UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сделано из украинской «бавовны»!

Автор: Ярина Скуративская

«Бавовна», которая в последнее время активно «расцветает» на России, стала не только мемом, ироничной аллегорией или метафорой этой войны, но и вполне конкретным растением, которое может стать символом Украины. Или нет?

Собственно, изображение хлопчатника на украинском мерче и даже засушенные плоды растения лишь демонстрируют эту тенденцию. Некогда воспетые синие-синие поля льна недавно вытеснили желтые поля рапса, которые на фоне неба очень хорошо иллюстрируют украинскую национальную символику. Рапс, правда, до сих пор не воспет поэтами (наверное, само название не очень поэтичное), но стал частью украинского визуального образа.

И кто знает, а вдруг в ближайшее время хлопчатник тоже станет частью агрономического образа нашей страны? Однако актуализировал эту тему экзот, о котором поговорим дальше. Верховная Рада приняла закон, который будет способствовать культивированию хлопчатника, а уже на днях на экспериментальных полях Одесчины должны взойти первые побеги растения.

Читайте также: Фермеры пяти областей Украины могут бесплатно получить семена подсолнечника

«Штани з голопристанського бавовнику»

«На юге Украины у нас уже есть большие плантации риса. Широко распространялась и такая новая для Украины культура, как хлопчатник. Из года в год растет у нас площадь садов и виноградников», — это цитата из статьи почти столетней давности, 1951 года. «Украина в цвету» — так назывался материал знаменитого ценителя роз и винограда Максима Рыльского. За год до того Олесь Гончар в повести о селекционере «Мыкыта Братусь» тоже упоминал это растение: «Зараз ти, мабуть, без умислу вже протер кілька штанів, витканих з голопристанського або мелітопольського бавовнику». Так что воспевать хлопчатник было кому. И не зря.

В конце концов, хлопок как стратегический продукт был необходим в СССР и для военных целей. Именно поэтому, наверное, культивирование хлопчатника в Украине имело такое большое значение. Вот как объясняли необходимость его возделывать в газете «Комсомолець України» в 1925 году (орфография сохранена): «Крім тканин бавовну вживають ще для виготовлення де-яких сортів пороху, й тому попит на неї за часів останньої світової війни був дуже великий. Як річ широкого вжитку, бавовна має видатне місце в народньому господарстві всіх країн і має велике політичне значіння».

Возможно, стоит говорить не о первых попытках, а о втором, а если быть корректными, то и третьем пришествии хлопчатника на украинские земли? Ведь попытки его культивировать в Украине уходят корнями именно в столетнюю давность. С 1929 года хлопчатник входил в перечень «плановых» культур украинской Бессарабии. В период с 1929-го по 1954 год посевные площади хлопчатника на юге Украины достигали 220 тыс. га. Это растение из субтропического пояса неплохо акклиматизировалось на нашей территории. Однако, несмотря на наличие ресурсов, научно-исследовательских институтов и селекционеров, оно требовало хорошей агрокультуры, ухода, поскольку боится многочисленных вредителей и нуждается в хорошей влажности. Кроме того, многие сорта не успевали вызреть даже в условиях украинского юга и технологически приходилось их дополнительно досушивать, иногда даже на сельских печах. С 1954 года хлопчатник в Украине постепенно выводят из массового возделывания. Дескать, экономически выгоднее завозить сырье из Средней Азии. Очевидно, послевоенная экономика СССР уже не так остро нуждалась в дополнительных полях стратегического сырья.

Новое дыхание, но неглубокое, хлопчатник получил в Украине в 1996 году, когда засеяли довольно небольшой объем — 2000 га — в Херсонской области. Для возделывания в Украине пригодными считались скороспелые и ультраскороспелые сорта. Наверное, это станет открытием, но у нас есть и свои украинские сорта хлопчатника — скороспелые «Днепровский 5» для условий орошения и «Пидозерский 4» для неполивных условий, выведенные в 2000-х в Институте климатически ориентированного сельского хозяйства НААН.

Старший научный сотрудник института Вера Бобровик объясняет, что эти сорта созревают на 5–10 дней раньше известных. Продолжить сегодня исследовательскую деятельность ученые института не могут — поля до сих пор в зоне риска после деоккупации региона. Война не пощадила и семенной материал: «В институте есть всего 10 килограммов семенного сырца сорта «Пидозерский 4», который удалось спасти от вражеской агрессии РФ», — отметила ученая в интервью еще в прошлом году.

Третий этап наступления хлопчатника начинается сейчас, в 2024 году. Уже засеяли небольшие демонстрационные поля тех хозяйств, которые согласились на современный эксперимент. Сейчас почти все сорта мировой селекции (до 80% мирового рынка) генетически модифицированы. Их фермерам бесплатно предоставили международные компании. Этот сезон будет экспериментальным по адаптации и условиям возделывания растений.

Читайте также: Европейские оборонные компании зависимы от китайского хлопка в производстве боеприпасов — FT

Хлопчатник под микроскопом

Обратим внимание: хлопком называют пряжу, волокно из растения. Хлопчатник — это само растение.

Хлопчатник — это многолетний кустарник из семейства мальвовых. Правда, культивируют его как однолетнюю культуру. В семейство мальвовых входят и мальва, и гибискус, и бамия, и даже какао. Род включает 50 видов хлопчатника, четыре из которых одомашнены.

Хлопчатобумажное волокно — это живая клетка, внешние стенки которой окружают цитоплазму. Есть виды хлопчатника с цветным пухом, дающие волокна коричневого, хаки, желтого и серовато-зеленого цвета. Хлопчатник требует значительного и устойчивого тепла (25–35° на протяжении 150 дней), много солнца и воды, особенно во время цветения. А выращивают его преимущественно с орошением, однако есть неоросительная, более сложная агротехника и сорта.

Хлопчатник любят все. Болезни, вызванные вирусами, бактериями или грибками, подавляют рост растений. Ученые даже подсчитали, что 1300 видов насекомых и животных питаются хлопком. Среди самых вредных — долгоносик (Anthonomus grandis), который послужил причиной серьезного кризиса в производстве хлопка в Соединенных Штатах в конце XIX века. Тысячи долларов было потрачены на его уничтожение в некоторых южных штатах.

Именно поэтому хлопчатник буквально заливают пестицидами и инсектицидами. В некоторых странах до сих пор применяют до 20 раундов обработки. И это не учитывая средств стимуляции, например для ускорения созревания плодов и т.п. На сегодняшний день прогрессивной считается «интегрированная» борьба с вредителями, которая объединяет несколько методов. Также есть много ГМО-сортов, содержащих белок, ядовитый для вредителей.

Человек научился использовать хлопчатник «под корень» — каждая часть семян имеет промышленное или пищевое назначение. Так, пух вокруг семян (известный как линтер) используют для изготовления войлока, наполнителей для матрасов, мебели и автомобильных сидений, компрессов, марли, ваты, фитилей, пряжи для изготовления ковров и прочего. Из него можно также экстрагировать пищевые волокна, загустители, вспомогательные вещества.

Шелуху семян можно сжигать, чтобы получить энергию для заводов по производству растительных масел. Ядро очень богато маслом и белком, но содержит токсичный пигмент — госипол, который, впрочем, можно удалить. Хлопковое масло является шестым по потреблению в мире. Оно высококачественное, богатое полиненасыщенными жирными кислотами (в частности и витамином Е), не содержит холестерина. Но оно — не самая лучшая альтернатива для приготовления пищи.

Из пасты, которая остается после экстрагирования масла, делают жмых для откармливания жвачных (коров и овец — животных, которые могут детоксировать госипол). Жмых также можно использовать как удобрение или субстрат для роста грибов.

Еще хлопчатник — хороший медонос: до 600 килограммов меда с гектара могут собрать пчелы за сезон. Практически идеальная культура...

«Хлопчатник может пригодиться в будущем»

Популяризатор науки, автор блога «Довколаботаніка» и ряда книг (в частности «Овощи против фруктов») кандидат биологических наук Алексей Коваленко объясняет: «Хлопчатник — это растение, которое не относится к естественной флоре Украины. Считают, что род хлопчатника возник семь–десять миллионов лет назад. Зарождение этого рода происходило в очень засушливых условиях».

Однако климатические изменения вплотную приближаются и к изменению агрокультурной карты страны. «Есть такая тенденция, связанная с климатическими изменениями, что в будущем на территории Восточной Европы условия будут не совсем благоприятны для возделывания привычных культур, которые здесь выращиваются уже сотни лет. Хлопчатник как растение, приспособленное именно к нехватке влаги, как раз вполне может пригодиться в будущем», — отмечает ученый.

Прогноз изменений сейчас нечеткий, но Алексей Коваленко советует внимательнее присмотреться к привычным украинским растениям и, возможно, поискать им замену. Так, лет через сто, вероятно, трудные времена наступят для картофеля и всех пасленовых, которые нуждаются в воде: «Картофель очень требователен и к грунтовым условиям, и к условиям увлажнения. Кроме того, у картофеля есть другие проблемы. Во время одомашнивания картофеля так случилось, что мы выращиваем вариант, очень сложный для изменений и модификаций. И потому культура считается не очень пластичной. Есть направление у современных селекционеров, которые пробуют одомашнить картофель заново». Как альтернативу Коваленко советует другую культуру — батат. И хотя это совсем другой вид, он лучше переносит высокие температуры и недостаточное увлажнение.

Так же, размышляет Алексей Коваленко, хлопчатник может заменить много других традиционных культур и стать такой универсальной культурой в Украине, которую можно выращивать, в частности, как кормовую.

Читайте также: Украинское подсолнечное масло потеснило российское на рынке Турции

Но есть два но: ГМО и борщевик

В истории акклиматизации растений, особенно советского периода, известны примеры, когда после радужных идеальных картин оставалась агрессивная культура. Такая история произошла с борщевиком Сосновского. В конце 1940-х его посеяли на огромных площадях как силосную культуру. Ядовитое растение приводило к ухудшению качества молока, масштабный эксперимент со временем свернули. Однако борщевик остался на нашей территории как карантинное растение, и сейчас борьба с этой одичавшей «панацеей» требует значительных усилий.

«Пока что хлопчатник не демонстрирует такую способность, — отмечает Алексей Коваленко. ⸺ Здесь необходимо следить, особенно за возможными изменениями климата. На некоторых территориях он может попасть в оптимальные для себя условия, поэтому нужно его контролировать.

Если говорить о борщевике, то его внедряли фактически вообще без каких-либо прогнозов. Все было очень характерно для советского периода».

Стоит ли бояться генетических хлопчатобумажных полей? «Огромное количество исследований и специального мониторинга генетически модифицированных культур сформировало консенсус в научном сообществе: нет риска у генетически модифицированных организмов во влиянии на людей, — говорит Алексей Коваленко. ⸺ Трудно вообще представить, как может влиять ткань из хлопка на организм человека. Они же никак взаимодействовать не могут. Генетически модифицированные культуры подлежат более сильному контролю, чем традиционно выведенные сорта. За ними внимательно наблюдают, фиксируют любые возможные влияния».

Сейчас используют новые методы биотехнологического вмешательства, в частности редактирование геномов — точечное вмешательство в геном растения, где некий ген может быть включен или же отключен, чтобы он не работал, объясняет биолог.

С хлопчатником и нашей «родной» свеклой именно так и случилось, их гены соединили. «В прошлом году ученые воспользовались замечательным геном, который провоцирует образование красителей беталаинов. Этот ген есть в свекле, именно благодаря беталаину наш борщ такого яркого цвета. Его встроили в хлопчатник, именно в те клетки, которые отвечают за создание волокон. И вследствие этого создаются волокна розового, красного цвета. Пока что, конечно, далеко до внедрения этого в культуру, но это один из примеров того, как, во-первых, объединяются два важных для украинцев растения — свекла и хлопчатник. А во-вторых, это очень важный шаг к созданию экологичной, более дешевой одежды, которая дольше будет носиться, будет держать цвет и прочее», — отмечает Алексей Коваленко.

Цветет хлопок у мамы на огороде?

Возможно ли, что со временем голопристанский или мелитопольский хлопок со свекольным цветом украинской селекции будет чрезвычайно крепким, ярким и иметь реальный национальный колорит, а украинские писатели будут воспевать его не только как военный мем, но и как вполне мирное и типичное национальное растение?

Алексей Коваленко объясняет, что и мальвы тоже не всегда цвели в украинских дворах: «Если культура становится массовой, растет на огородах, приусадебных участках, то она становится привычной. Например, когда мы смотрим на рисунки сельского дома, возле которого растет представитель рода роз, который мы часто идентифицируем как мальву, бархатцы или вьюнок, то выглядит так, будто это наш типичный ландшафт. Мы не учитываем, что вьюнок, мальвы и бархатцы — это все растения с других территорий мира. Некоторые из них попали к нам несколько сотен или даже несколько десятков лет назад, приспособились, и иногда их даже признают растениями ⸺ символами Украины».

Поэтому пока приспосабливаемся и мы. Поэты и музыканты уже больше двух лет поют о «бавовне», но не об этой. Время выращивать эту культуру, кажется, наступило и для нас. Без кавычек и других смыслов.