Газовая «гангрена», крымская «маячня», а теперь вот и мясомолочный тромб. Куда ни глянь — всюду фронт: украинско-российский, политико-экономический... Решение России временно оградить рты своих граждан от украинских продуктов питания животного происхождения для многих наших чиновников стало неожиданностью. Сначала они по-детски удивлялись запрету ввозить на территорию РФ мясо и мясные продукты. А позже и вовсе остолбенели, узнав, что «низзя» распространяется еще и на молочные изделия. Аграрный министр Александр Баранивский расценил такие шаги соседей как политические. Однако... Не лучше ли перевести разговор в экономическую плоскость?
Если нас призывают «думать по-украински», то это не значит, что северным соседям нельзя «думать по-русски». В нынешней ситуации их алгоритм мышления сработал на защиту внутреннего рынка от проникновения любой заразы, товарного демпинга, собственно, на безопасность здоровья нации. На то, чего Украина гарантировать не может. Потеряет или приобретет РФ от этого «карантина» — ее проблемы. Нас прежде всего интересует, были ли основания для решительного отстранения Украины от российского потребительского «корыта».
Гром грянул не 20 января, когда россияне заблокировали путь всем видам животноводческой продукции из Украины, а намного раньше. Нашим аграрным чиновникам следовало хотя бы перекреститься для видимости в апреле прошлого года. Тогда Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) неспроста изменила правила импорта мяса с нашей территории. Согласно им, перевозчики должны были получать подтверждение украинских ветеринаров, что мясо действительно в наличии у поставщиков и при этом не завезено из третьих стран. Российские коллеги прибегли к двойному контролю после того, как получили от компаний-импортеров запросы на ввоз из Украины в 2005 году 300 тыс. тонн мяса — именно столько нам самим не хватает, чтобы полностью удовлетворять внутренние потребности.
После тщательной проверки Государственный департамент ветеринарной медицины Министерства аграрной политики констатировал: ни шесть наших мясокомбинатов, ни Вознесенская продовольственная компания с компаниями «Колос», «Агросервис» и «Сарыньмясопром» никаких контрактов не заключали и не планируют поставлять в Россию животноводческую продукцию. Не продавало говядину (поскольку не производит) и ООО «Варто» из Прикарпатья, у которого, по документам, покупала московская «МК-Ангара». Фиктивными оказались и связи коммерческой структуры «Интерпродресурс» (Москва) с киевской компанией «Агротрейд» — из-за отсутствия последней в столице.
Россельхознадзор усмотрел во всем этом лазейку для реэкспорта мяса из третьих стран, который мог составлять до 70% легального импорта. Тогда же российский агрочиновник Сергей Данкверт заявил, что по договоренности с украинской стороной все поставки мяса будут осуществляться только по подтвержденным контрактам. Иначе Россия закроет границы... Предостережение прозвучало вовремя: Украина как раз снизила импортную таможенную пошлину на мясо, пищевые субпродукты, живых животных. Поскольку введенный РФ режим квотирования на Украину не распространяется, мы можем свободно экспортировать в Россию чужую говядину и свинину под видом своей без уплаты таможенной пошлины. Правда, соответственно маркируя каждую партию туш украинским клеймом.
И наши «умельцы» не гнушаются этим. Не стану подробно останавливаться на так называемой государственной контрабанде, когда под прикрытием высоких должностных лиц обслуга — пограничники, таможенники, налоговики, милиция — сопровождает «бусик» по маршруту Рава Русская — Львов за 100—200 долл., «фуры» — до 500. Если последняя едет «на партийные нужды» — взятку на таможне дают меньшую, но часть прибыли от проданной контрабанды оседает в карманах своих же людей — представителей той или иной политической силы.
До недавнего времени многие автопоезда вообще беспрепятственно пересекали границу: пропуском служила наклейка на лобовом стекле — мишка. Кроме «крутых» дозоров, на украинско-польской и украинско-молдавской границах орудуют локальные криминальные группы. Они используют прилегающую местность как перевалочную базу для накопления товаров, которые в дальнейшем незаконно перемещаются в Украину, а из нее — в Россию.
По официальной статистике, Украина импортировала в РФ в 2004 году 78,5 тыс. тонн говядины, в прошлом — свыше 50, уступая лишь Бразилии и Аргентине, доля которых составляет соответственно 222 и 145 тыс. тонн. Аналитики прибавляют еще 20 тыс. тонн говядины, свинины, птицы, завезенных из Украины по «серым» схемам, но не произведенных на ее территории.
Российская сторона озабочена главным образом не объемами, а отсутствием в Украине действенного контроля за поступлением, перемещением и переработкой опасного с ветеринарной точки зрения мясного сырья. Все это может плохо закончиться. Как для нас, так и для россиян. В прошлом году в Москве просто чудом избежали массовой эпидемии феноза (когда организм человека точат черви-паразиты), вовремя обнаружив зараженное мясо. Лечение этого недуга, между прочим, влетает в копеечку: полмиллиона рублей на больного.
Поэтому российские чиновники опасались, как бы Украина вместе с мясом не подбросила на соседскую территорию «букет» паразитарных возбудителей. На протяжении 2004—2005 годов в РФ неоднократно выявляли случаи реэкспорта польской свинины по украинским ветеринарным документам, со срезанным ветеринарным клеймом, в пограничных районах — контрабандные поставки мясосырья из Бразилии, Китая, стран Ближнего Востока, неблагополучных по карантинным инфекционным болезням сельскохозяйственных животных и птиц.
Так, в августе 2005 года Россельхознадзор предотвратил незаконный ввоз сомнительного мяса в пункте пропуска «Троебортное» (Брянская обл.). Партия «новозеландской бескостной говядины», как значилось в накладных, прибыла в Одессу из Дубаи и адресовалась московской фирме «Канва». В порту ее перегрузили в три авторефрижератора с прицепами, которые и были остановлены в «Троебортном». Документы как будто в порядке: оригиналы ветеринарных сертификатов, выданные государственной ветслужбой Новой Зеландии, акты перегрузки, оформленные пограничной ветеринарной службой Украины, правда, без указания номеров транспортных средств и количества груза. Именно последний и вызывал у российских проверяющих подозрение: этикетки без перевода на русский язык, даты изготовления, срока пригодности и условий хранения. Брянские таможенники сказали: поворачивайте, ребята, назад!
Новозеландская говядина осела на таможенно-лицензионном складе в Чернигове без ведома и контроля со стороны Государственной службы ветеринарной медицины Украины. Отсюда и начинаются причудливые передвижения заморской продукции. 7 октября указанный груз, уже с новыми сертификатами, выданными Министерством сельского и лесного хозяйства Новой Зеландии, пересек границу в пункте пропуска «Новые Яриловичи» (Черниговская обл.), держа курс на Минск — ООО «Лакрит». Но и белорусы указали мясным вояжерам на полосатый шлагбаум: не было согласований по поводу въезда. Многострадальный груз опять возвратился в Чернигов, на знакомый уже таможенно-лицензионный склад, теперь под контроль Государственной службы ветеринарной медицины.
Конец скитаниям? Если бы! 16 декабря, после замены сертификатов, освободившись из-под стражи, сто тонн говядины осуществляют очередной марш-бросок — на ту же Брянщину, в «Троебортное». Только в графе «получатель» теперь уже значилась новая фирма — ООО «Первый корпус» из Санкт-Петербурга. Но и в этот раз россияне не пустили контрабанду, о чем оперативно сообщили Госдепартаменту ветмедицины.
В промежутке между двумя рейсами, 28 октября, Россельхознадзор обратился в МинАП Украины с официальным письмом, в котором сообщил: государственная ветеринарная служба Новой Зеландии признала будто бы выданные ею сертификаты подделкой. Московские коллеги просили украинских в кратчайшие сроки предоставить информацию о транзите мясной продукции по территории Украины в Российскую Федерации: наименования фирм-получателей, номера транспортных средств и ветеринарных сертификатов. А еще раньше, 2 сентября, Россельхознадзор в депеше отмечал: «В связи с проводимой аттестацией российских мясоперерабатывающих предприятий на право экспорта своей продукции в Украину, Федеральная служба по ветеринарному фитосанитарному надзору просит срочно направить в наш адрес ветеринарно-санитарные требования по безопасности, предъявляемые к мясу и готовой мясной продукции, предназначенной для экспорта в Украину, а также критерии, по которым проводится инспекция и аттестация указанных предприятий на их соответствие украинским ветеринарно-санитарным требованиям и нормам».
Прошел месяц, пока россиянам удосужился ответить Владимир Горжеев, первый заместитель руководителя Государственного департамента ветеринарной медицины МинАП: «Сообщаем, что ветеринарно-санитарные требования… вы можете найти по этому электронному адресу: https://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi». Зайдите на сайт — и поймете, что украинский чиновник настойчиво требовал от коллеги в Белокаменной не только «думать по-украински», но и читать. А что касается первого письма, то отправители получили ответ аж... 11 января 2006 года. Да и то невыразительный.
Россельхознадзор торопил неспроста. Уже были известны предварительные лабораторные исследования «новозеландской говядины», на самом деле оказавшейся... мясом буйвола, основным продуцентом которого является Индия — неблагополучная в инфекционном плане по ящуру, чуме крупного рогатого скота. Встревоженный бесконтрольным перемещением животноводческой продукции неизвестного происхождения, опасной для человека, и поставкой такой продукции в Россию по поддельными документам, Россельхознадзор потребовал от Госдепартамента ветеринарной медицины до 9 января с.г. предоставить данные о количестве ввезенного в 2005 году на территорию Украины мяса (по видам) из Новой Зеландии и других стран, в том числе для транзита в РФ. И, перестраховываясь, ввел с 1 января 2006 года временные ограничения на ввоз с нашей территории всех видов сырых мясных полуфабрикатов.
К тревожным сообщениям с сухопутных таможенных переходов добавились вести и с железнодорожных пунктов пропуска. 24 декабря на станции Брянск-Орловский изъяли спрятанные в труднодоступных местах поезда Харьков—Брянск почти полтонны молочной продукции без сопроводительных документов. А в первые дни нового года на этом же переходе обнаружили мясную поклажу — 250 килограммов курятины неизвестного происхождения, предусмотрительно спрятанной под сидениями, в воздуходувках и туалетах.
Украинская же сторона по-прежнему бездействовала, еще больше раздражая российскую. Не дождавшись ответа, Россельхознадзор 10 января повторно попытался достучаться до чиновников на Крещатике, 24, уснувших после новогодне-рождественских гулянок. Письмо содержало такую приписку: «Учитывая важность проблемы, предлагаем обсудить ее на стенде Российской Федерации 12 или 13 января 2006 года во время проведения международной сельскохозяйственной выставки «Зеленая неделя-2006». Предметного разговора между министрами Александром Баранивским и Алексеем Гордеевым в Берлине не получилось.
Поэтому реакция со стороны обманутых не заставила себя долго ждать. Учитывая игнорирование межправительственного Соглашения СНГ о сотрудничестве в сфере ветеринарии от 12 марта 1993 года и других регламентирующих документов, отсутствие действенного ветеринарного контроля, отвечающего требованиям Международного ветеринарного кодекса, РФ ввела с 20 января временные ограничения на ввоз из Украины всей животноводческой продукции. До предоставления полных гарантий выполнения ветеринарных и санитарных требований Российской Федерации и подписания с украинской ветеринарной службой протокола о ветеринарном контроле при поставках животноводческой продукции.
Зная о неутешительном вердикте, Александр Баранивский в письме от 20 января информирует Алексея Гордеева о служебном расследовании на основании писем Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ, в связи с чем был уволен... председатель Государственного департамента ветеринарной медицины (?!), о совещании, проведенном в тот же день, на котором дал нагоняй всем руководителям управлений ветеринарной медицины. В конце, как ни в чем ни бывало, просит московского визави «отменить временный запрет на ввоз в Российскую Федерацию молочной продукции, животных, генетического материала и других грузов, подконтрольных ветеринарной службе, за исключением сырой мясной продукции, на период до проведения встречи руководителей ветеринарных служб Украины и Российской Федерации».
Первая вылазка украинской делегации во главе с заместителем министра Виктором Пабатом в Москву закончилась безрезультатно. До возобновления торговли, согласования сроков снятия запрета не дошло: российские ветеринары прежде всего потребовали от коллег принять эффективные меры, которые бы реально засвидетельствовали, что все поставки мяса и молока жестко контролируются. Одним словом, отделаться скроенным на скорую руку планом не удастся. И хотя чиновники преисполнены оптимизма, процесс, учитывая, что речь идет далеко не о детских шалостях, может затянуться на месяцы.
Пока министрам нечего сказать, говорят президенты. Любопытно было бы послушать телефонный разговор Виктора Ющенко с Владимиром Путиным о тухлом мясе и скисшем молоке. А может, чтобы полностью разоружить спровоцированный нашими агрочиновниками рот-фронт, стоит подключить героиню оранжевой революции бабу Параску? Не удается ей помирить Юлю с Виктором, так, может, хоть в этом поможет народная дипломатия?!