UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПОКА ЗРЕЮТ ХЛЕБА… ЗЕРНОВОЙ РЫНОК ТРЕБУЕТ ОТКРЫТЫХ ТОРГОВ И ПРОЗРАЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

На Николаевщине зреет очень приличный урожай зерновых культур. С приближением жатвы все с большей уверенностью здесь говорят о сборе 2,5 млн...

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

На Николаевщине зреет очень приличный урожай зерновых культур. С приближением жатвы все с большей уверенностью здесь говорят о сборе 2,5 млн. тонн николаевского хлеба. Для оптимизма есть основания: озимые после зимовки сохранились на рекордных площадях — в 641 тысячу гектаров, а яровые посеяны в ранние сроки и в полном объеме, обеспечив расширение зернового клина до небывало высокого показателя в 1 млн. гектаров. К тому же впервые за последние годы приведены в действие интенсивные факторы роста урожайности. В области минеральную подкормку получили растения более чем на 300 тыс. га, еще на 400 тыс. — применены гербициды.

Как по занятым под зерновые культуры площадям, так и по уровню ухода за посевами и ходу подготовки к жатве Николаевщина опережает другие регионы. Но возрождение ключевой для развития всего сельскохозяйственного комплекса — зерновой отрасли характерно для всех регионов. Из посеянных в Украине 8,3 млн. га озими большинство находится в отличном и хорошем состоянии. И только 10% потребовали ремонта и пересева. Да и яровой клин размещен на гораздо больших площадях, чем раньше. Простые расчеты показывают, что программа, предусматривающая произвести в Украине 35 млн. тонн зерна, вполне достижима.

Десяток лет назад этого было бы вполне достаточно. Однако рыночные отношения диктуют свои условия: вырастить большой урожай, собрать его в закрома — вовсе не конечная цель. Важно выгодно реализовать выращенное, с толком им распорядиться, чтобы компенсировать все финансовые и материальные затраты, расплатиться с людьми и получить прибыль, как стимул для дальнейшего развития зернового производства. Если реализацию зерна произвести неудачно, то высокий урожай обернется большими неприятностями и потерями.

В памяти аграриев еще свежи воспоминания о вполне приличных урожаях середины 90-х годов, когда непрозрачные бартерные схемы реализации выращенного создали на рынке хаос, иллюзию перепроизводства зерна. В результате цена его снизилась настолько, что продукция, в производство которой были вложены немалые средства и большой труд, продавалась ниже себестоимости. Сельхозпредприятия оставались без оборотных средств, а хлеборобы — без зарплаты.

Что необходимо предпринять, чтобы такая ситуация не повторилась? Чтобы средства, полученные от роста урожайности, остались у товаропроизводителя и пошли на стабилизацию сельхозпроизводства, развитие социальной сферы села? Об этом шла речь на состоявшемся в Николаеве семинаре, где руководители центральных и региональных подразделений агропрома вместе с представителями общественных организаций крестьян и коммерческих структур, товарных бирж обсуждали проблемы и перспективы развития инфраструктуры аграрного рынка.

Все сходились во мнении, что последние решения, принятые на уровне Президента и Кабмина, стабилизировали зерновой рынок, значительно выровняли ценовые «ножницы». Если в 1999 году соотношение основного продукта сельского хозяйства — зерна и главного затратного компонента при его выращивании — ГСМ составляло 6:1 и даже 8:1, то нынче — 2:1. Иначе говоря, для того чтобы приобрести тонну солярки, теперь надо реализовать не 6—8 тонн зерна, как раньше, а в три-четыре раза меньше. Произошло некоторое выравнивание цен и по другим позициям.

Общеизвестно, что стабильные цены, способные окупить затраты и дать возможность селянам развивать производство, могут быть установлены лишь при гласной и прозрачной торговле на биржах, где и продавец, и торговец открыто состыковывают спрос и предложение, заключают прозрачные контракты.

Побывав на торгах Черноморской товарной биржи (Николаев), мы смогли убедиться, что хорошие виды на урожай пока не привели к резкому снижению цен на зерно прошлых лет. Партия пшеницы шестого класса была продана по 650 грн. за тонну. Мука высшего сорта шла по 1450 грн., а первого — по 1250 за тонну. Фуражный ячмень продавался по 100 долларов за тонну, а кукуруза — по 104—106 долларов. Как видим, зерно и мука из него ценятся еще высоко.

Но вот результаты форвардных торгов, т.е. продажа урожая 2001 года, который еще зреет на полях, вызывают вполне обоснованную тревогу. Попытка николаевских биржевиков определиться с ценой на будущий урожай оказалась менее удачной. Первой на форвардные торги была выставлена партия из 2 тыс. тонн озимой пшеницы наиболее ходового, третьего класса. Продавец установил стартовую цену в 850 грн. за тонну. Желающих купить зерно за такую цену не нашлось, а продавец снижать цену не пожелал. Позиция снимается с торгов. Предлагается 120 тонн озимой пшеницы четвертого класса по цене 840 грн. Результат тот же — предложение не нашло спроса...

Выставлялись на продажу и несколько партий фуражного ячменя по цене 90 долларов за тонну. Тоже безрезультатно...

Впрочем, покупатели на этом торге тоже показали свои намерения и ожидаемую ими цену. Одна из брокерских контор предложила закупить фуражный ячмень по цене 500 грн. за тонну. Но потенциальные продавцы посчитали эту цену слишком низкой. Обе стороны, как видим, выжидают, не хотят рисковать.

Подобная ситуация и на других товарных биржах страны. Цены на имеющееся зерно сохраняются высокие, а форвардные торги пока проходят вяло. Впрочем, сделки по продаже будущего урожая в ряде регионов все-таки состоялись. Зерно озимой пшеницы третьего класса, по данным Национальной ассоциации бирж Украины, продалось за 715—720 грн. за тонну, а четвертого класса — по 620—640. Но поскольку эти сделки касались небольших партий зерна и были единичными, то их можно скорее отнести к разряду «разведывательных».

Беда сельского хозяйства — не только в недостаточном производстве продукции, а в том, что реализуется она по разного рода непрозрачным бартерным схемам. Только несколько процентов зерна, муки и другой сельхозпродукции продается на товарных биржах. Представители из Крыма, где биржевая торговля находится примерно на среднеукраинском уровне, привели на семинаре такие цифры. Их биржа в минувшем году заключила 291 контракт на сумму 11 млн. грн. В то же время объем продаж сельхозпродукции в регионе составил 418 млн. Подобная ситуация и в других регионах. И дело наладится лишь в том случае, если будет создана система биржевой торговли и прозрачного ценообразования. Поскольку в ходе реформы на селе выросло количество мелких товаропроизводителей, в каждом населенном пункте, по мнению участников семинара, должен быть создан пункт заготовки сельхозпродуктов, в каждом райцентре — торговый дом, где бы эта продукция концентрировалась. А в областном центре — товарные биржи для заключения контрактов по купле-продаже. Ставятся задачи реализовать по каналам биржевой торговли не менее 25% зерна урожая 2001 года.

Чего стоит умение торговать, умелый выбор времени выхода со своим товаром на рынок, показали те же торги на Черноморской товарной бирже. Подсолнечник урожая 2000 года сразу после комбайна продавался по 550—600 грн. за тонну. Нынче же семена того же урожая шли на бирже вдвое дороже — по 1200 грн. От массового осеннего выброса подсолнечника на рынок проиграли не только его производители — селяне, но и местные переработчики. Они-то ожидали, что значительное количество собранного позволит им на протяжении всего сезона заготавливать дешевое сырье. Однако львиная часть подсолнечника по давальческим схемам была вывезена за рубеж, а сырье, цена которого удвоилась, переработчикам уже не по карману. Большинство комбинатов, специализирующихся на переработке подсолнечника, остановилось вследствие его нехватки.

Урок, полученный при продаже подсолнечника, способен многому научить и производителей зерна. Прогнозы специалистов показывают, что при достижении прогнозируемого урожая не менее 5 млн. тонн зерна надо будет экспортировать. Для этого к цепочке «заготовительный пункт — торговый дом — товарная биржа» надо добавить еще одно обязательное звено в виде зерновых компаний, способных грамотно работать за рубежом, находить выгодные рынки сбыта. И хотя определенные шаги в этом направлении сделаны и при посольствах Украины в ряде иностранных государств открываются специальные сельхозпредставительства, эта работа, как и вся система прозрачной биржевой торговли в стране, находится в зачаточном состоянии.

Хлеборобы, которые сейчас преодолевают очередные трудности с подготовкой уборочной техники, вкладывают в выращивание урожая все, что имеют. Результат этой многотрудной работы во многом зависит от создания атрибутов цивилизованного зернового рынка.