UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Сепаратная» трапеза

Губернаторы-раскольники, которые все глубже вбивают «межевые» колышки на вверенных вотчинах, толкнули и меня на скользкий путь сепаратизма...

Автор: Владимир Чопенко

Губернаторы-раскольники, которые все глубже вбивают «межевые» колышки на вверенных вотчинах, толкнули и меня на скользкий путь сепаратизма. Правда, мои действия не столь угрожающи и разрушительны, как харьковского или луганского руководителя, поскольку носят вполне мирный характер. Просто я начал товарно-продовольственный бойкот. Наотрез отказался пить даже дармовую водку «Олімп» и «Хлібний дар», ввел табу на пиво «Сармат», конфеты фабрик АВК и «Киев-Конти», подсолнечное масло и майонез «Славолії»... Поменял даже холодильник «Норд» на Zanussi. Лишь потому, что за этими компаниями стоит донецкий капитал. В мой черный список попали харьковские производители, луганские...

Длинный список «запрещенных» товаров вовсе не обеднил мой ежедневный рацион. Слава Богу, Центральная и Западная Украина производят достаточно продуктов питания. А вот «самостийникам» будущей Юго-Восточной автономной республики вряд ли хватит собственного провианта, чтобы просидеть за собственноручно сооружаемой стеной хотя бы несколько месяцев.

Надеюсь, прежде чем провозгласить автономию, застрельщики запаслись пайками. Хотя бы из тех средств, которые поступают в регионы из центрального бюджета. Так, Луганская область получает дотации в размере 87,7 млн. грн., Харьковская — 30,5, Николаевская — 30,9, Одесская — 20,6 млн. грн. Если донетчане считают себя «кормильцами всей Украины», то могут оставить на собственные потребности 14,7 млн. грн., перечисляемых в госбюджет, а запорожцы — 3,8. Не обеднеем! Но тогда и горняки вряд ли смогут рассчитывать почти на миллиард госбюджетных гривен целевого финансирования на поддержку угольной промышленности.

Меня же, агрария, интересует: достаточен ли аграрный потенциал «республики в республике»? Если проще: со сколькими килокалориями вступают «отмежевавшиеся» в самостоятельную жизнь? Хватит ли их не только на агитационные демарши, но и на трудовые будни? Утешает, что на терриконах растут сады, колосятся зерновые, пасется скот. Рай! Но, по большому счету, гордиться достижениями в аграрной отрасли жителям восточных областей не приходится.

Начну с растениеводства. Урожай зерновых в этом году в упомянутых регионах выдался на славу, поэтому с самым важным продуктом, убежден, перебоев не будет. Хуже со вторым хлебом... По Высоцкому, «картошку все мы уважаем, если с сальцом ее намять». На Харьковщине эту культуру не слишком уважают, поэтому за три года площади под нею сократились с 97,8 тыс. гектаров до 84,2, а валовой сбор уменьшился на 2 млн. центнеров. На столько же снизилось производство картофеля и на Донетчине. В то же время луганчане даже при меньших посевных площадях сумели почти вдвое превысить показатель 2001 года. Поэтому губернатор Александр Ефремов вместе с земляками сможет рубануть картошечки и жареной, и «в мундирах», и под кильку, и под осетровые...

Хуже с сахаром. В сущности, одна только Харьковщина сможет обеспечивать потребности в нем «побратимов» по расколу целостности Украины. При условии, если самой хватит... Поскольку за три года площади под сахарной свеклой уменьшились почти наполовину: с 80,7 тыс. гектаров до 48,1. Крым вообще не знает, как культивировать эту техническую культуру. Мизерные площади — 3 тыс. гектаров в Донецкой области и 1,5 — в Луганской — не делают погоды на сахарном рынке «федератов». Не буду утомлять вас цифрами о валовом сборе гречихи, которой также ежегодно становится меньше, прыгай в нее или нет, а также проса и веников из него...

Приходит в упадок в Донецкой, Луганской и Харьковской областях и животноводство. Например, сельхозпредприятия последней надоили в нынешнем году 169 тыс. тонн молока — 84,5% против прошлогоднего периода, Луганской — 94,8, Донецкой — 90,6, а АР Крым — 71,7%, что является самым низким показателем в Украине. Перспективы повысить производительность коров также эфемерны, потому что поголовье дойного стада катастрофически сокращается. Этот показатель по сравнению с прошлым годом составляет 91,2% в Луганской области и 68,7 — в Крыму. Более того, политические процессы отразились и на другой сфере — молокопроизводстве. Комбинаты, руководители которых были доверенными лицами Януковича на президентских выборах, простаивают из-за отказа производителей сдавать им сырье. Спрашиваю: что будете пить, братья и сестры? Кроме водки... Правильно: ситуацию спасет сухое молоко!

Плохи дела и с животным белком — мясом. АР Крым, по статистике, революционными темпами дорезает оставшиеся скот и птицу, выйдя в лидеры по реализации на убой — 110,9%. А те, кому уже нечего сдавать на бойню, плетутся в хвосте: Донецкая область — 88,9%, Харьковская — 92,5. Вскоре в «республике» начнутся перебои и со свининой. Учитывая национальные особенности питания жителей Крымского полуострова, возможно, это их и не волнует. Но сам факт скатывания с 141,8 тыс. голов до 97,4 (68,7% против прошлого года) свидетельствует о более чем негативных тенденциях в животноводстве края. А как со свиноводством в украинско-российской Слобожанщине? 71,8%! Донетчине? 81,8%! Луганской области? 71,2%! О каком сале толщиной хотя бы в три пальца можно говорить?!

Единственный сектор, где раскольники добились более или менее ощутимых успехов, — производство национального «оружия»: яиц. Харьковский губернатор Евгений Кушнарев действительно может клясться на желтках в верности Виктору Януковичу, поскольку регион по яйценоскости вошел в тройку лидеров: 109,3%. Колыбель экс-губернатора — Донетчина — несколько отстала (102,2%), зато опередила луганчан (там — 100,8%).

Понятно одно: отгородившись от страны бетонными блоками или насыпным валом, руководство «федератов» со временем столкнется с нехваткой продовольствия. Рано или поздно придется выступить в роли мальчика с протянутой рукой. У кого будут клянчить — у недавней родни или у ближней России? Присутствие на всеукраинском съезде народных депутатов и депутатов всех уровней в Северодонецке московского мэра Юрия Лужкова должно было убедить борцов за автономию, что старший брат поддерживает их не только политически, но и, при необходимости, готов помочь материально. По крайней мере продовольствием. Согласен поменяться с эпатажным Лужковым кепками, лишь бы он стал мудрее.

Прежде всего Юго-Восточная автономия будет нуждаться в мясомолочных продуктах. Собственно, в том, от чего Россия сама импортозависима. Второй год в РФ действуют квоты на ввоз мясного сырья. Выступая в Северодонецке, Лужков ни единым словом не обмолвился о столичных продовольственных проблемах. А следовало бы! Сегодня мясной рынок Москвы оценивают почти в 1,1 млн. тонн в год. И только пятая часть этого объема — российская продукция, остальное — импортная.

Не даст Лужков и молока. До недавних пор Москва практически ничего не производила сама — только покупала, перерабатывала и потребляла. Но как только московское руководство начало вкладывать ежегодно почти миллиард рублей непосредственно в сельхозпроизводство, Белокаменная сама производит около 60% картофеля и овощей.

На российском молочном рынке сложилась парадоксальная ситуация: при устойчивой тенденции к уменьшению поголовья и дефициту первичного сырья производство молочной продукции растет. Это означает, что в последней содержание собственно молока становится все меньше, а вот высокотехнологичных биологических добавок (модифицированных крахмалов, сухого порошка, эмульгаторов) — все больше. По той же причине сокращается и производство сливочного масла: из 850 тыс. тонн в 1991 году РФ скатилась до 230 тыс. в прошлом году.

Еще один фактор уменьшения доли российского масла на внутреннем рынке — рост импорта. Зарубежное сливочное масло отвоевало довольно-таки значительный сегмент — 40% товарных предложений на рынке. Импортный продукт пользуется спросом как у промышленных потребителей, так и в розничной торговле: он технологичный, стойкий при размораживании и дальнейшем нагревании, длительном хранении, на должном уровне гигиена производства импортного масла и экологическая чистота кормов.

Почти 70% импортного масла поступает в Россию в монолите и только 30 — фасованное. Российским производителям выгодно именно такое соотношение, поскольку часть ввезенного масла 82-процентной жирности они перетапливают в «крестьянское» и с растительными добавками, наполняя рынок суррогатами. Доля Украины в российском «сливочном» импорте — 11%. Причем северные соседи 80% масла 72,5-процентной жирности получают именно от нас.

Каковы объемы экспорта российского масла? Мизерные: немногим более 2%. Среди потребителей традиционно лидирует Казахстан — почти 80% экспортных поставок. Кроме того, есть еще одна разновидность экспорта — так называемый из России в Россию: масло отправляют российским предприятиям и организациям за границей (посольства, теплоходы и пр.).

Поэтому предводителям «автономии» вряд ли стоит надеяться на щедрую продовольственную «руку Москвы»: своих за уши не оттащить...

Можно долго сопоставлять-хорохориться: кто чем богат, у кого чего больше. Проще — собраться вместе, застелить скатертью общенациональный стол, заставить его всевозможными яствами, напитками и кутить по полной программе. Без горе-политиков, живущих по принципу: война войной, а обед — по расписанию. Неужели нам по вкусу «сепаратные» кушанья?