000 году поголовье овец в сельхозпредприятиях уменьшилось еще на 91 тыс. голов (16%).
Однажды столичный проверяющий распекал на ферме доярок: «У вас не надои, а — слезы... Вон в соседнем колхозе коровы такие же, а молока дают в два раза больше». — «Ну да, такие же... — сообразила Марусина. — У наших — четыре дойки, а у соседских — шесть». — «Так и вы купите такую же породу!» Бюджет на 2001 год предусматривает почти 102 млн. гривен на поддержку производства продукции животноводства и растениеводства, 61 млн. — на государственную программу селекции в животноводстве и птицеводстве. Хватит ли ассигнований для вывода всеукраинского дойно-мясного стада? А может, лучше направить их на клонирование всеукраинского погонщика, который завернул бы блеющее, мычащее и хрюкающее стадо «в ту степь»?