Предприятия сельскохозяйственного машиностроения в скором будущем создадут самостоятельную, курирующую их госструктуру и покинут лоно Минмашпрома, в чьем ведении они находятся сейчас. Известие об этом - между прочим, на фоне бурных разговоров о необходимости сокращения финансирования государственного аппарата и отказе от отраслевого принципа управления - прозвучало скромным восьмым пунктом в июньском распоряжении Президента «О неотложных мерах по развитию агропромышленного комплекса». Этот пункт предполагает подготовку соответствующего указа о создании так называемой корпорации сельскохозяйственного машиностроения. По сведениям из Кабинета министров, проект данного указа подготовлен и внесен на рассмотрение в администрацию Президента на минувшей неделе.
Ради нескольких строчек в бюджете...
Термин «корпорация» в названии будущего ведомства вряд ли сможет кого бы то ни было ввести в заблуждение. Ибо, во-первых, речь идет о создании сугубо государственной структуры; во-вторых, она имеет все признаки отраслевого министерства или государственного комитета. Недаром в еще не ставших достоянием гласности кулуарных дискуссиях по этому вопросу настойчиво высказывалось мнение об образовании именно структуры, которая была бы подобна последнему. Цель же грядущего «разукрупнения» Минмашпрома очевидна: изменение режима финансирования сельскохозяйственного машиностроения. То есть, грубо говоря, льготирование.
Если кто-то полагает, что «революционным» законом от 9 июня Верховный Совет отменил все льготы производителей, то он, увы, ошибается. Ибо о льготах производителю сельскохозяйственному в этом акте нет ни слова. А они весьма существенны: только налог с прибыли в сфере агропромышленного комплекса фактически снижен с 30 до 15 процентов. Естественно, что возможность получить эти льготы, трудно представимая в системе Минмашпрома, весьма привлекательна для отечественных тракторо- и комбайностроителей. Кроме того, соблазнительно и целевое бюджетное финансирование, от которого в Минмашпроме для агромаша достаются крохи.
Кто «за», кто «против»?
«За», естественно, сами предприятия сельхозмашиностроения. В качестве основного аргумента выдвигается следующий: для Минмашпрома они - приемыши, от которых беднеющее ведомство пытается отделаться в первую очередь, передавая их в коммунальную собственность. Передача же, естественно, влечет за собой перепрофилирование, ибо ни один потенциальный их хозяин из числа приватизаторов не станет производить не имеющие покупательского спроса сеялки-веялки, если можно на этой же базе делать худо-бедно раскупаемые кастрюли и сковородки...
«Против», разумеется, Минмашпром и... Министерство обороны, руководитель которого как вице-премьер курирует машиностроение. Их аргументация тоже достаточно веская: предприятия отрасли неоднородны, и посему нельзя чохом решать судьбу и районного комбайностроительного заводика, и, скажем, ХТЗ.
Данная диспозиция напоминает пат. Необходимо финансирование, но в той же мере необходимо и перепрофилирование. Заводы-гиганты перепрофилировать нельзя, а отдавать жаль, но коль так, то необходимо финансирование, и так далее. Иначе говоря, проблема вошла в замкнутый круг, разомкнуть который нынче решили традиционными хирургическими методами - этаким перерезанием пуповины. Дескать, самостоятельность и новая «родная» госструктура все проблемы решит.
Между тем, в свое время предлагался и гораздо более продуктивный путь. Предприятия сельхозмаша неоднократно пытались создать холдинговую компанию, что, понятно, стимулировало бы производителя самостоятельно решать и вопросы финансирования, и проблемы с номенклатурой выпускаемой продукции. Но путь сей был прегражден Антимонопольным комитетом. Посему одним из самых интересных моментов в последующем развитии событий будет реакция запретившего холдинг ведомства на создание корпорации - неужели последняя «монопольна» в меньшей степени? Впрочем, вокруг этой проблемы наверняка развернутся и другие, не менее интересные сюжеты.
Решение не принято. Пока
Основной всплеск интереса к проблеме в Кабмине прогнозируют на время после подписания указа. Ибо сейчас на вопрос о том, какие конкретно предприятия войдут в новую структуру, не может ответить никто. Предполагается, однако, что корпорация будет включать не только подведомственные Минмашпрому предприятия-изготовители, но и некоторые сервисные, то есть ремонтные, заводы, находящиеся теперь в ведомстве Минсельхозпрода. Знатоки кулуарных дележей легко могут представить, сколько искр полетит в воздух из-за межведомственных трений.
Итак, история с созданием корпорации агромашиностроения в очередной раз подтвердила тот прискорбный факт, что проблемы структурной перестройки промышленности все еще решаются у нас административными методами. «Экономический развод» по ошибке запряженных в одну упряжку производств не состоялся, и вряд ли состоится. Описанный же выше механизм развода административного вполне может привести к тому, что, образно говоря, в украинском машиностроении серп останется без молота, молот - без серпа, а вся отрасль, несмотря на активный процесс деления на группы, - без желанного финансирования.