UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПУСТЫЕ БОКАЛЫ ВИНОДЕЛОВ ДОВЕЛИ ДО ШОКА

В почти «мирном» 1986 году, когда еще не сказались пагубные последствия пресловутой «антиалкогольной» кампании, производство игристых вин достигло 285 млн...

Автор: Василий Арестов

В почти «мирном» 1986 году, когда еще не сказались пагубные последствия пресловутой «антиалкогольной» кампании, производство игристых вин достигло 285 млн. бутылок, или примерно по одной бутылке в год на каждого жителя страны. Значит, и тогда потребность в шампанском удовлетворялась, видимо, лишь на 40—50 процентов. После распада СССР мощность шампанзаводов России составляла 105—110 млн. бутылок в год. Поскольку основная часть виноградных насаждений осталась в Молдове и в Украине. Теперь же из отечественного винограда и виноматериалов можно приготовить разве что 20 млн. бутылок шампанского, но и этот показатель резко сокращается.

Инфляция, налоги, проценты на банковские кредиты формируют необычайно высокую себестоимость вина, которая на 50—80 процентов выше оптовой реализационной цены. В стремлении получить реальную оптовую цену виноградовинодельческие предприятия Краснодарского края к маю 1994 года реализовали лишь треть шампанских виноматериалов из урожая 1993 года. В итоге большинство хозяйств оказалось неплатежеспособно: по 4—6 месяцев не выплачивают зарплату работающим.

Доведенные до шокового состояния руководители и специалисты большинства виноградовинодельческих предприятий юга России на различных совещаниях заявляют даже не о частичном, а о полном перепрофилировании своих хозяйств. Как видно, недалек тот день, когда Россия лишится собственной «Шампани», как издавна называют благодатную приморскую зону Кубани. Виноградные насаждения в России ежегодно сокращаются на 10—15 процентов в зависимости от социально-экономических условий районов.

Чтобы как-то выжить, шампанзаводы, как это ни парадоксально, покупают виноматериалы за рубежом, в Испании и Молдове. Их отличает невысокое качество, зато по цене они дешевле своих кубанских.

Нетрудно подсчитать, что из-за реализации отечественных игристых вин по ценам ниже импортных на 1—2 тыс. рублей за бутылку казной России уже потеряны сотни миллиардов рублей, а за рубеж уходят сотни миллионов долларов на закупку посредственных виноматериалов и фальсифицированных игристых вин. Выходит, что только для зарубежных производителей игристых вин и напитков в России создан внеконкурентный свободный рынок!