UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕЯТЬ — НЕ РОДИТЬ

Не только дурной пример заразителен. Вслед за вертолетным десантом Президента «воздушный» подвиг совершил вице-премьер Иван Кириленко, поднявшись со свитой ввысь на восьмиместном Ан-24...

Автор: Владимир Чопенко

Не только дурной пример заразителен. Вслед за вертолетным десантом Президента «воздушный» подвиг совершил вице-премьер Иван Кириленко, поднявшись со свитой ввысь на восьмиместном Ан-24. С высоты птичьего полета державные мужи много чего увидели на «ланах широкополих». Впрочем, после приземления не все охотно делились с общественностью тем, что за три с четвертью часа полета цепкий взгляд профессионалов-аграриев «поймал» лишь два поля озимой пшеницы в приличном состоянии — в Винницкой области. Ни одной скирды соломы... Сдобренную кипятком и отрубями, ее наверняка скормили скоту, несмотря на победные рапорты о высоких кормовых единицах на голову крупного рогатого скота. Единичные стада буренок в иллюминаторах свидетельствовали об игнорировании такого вида содержания животных, как выпас...

Согласен с гарантом: с высоты видны все недостатки в хозяйствовании. Мог ли хоть что-нибудь изменить инспекционный полет руководителей АПК? Если бы каждый взял с собой по мешку зерна и рассеял с высоты, уверен, пользы было бы больше. А так — одни убытки: 12 тыс. гривен, израсходованных на фрахт Ана. Летать — не сеять! И все-таки Иван Кириленко был преисполнен оптимизма: селяне сделали все возможное, теперь слово — за природой!

К моменту пребывания правительственного самолета в небе весенне-полевые роботы едва переползли экватор, и крестьяне продолжали бороться не только с климатическими кознями. Неделей позже, 14 мая, министр аграрной политики Сергей Рыжук, открывая Вторую международную конференцию «Зерновая индустрия-2003» был более сдержанным в оценках:

— У нас есть определенная сумма аграрного законодательства, но нет системы. Есть законы и нормативные акты, которые борются не за рынок, а против него — сознательно или косвенно... Необходимо принять еще 12 законов, которые позволят эффективно заработать основному закону — «О зерне и рынке зерна в Украине». 2002 год не решил проблему прибыльности сельского хозяйства. 45% агроформирований сработали убыточно. Это — чрезвычайно отрицательная тенденция, несовместимая с принципами рыночной экономики.

Что касается перспектив текущего года, то они неутешительны, судя по катаклизмам, преследующим аграрный сектор еще с декабря 2002-го:

— Восемь негативных факторов, которые могут влиять в течение зимовки озимых, совпали вдруг и вместе, серьезно искалечив зерновую группу, — продолжил министр. — Но мы не отступаем от позиций программы «Зерно-2003». Хочу успокоить уважаемую публику: правительство не будет прибегать к каким-либо фискальным действиям на зерновом рынке, не будет чинить никаких препятствий субъектам предпринимательской деятельности. И не нужно никого пугать монополизмом зернотрейдеров. В Украине — 547 компаний и фирм, экспортирующих зерно. Пять самых мощных продали за рубеж 30% хлеба. Но безоговорочно говорить о монополизме на зерновом рынке? Для этого имеется Антимонопольный комитет: пусть разберется...

С облегчением вздохнули зернотрейдеры. Повеселел аграрный блок правительства после принятия Верховной Радой закона «О внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» — расходы-то на сельское хозяйство увеличились. В МинАП принялись резать-делить 576 млн. грн.: на залоговые закупки зерна, преодоление последствий стихийного бедствия... Только крестьяне продолжали кряхтеть, досевая, что под руку попадется, в раскаленный, словно сковорода, грунт, без особых надежд на всходы.

Сев закончили тихо, без петард и шумных фейерверков. Хотя можно было и пальнуть. Структура посевных площадей даже на глаз, без статистической детализации, отличается от прогнозной. Яровой клин оказался, по предварительным данным информационно-аналитического агентства «АПК-Информ», довольно внушительным — 9,2 млн. гектаров против 7,3 в прошлом году. А вот надежды аграрного ведомства на расширение площадей яровой пшеницы не сбылись: вместо 600 тыс. гектаров — 400. Принятый в поспешном порядке закон об отмене ввозных таможенных пошлин на семена гороха тоже не помог этой культуре прописаться на 800 тыс. гектаров — в действительности лишь 600. И это при том, что горох — экспортный продукт.

Еще одна неприятность сезона — меньше всего за последние годы посеяли сахарной свеклы: 840 тыс. гектаров, хотя семян хватило бы с лихвой на миллион.

В этом сезоне МинАП дипломатично промолчало и не стало пугать аграриев штрафами за чрезмерное увлечение истощающим почву подсолнечником, надеясь, что хоть он частично компенсирует товаропроизводителям убытки — прошлые и ожидаемые. Вот потому площади под масличной культурой возросли до экологически угрожающих размеров — более
3 млн. гектаров. Совершенно умолкли голоса, пропагандировавшие альтернативу подсолнечнику — рапс, который к тому же является прекрасным предшественником озимой пшеницы (если не оплакивать день нынешний, а заботиться об урожае-04). Достижением можно назвать и 1,9 млн. гектаров кукурузы на зерно, на которые аграрное ведомство возлагает особые надежды в плане сохранения вала зернопроизводства.

Пожалуй, впервые за многие годы в Украине остались незасеянными 4,6 млн. гектаров. Сперва их назвали чистыми парами (пашня, которая отдыхает, набираясь сил, как правило, под посев озимой пшеницы и озимой ржи). Но чистый пар, поднятый осенью (черный) и поднятый весной (ранний), обязательно предусматривает вспашку. Тогда как этих миллионов гектаров не коснулся не то что лемех плуга, но и лущильник.

Не все, конечно, агрономы, не каждый сведущ в черных, ранних и кулисных парах, но называть нетронутые с осени участки по обе стороны трасс заумными научными терминами чиновникам с научными степенями, по крайне мере, некорректно. Тем более что даже в урожайные годы под парами находились всего 2,7 млн. гектаров.

Чтобы как-то сгладить сбой, аграрные мужи недавно «засветили» еще одну цифру потерь: погибли почти 2 млн. гектаров многолетних трав, и часть «паров» планируют отвести под них. Как ни крути, а «гулящие» 2,6 млн. гектаров в довольно сложный зерновой год — признак халатности, инертности и равнодушия. Быть может, «крестьянским» светилам страшно вслух признать, что брошенные на произвол судьбы площади — своеобразная саккумулированная за несколько лет «благодарность» крестьянина за выстраданное, выпестованное зерно, которое, кроме предприимчивых зернотрейдеров, никому в этом государстве оказалось не нужным?!

Как же в дальнейшем будет разворачиваться поединок между тремя борцами: природой, крестьянином и аграрным блоком правительства?

Годы с крайне неблагоприятными для пшеницы погодными условиями повторяются с периодичностью по крайней мере один раз в десятилетие. Это — обычные природные явления. Случалось и похуже. Скажем, три года подряд фактически без лета при царствовании Ивана Грозного или «як те холодне літо» в «Гайдамаках» Кобзаря, когда снег по буеракам в Украине лежал до июня... С солнцем, воздухом, но без дождя посевы нынешнего года засыхают. Их доедают вредители, очаги которых распространяются именно благодаря сухой жаркой погоде. Осадки приводят к другой угрозе — болезням зерновых. Беспокоит фитосанитарное состояние подсолнечника, посеянного, вопреки рекомендациям ученых, после погибших озимых. 35—50% сахарной свеклы в Киевской, Полтавской, Сумской и Черкасской областях повреждены вредителями. Надеяться, что растения выздоровеют, не приходится: защитные работы проведены лишь на площади в 3,2 млн. гектаров — половине прошлогодних объемов. Крестьян донимает не только тотальное наступление болезней и вредителей, но еще больше — невзвешенные действия законодателей, агрочиновников.

Разве не опустятся руки от бессилия, когда при наличии двух миллионов тонн сахара в Украине, достаточных для обеспечения внутренней потребности до начала нового сезона переработки сахарной свеклы, депутаты принимают закон о льготном ввозе сахара-сырца?! Несмотря на то, что и правительство, и аграрный комитет Верховной Рады предлагали отклонить подобную инициативу. Единственная надежда — на Президента, который своим вето может преградить дорогу тростниковой экспансии в объеме 360 тыс. тонн на свеклосеющую территорию. Если же нет, то может случиться, что в следующем году вместо празднования юбилея — 180-летися сахарной отрасли — мы будем справлять поминки. С еще одним десятком демонтированных сахароварен, несколькими сотнями потерянных рабочих мест...

Но до начала парламентских каникул депутаты хотят всучить еще один «подарок». Теперь уже не только самим крестьянам, но и маслоэкстракционным предприятиям: отменить 17-процентную вывозную таможенную пошлину на семена подсолнечника. Нажим бешеный, учитывая, что зернотрейдеры, прогнозируя спад экспорта зерновых из-за недорода, стремятся «отбить» проигранную выгоду любым способом. И подсолнечник в этой ситуации — как подарок судьбы. Едва ли удастся проголосовать за нулевую экспортную ставку (хотя после «сырцового нападения» всего можно ждать!), но то, что на депутатов вместе с коммерческими структурами повлияет «подсолнечное затемнение», — несомненно. Интересно, на чьей стороне будут правительство с отраслевым министерством?

То, что аграрный блок правительства постепенно теряет с таким трудом отвоеванные позиции АПК, становится все более очевидным. Комментируя принятый 22 мая в первом чтении законопроект «О поддержке сельскохозяйственного производства и рынков на период до 2010 года», вице-премьер-министр Иван Кириленко сказал, что в аграрном секторе много льгот, и 2003 год — последний, когда мы поддерживаем АПК в законе. Прежде всего речь идет о фиксированном налоге, особом режиме уплаты НДС, возврате НДС при реализации продукции животноводства. Эти льготные «радости» могут претерпеть существенные изменения. Пенсионная реформа заставляет изымать из фиксированного налога платежи в Пенсионный фонд, поскольку при существующей системе пенсия в сельском хозяйстве может уменьшиться вчетверо. В таком случае фиксированный налог утрачивает целесообразность.

Интересный поворот, и довольно неожиданный, случился и в зернопроизводстве. Правда, за несколько дней до появления очередного «зернового» президентского указа «О дополнительных мерах по стабилизации рынка зерна». На международной конференции «Зерновая индустрия-2003» аграрные лидеры вслух высказались в пользу возможного отказа в этом году от залоговых закупок зерна ввиду низкого предложения и, соответственно, высоких цен. И, чтоб не остаться не у дел, заговорили об интервенционных закупках. Уверен, что со временем официальное мнение изменится снова. Когда ознакомятся с опытом россиян на этом поприще. Но к какому берегу — уже третьему! — пристанут после очередного отречения? Фьючерсные биржи?

То, что аграрному блоку правительства недостает глубокой, основательной стратегии, с несколькими векторами в случае сбоя одного из них, видно невооруженным глазом. Люблю мятежных, которые в буре находят покой, и брезгую аморфной фразой «Учимся на собственных ошибках». Вы слышали подобное от саперов? Почему же, учась, мы так долго засиделись в подготовительной группе детсада?!

Не исключаю варианта, что после дипломатичной паузы руководящие аграрии в угоду гаранту вновь обратят свои взоры к залоговым закупкам, к которым так призывает указ. Хотя того же Президент требовал три года назад в аналогичном поручении, однако ни один из когорты исполнителей его не реализовал...

Нет, свежий указ от 19 мая, как и пиво, — правильный! Отдельные положения до боли похожи на фрагменты многочисленных публикаций «ЗН». Значит, мыслим в унисон! В документе есть пассажи и о залоговых закупках, и об интервенциях, и о здоровье государственного агента — ГАК «Хлеб Украины», и даже о создании сельскохозяйственными товаропроизводителями «своих» специализированных зерновых бирж для продажи продукции собственного производства. Вот только фьючерсную биржу неуважительно обошли вниманием. А ведь она является механизмом предупреждения ценовых рисков, дает возможность обеспечивать товарные рынки сельскохозяйственной продукции, их участников прогнозными ценами — на три, шесть и девять месяцев вперед. Кроме того, можно торговать фьючерсными контрактами и опционами на другие базовые активы: финансовые инструменты, складские свидетельства и т.п.

Конечно, успешное функционирование фьючерсной биржи прямо связано с развитием собственно рынка. Если же на нем внезапно возникнут препятствия в виде запретов на перемещение зерна за пределы области, спонтанных квот, интервенций, непредвиденных решений управленческих органов, то о стройной системе управления ценовым риском нечего и говорить. Функционирующий фьючерсный рынок мог бы увеличить прозрачность и усилить конкуренцию на рынках зерна Украины, он бы подал сигнал о появлении дефицита зерна в Украине намного раньше, чем это было сделано, и смог бы предоставить потребителям зерна, тем же мукомольным заводам, возможность застраховаться от неожиданных повышений цены.

Понятно, что для создания подобного института требуется время. Однако каждый потерянный месяц сегодня означает дополнительный месяц ожидания в будущем.

А оно, по крайней мере недалекое, не очень радужное. То, что нас преследуют проблемы с продовольственным зерном, и сытому известно. Не стану пугать вас годами размоченных сухарей. Зато напомню библейскую притчу. Одарив израильтян в пустыне манной небесной, Моисей предупреждал: пусть каждый собирает столько, сколько сможет съесть. Но многие взяли про запас, и недоеденное зачервивело и провонялось. Нам такое испытание Господне не грозит. По прогнозам Александра Ковылина, зампредседателя правления ГАК «Хлеб Украины», общий объем пшеницы составит 6,5—7 млн. тонн. То есть, дефицит продовольственной пшеницы в балансе потребления 2003/2004 маркетингового года составит 2—2,5 млн. тонн. Кроме того, придется импортировать и фуражную пшеницу — около миллиона.

Но до нового маркетингового года еще нужно дожить, а есть, хотя бы столько, сколько можешь проглотить, хочется каждый день. Поэтому уже сейчас нужно ввозить не менее миллиона тонн продовольственного зерна. И в кабминовских недрах вынашивают следующий замысел: беспошлинный импорт с отсрочкой (вероятнее всего, на месяц) уплаты НДС.

Срок действия подобной «привилегии» — месяц, начиная с 1 июня. Понятно, что в него смогут вложиться только хорошо проинформированные и приближенные к определенным кругам компании и фирмы. Я ничего не имею против экспорта и импорта, тем более, что они всегда идут рядом. Когда все прозрачно. Однако... При нашей законодательно-исполнительской чехарде и определенных издержках можно украинское зерно, не вывозя с украинского элеватора, оформить как... казахстанское. Навар стоит риска.

Воистину: на хлеб зарабатывают руками, на масло — головой.