UA / RU
Поддержать ZN.ua

Пат для аграрного фонда

Заявления глав правительств о формировании государственного продовольственного резерва были в основном декларативными. Поэтому учреждение, без финансовых вливаний в сочетании с низкой исполнительской дисциплиной, выдыхалось на полпути к финишу.

Автор: Владимир Чопенко

Пат, мат... Шахматные термины стали преобладать в лексике руководства Министерства аграрной политики и продовольствия. Если мат ассоциируется с бранным словом, то ПАТ - не слишком благозвучный украинский вариант аббревиатуры популярной в последнее время организационно-производственной структуры. Именно в такой институт - публичное акционерное общество (на украинском - "публічне акціонерне товариство", или ПАТ) власть намерена преобразовать Аграрный фонд - специализированное бюджетное учреждение.

Собственно, по хитроумной схеме в ПАО трансформировалась и Государственная продовольственно-зерновая корпорация. Поэтому МинАП решило двигаться по накатанной дорожке, втягивая в бизнесовый "кластер" заодно и государственного регулятора. Но чиновничьи затеи могут обернуться потерей единственного гаранта продовольственной безопасности страны, функции и обязанности которого четко выписаны в базовом Законе "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины".

Предшественником Аграрного фонда был селянский. Правда, только в помыслах депутатов. Из-за узкой адресности, да еще и в рыночных условиях он вряд ли стал бы подспорьем как для этой категории аграриев, так и для сельского хозяйства страны в целом. Концепция Аграрного фонда вырисовалась после дискуссий на заседаниях профильного комитета Верховной Рады, консультаций с вице-премьером по аграрным вопросам…

Хотя Закон "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины" вступил в силу с 1 января 2005 г., с рождением АФ не торопились. Полгода ушло на то, чтобы "благословить" его соответствующим постановлением Кабмина, утвердить устав. Да и стартовать было, в сущности, не с чем: ни бюджета, ни кадров, которые бы разбирались в форвардах, спотах, ориентировались в рыночной конъюнктуре. И это в разгар жатвы!

К тому же поначалу АФ оказался еще и третьим лишним. Все понимали, что с рамочным законом теряют силу нормы о государственных залоговых и интервенционных закупках зерна, выписанные в Законе "О зерне и рынке зерна в Украине". То есть к АФ переходило исключительное право на покупку и продажу сельскохозяйственной продукции. Но два государственных агента - Госкомрезерв и ГАК "Хлеб Украины" - никак не хотели мириться с этим и не спешили с передачей функций новичку. С которыми, кстати, и сами не справлялись.

Где были упомянутые "агенты", когда из Украины вывезли зерно, а, спохватившись, ударили в набат: караул! Самим не хватает... И компании, успешно экспортировавшие пшеницу, начали ее ввозить, но... вдвое дороже. Соответственно выросли цены на хлеб, мясо... Тогда власть оказалась не в состоянии стабилизировать рынок. А чем его успокоить? Пшеницей с элеваторов ГАК или Госрезерва, купленной по ценам выше рыночных? Так вот, именно от подобных перекосов и должен был страховать Аграрный фонд, имея "на черный день" в закромах пшеницу, рожь, крупы, сливочное масло, сахар.

С каким скрипом засыпали первые полмиллиона тонн продовольственного зерна! Конечно, можно было бы и больше, но... Сначала АФ выделили смешную сумму - 335 млн грн. Не те, которые можно потрогать, а те, что должны были поступить от реализации залогового и интервенционного зерна ГАК и Госрезерва, сформироваться за счет возврата кредитов сельхозпредприятиями.

Подсобили депутаты, проголосовав за выделение из бюджета 900 млн грн, но в качестве кредитного ресурса, соответствующим образом увеличив на эту сумму предельный размер дефицита общего фонда Государственного бюджета. Хотя, по закону, прямые расходы должны были составить 1,5 млрд грн. Несмотря на все подножки, недовольство и откровенный саботаж чиновников, АФ все же закупил задекларированный объем.

Крестьяне, которых ГАК с Госрезервом во время жатвы 2004 г. обманули, не рассчитавшись за поставленное зерно, гонцов АФ встречали с недоверием. Многие аграрии весной уже успели заключить соглашения с зернотрейдерами и в рамках этих договоренностей запаслись горючим, запчастями. К ним столичные помощники опоздали. Ну, а "свободные" земледельцы бросали пробные камни в огород Аграрного фонда: сначала привезли 100 тонн. Когда же на следующий день им из столицы пришли живые деньги, осмелели и уже декларировали партии в тысячи тонн.

Механизм бюджетного займа в режиме государственных залоговых закупок, внедренный АФ в 2005 г., оправдал себя. Сельхозпроизводители воспользовались льготным кредитом по ставке 8,95% годовых, в то время как коммерческие банки предлагали под 17%. Тем более аграрии получали заем в размере 80% минимальной закупочной цены за тонну пшеницы третьего класса. А кому 550 грн в горячую уборочную пору будут лишними?

Важно и то, что Аграрный фонд уже со старта "пошел в народ", старался достучаться до каждого крестьянина, предлагая свои услуги. Можно было, конечно, выполнить государственное поручение более легким путем: законтрактовать зерно у крупных сельхозпредприятий и не возиться с мелкими партиями. Вместе этого Владимир Овчар, генеральный директор АФ, с
командой таких, как сам, государственников, ни одному продавцу не отказал.

Знаете, какой самый маленький заем они предоставили? 1991 грн под залог четырех тонн зерна! Сегодня такой партией только насмешишь, а тогда в АФ радушно встречали крестьянина и фермера даже с мешком пшеницы. Владимир Овчар, очевидно, единственный руководитель АФ, за которым не тянется шлейф злоупотреблений. Это уже позже его преемники начали красть: сначала мешками, потом - вагонами и судами, превращая государственное учреждение в мельницу для обогащения. Себя и высшего начальства. Обидно, но за семь лет функционирования АФ правоохранительные органы не поставили ни одной жирной точки по фактам очевидного воровства и коррупционных действий.

Поскольку АФ курирует непосредственно министр, то и они пытались подмять специализированное учреждение под себя. Захотелось одному пристроить отходы с родного Житомирского мясокомбината - их вписали в перечень субъектов государственного ценового регулирования, которыми занимается АФ: "мясо и субпродукты убойных животных и птицы". Сейчас в этом "каталоге" свыше 20 наименований сельхозпродукции. Здесь и шишки хмеля, и семена льна, и семена подсолнечника, и соя... Забыли вписать рога-копыта! Депутаты прошлой каденции хотели навесить на АФ еще и регулирование закупочных цен на молоко. Ум есть? Ну, снимут с рынка в пик самой низкой цены миллион тонн или два, зальют в чаны. А потом осуществлять товарные интервенции... простоквашей?

Другому министру родные просторы для АФ показались тесноватыми, и деятельность государственного учреждения распространили даже на заграницу. Ради этого изменили законодательство, разрешив АФ экспортировать объекты государственного ценового регулирования. Спросите, сколько раз этот "экспортер" воспользовался предоставленной привилегией? Даже если и заработаешь лишний доллар-евро, от этого не разбогатеешь, поскольку АФ - специализированное бюджетное учреждение, к тому же неприбыльное. Не сравнить с коммерческой конторой, где делятся прибылью. Здесь все - в казну! Так какой смысл даром работать на государство?!

Собственно, за все годы существования Аграрный фонд ни разу не выполнил свои функции в полном объеме. Заявления глав правительств о формировании государственного продовольственного резерва были в основном декларативными. Поэтому учреждение, без финансовых вливаний в сочетании с низкой исполнительской дисциплиной, выдыхалось на полпути к финишу.

Да и сам механизм ценового регулирования оказался несовершенным. Он не позволял АФ серьезно вмешиваться в кризисные ситуации, когда рыночная цена значительно превышала максимальную закупочную или, наоборот, отклонялась от минимальной цены более чем на 20%.

Поэтому не стоит говорить о том, что АФ играет ключевую роль в поддержке цены производства, с одной стороны, а с другой - обеспечивает жизненные интересы человека, что выражается в гарантировании государством беспрепятственного экономического доступа (а не только физического, когда полки в магазинах ломятся от товаров, а в карманах покупателей гуляет ветер) к продуктам питания. Это то, что называется продовольственной безопасностью.

Если в закромах АФ нет 20% объемов годового потребления самых необходимых продуктов - зерна, сахара, крупы, то и "простреливает" то в одном боку, то в другом. Китайской гречкой, подорожанием хлеба, убыточностью производства сахара... И два последних года - тому подтверждение.

Посмотрите на текучесть руководителей АФ: большинство из них не успели даже отпраздновать годовщину пребывания на этой должности. И все запятнаны какими-то незаконными сделками. Самая громкая афера - продажа руководителями Аграрного фонда в 2010 г. зернотрейдерам по заниженным ценам всего неприкосновенного запаса продовольственного зерна.

Тогдашний глава АФ Александр Маренец, разбуди его среди ночи, должен по памяти цитировать одно из положений Закона "О государственной поддержке...": "С целью обеспечения продовольственной безопасности Аграрный фонд формирует государственный интервенционный фонд, который относительно каждого объекта государственного ценового регулирования не может быть меньше 20% объемов их годового внутреннего потребления за предыдущий маркетинговый период".

Проще говоря: при потреблении 6 млн тонн продовольственного зерна интервенционные запасы должны составлять не менее 1,2 млн тонн. Если по описи в АФ хранится 1,55 млн тонн, то сколько Маренец мог реализовать как излишек? 350 тыс. тонн! По какой цене? По средневзвешенным ценам, сложившимся в течение трех предыдущих торговых сессий на Аграрной бирже. Так закон толкует. Ну, занизили ребята перед продажей цены - полбеды!

Беда же в том, что реализовали не упоминавшиеся 350 тыс. тонн, а... неприкосновенные 1,137 млн тонн. И кому? Семи коммерческим структурам, основной деятельностью которых является экспорт зерновых. Продали даже пшеницу первого и второго классов, без которой нельзя сформировать помольные партии для выпечки социальных сортов хлеба. Знал ли об этих "головоломных" перемещениях министр, без указания которого ни один килограмм не может сдвинуться с места?

На моей памяти это - первый в истории независимой, да и не только, Украины случай, когда государственное учреждение, предназначение которого состоит в стабилизации аграрного рынка, поспешно, крайне невыгодно для государства, в условиях острого дефицита зерна распродало стратегические запасы сырья.

А за этой сделкой, без передышки, - очередная. Аграрному фонду лень было формировать государственные интервенционные запасы, и он уцепился за Закон "Об осуществлении государственных закупок", вступивший в силу с 30 июля 2010 г. При этом грубо пренебрегая базовым законом и постановлением Кабмина №139 от 11 февраля 2010 г. "О закупке Аграрным фондом услуг", категорически запрещающими каких-либо посредников в тандеме АФ-сельхозпроизводитель.

Ради чего МинАП вместе с Аграрным фондом ухватились за тендерную процедуру? Чтобы протолкнуть через сомнительный конкурс неизвестное ООО "Хлеб Инвестбуд", обещавшее засыпать в государственные закрома 5 млн тонн зерна. По довольно "привлекательной" цене: на 250 грн выше той, по которой АФ несколько недель назад сплавил неприкосновенный запас зернотрейдерам. Вот это фиглярство!

Коммерческая структура воспользовалась беспроцентным бюджетным займом, выделила государству 893 тыс. тонн, а остальное - переправила за пределы Украины, выйдя в лидеры зернового экспорта. И этого не знал министр Присяжнюк?

В целом 2010-й выдался "урожайным" для АФ и МинАП в смысле "распила" бюджетных средств. К зерновым выкрутасам прибавились и сахарные. Кто скажет, сколько закуплено в интервенционный фонд сладкого продукта и на каком свете эти тысячи тонн? А главное, "где деньги, Зин"?

Хотя как ни маскировало преступную деятельность АФ аграрное ведомство, Счетная палата после аудита резюмировала: Аграрный фонд в 2010 г. не способствовал ни созданию конкурентной среды в сфере государственных закупок, ни развитию добросовестной конкуренции и обеспечению рационального и эффективного использования средств госбюджета. Структура, призванная стимулировать производство сельхозпродукции и развитие аграрного рынка, действовала практически в обратном направлении.

Публичный вердикт Счетной палаты заставил сборище "профессионалов" "зачищать" агрофондовскую территорию. Поменяли менеджмент, на гребне славы отшили "Хлеб Инвестбуд". Втихомолку... Ну, с нынешней властью все понятно: она никогда публично не признается в собственных промахах и не раскается. А что же оппозиция? Хоть один депутат забеспокоился: как Аграрный фонд использовал бюджетные средства, за которые мы голосовали? Чего и сколько засыпали-заложили в этом сезоне?

В апреле 2012 г. дописывать летопись АФ взялся Игорь Якубович. Правда, разогнаться не успел: 30 января его освободили от должности генерального директора, назначив главой правления ПАО "Государственная продовольственно-зерновая корпорация". Некоторые считают смену кресла карьерным форсажем Игоря Валентиновича, наградой за успехи на должности главы АФ.

Впрочем, "катапультирование" состоялось сразу после заявления Якубовича о намерениях МинАП и согласии Кабмина реорганизовать Аграрный фонд в ПАО "Аграрный фонд". Во-первых, в правовом и законодательном смысле это выглядело детским лепетом. Во-вторых, не клерк такого уровня должен был знакомить общественность с разрушительными планами Кабмина. К тому же без подготовленных соответствующих изменений в закон и хотя бы наброска соответствующего постановления.

Сколько, по-вашему, после такого заявления продержался бы чиновник в цивилизованной стране? Да нисколько! За ним уже загудело бы. В Румынии один из министров в запале обозвал протестующих "голодранцами" и... лишился должности.

Убежден, что и успехи экс-главы АФ его коллеги из руководящей обоймы несколько преувеличивают. Подвигами Геракла здесь и не пахнет. Да, при Якубовиче активизировалась нормотворческая работа: за этот период были внесены изменения в три закона и шесть постановлений, тем самым были закрыты лазейки для злоупотреблений, процветавших и в прошлом году.

На Львовщине руководители областного отделения АФ были уличены в махинациях с зерном. Прошлогоднее - по 2100 грн за тонну, отправили на экспорт, а урожай 2010 г. - 1800 грн за тонну, переписав складские документы, выдали как свежее, с более высокой ценой, и засыпали в Аграрный фонд. Ценовую разницу положили в карман. За подобные и другие грехи пришлось распрощаться с десятью руководителями областных представительств. Не преуменьшаю: в организационно-дисциплинарном смысле это - плюс.

Из производственных показателей АФ под руководством Якубовича я бы выделил два: заложили 700 тыс. тонн интервенционного зерна и продали на биржевых торгах 225,3 тыс. тонн продовольственной пшеницы, пополнив бюджет на 0,5 млрд грн. Что касается первой цифры, то этот объем сформировали 500 субъектов аграрного рынка. Даже критикуемый "Хлеб Инвестбуд", аккумулируя резерв в 893 тыс. тонн, привлек тогда втрое больше предприятий. А в этом году АФ может вообще обойтись 200 поставщиками.

Сужение круга продавцов свидетельствует о том, что государственный интервент игнорирует важные законодательные принципы - помогать прежде всего аграриям. Вместе с тем занимается прагматичным: без лишних хлопот формировать интервенционный фонд. За счет, скажем, 80 предприятий, входящих в известный агрохолдинг, руководитель которого пригрелся в пятой или шестой десятке Forbes.

Дискриминационными являются и минимальные партии поставок товара: пшеницы -
2 тыс. тонн, ржи - 500 тонн. Фермер, засеяв все 300 га озимой пшеницей, даже при урожайности 60 ц на круг не сформирует товарный лот. Обделенными оказались и сельхозпроизводители, у которых и зерно есть, и желание сотрудничать с фондом не угасло. Одного не хватает - сертифицированного элеватора Госрезерва или ГПЗКУ в радиусе 100 км, где АФ хранит зерно.

Я уже молчу о крестьянине с мешком зерна. Именно он, гарантировали чиновники, расхваливая законопроект об Аграрной бирже, получит привилегии на торговой площадке. На самом же деле АФ отвернулся и от фермера с грузовиком, и от крестьянина с мешком. Зато к латифундистам - лицом! Судя по заключенным в этом году форвардным контрактам, интервент отдает предпочтение крупным игрокам зернового бизнеса: с партиями 30–50 тыс. тонн.

Продажа на бирже 225,3 тыс. тонн продовольственной пшеницы тоже породила немало вопросов. Во-первых, торги с несколькими покупателями, к тому же экспорто-ориентированными компаниями, вряд ли можно назвать представительными и прозрачными. Во-вторых, выручка была бы большей, если бы АФ смолол и продал муку. И еще выше, если бы государственный регулятор экспортировал этот объем лично. Это - в-третьих. Четвертый, самый приемлемый вариант: как государственная структура принять участие в тендере на поставку в Египет 300 тыс. тонн зерна с блестящей перспективой победить на нем. Ручаюсь!

Теперь о минусах. Когда цены на хлеб массового спроса болезненно поползли вверх, АФ мгновенно должен был прибегнуть к интервенциям муки, тонна которой на 10–15% дешевле, чем на рынке. Месячная потребность страны - 60 тыс. тонн. Если в закромах АФ хранится 2 млн тонн зерна, то, по грубым подсчетам, этого объема хлебопекам хватило бы на три года бесперебойной работы. Почему же тогда АФ медлил с поставками муки в регионы, подыгрывая критической ситуации? Элеваторы не отпускали зерно АФ до тех пор, пока тот не погасит задолженность за хранение - 200 млн грн. Лучший индикатор эффективности инъекций муки - цены в областях на так называемые социальные сорта хлеба.

Из-за бездеятельности Аграрного фонда в сладком аду оказались сахаровары.

- По Закону "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины", каждый год, в разгар сахароварения, когда цена на внутреннем рынке падает, Аграрный фонд должен закупать в резерв 15% произведенной продукции. Снятие излишков несколько стабилизирует цену, - таким в идеале видит алгоритм работы с Аграрным фондом Николай Ярчук, глава правления ассоциации "Укрцукор". - Однако первые закупки на заре становления этого учреждения показали, что руководство любит "мутить". Продавцами становились только привилегированные, те, кто отирался в министерских кабинетах, часто даже не имея собственного произведенного сахара. После нашей вполне оправданной критики Аграрный фонд вообще отвернулся от нас.

Появился он в 2010 г. неожиданно и принялся скупать сахар на пике цены, когда она максимально высокая: 8,30–8,50 грн за килограмм. Если бы день-другой подождал, сэкономил бы гривню. И в этот раз продавцов отбирали келейно, без участия общественности.

За два года равнодушия Аграрного фонда на рынке накопилось лишних 600 тыс. тонн сахара. Мы своими силами в прошлом году продали за рубеж 170 тыс. тонн. Но при распыленном, нескоординированном экспорте всегда находятся посредники, которые и себе хотят что-то "урвать", также сложно "выбить" вагоны. А с 24 января "Укрзалізниця" вообще прекратила движение грузов в страны СНГ. Нам сковали руки и ноги! Тот же Аграрный фонд как государственная организация может запросто по межправительственному соглашению поставить 300 тыс. тонн в Казахстан. Было бы желание...

Сегодня сахарники согласны даже на то, чтобы хоть 300 тыс. тонн продукции Аграрный фонд снял с рынка и заложил на хранение. Готовы на три месяца отсрочить оплату за него, только бы эти объемы не угнетали рынок.

На днях министр Николай Присяжнюк заикнулся, что ведомство активно нащупывает рынки сбыта украинского сахара. Подключили посольства, торгово-экономические миссии... Искали в прошлом году, в позапрошлом. Попрятались все, что ли?

В завершение о самом сладком - мечте власти превратить неприбыльный Аграрный фонд в прибыльный. Ею Игорь Якубович поделился со мной 13 декабря 2012 г. В ходе более чем двухчасовой дискуссии тет-а-тет. Прощаясь, он попросил не делать преждевременного журналистского start up: пока рано! Народ еще не так поймет...

Я дипломатично выдержал паузу. И только после того, как Игорь Валентинович публично рассекретил министерскую инициативу о трансформации специализированного бюджетного учреждения в ПАО, со спокойной душой пересказываю некоторые детали разговора. Касался он, конечно же, всех ракурсов деятельности Аграрного фонда.

Больше всего волновало Игоря Валентиновича то, что он, человек слова, не сдержал его перед аграриями. Не из-за личной неорганизованности, а вследствие нехватки средств в Госказначействе. Поэтому расчеты с поставщиками форвардных контрактов растягивались до 20 дней вместо законных трех.

- Почему я должен быть захребетником бюджета? Ведь Аграрный фонд запросто может стать прибыльным и самостоятельным. Наши запасы оцениваются в 5 млрд грн. Государству стоит один раз выпустить на эту сумму облигации, и мы уже как публичное акционерное общество так же, как правительство, разместим их на рынке. Положим эти облигации как залог в государственный банк, возьмем кредит. Проценты за его использование, 13,6%, будет погашать государство. Часть средств пустим на форвардные закупки, а остаток будем вкладывать в совместные инвестиционные проекты. Наша доля - 20%, зарубежная - 80. Представляешь, какой мультипликатор! Займемся строительством мельниц, элеваторов, молочнотоварных ферм, обновим парк вагонов. При этом ПАО 100-процентно остается государственным! Признаюсь, Николаю Яновичу Азарову понравилась эта идея.

Слушал и думал: этому успешному бизнесмену с 20-летним опытом, кризисному менеджеру, не в государственном учреждении - Аграрном фонде прозябать и черкать "схемы", а председательствовать в государственном Агентстве по инвестициям и управлению национальными проектами Украины. Или руководить уже готовым ПАО - продовольственно-зерновой корпорацией, где концентрируются 3 млрд долл. китайского кредита. Власть никак не решит, как приделать им "ноги". Здесь твое место! Как в воду смотрел...

- Игорь! Какие совместные проекты? Нас инвесторы обходят десятой дорогой, банки бегут из страны... Опомнись! На ваши надуманные инвестпроекты не хватит лыжных инструкторов. Загляни в аграрную историю Украины. Каких только "схем" там не было?! И поставка в "Украгролизинг" тракторов "Джон Дир" под гарантии правительства, и крестьянский банк "Украина", и доведение до банкротства довольно успешных компаний, и совсем свежий проект "корова инвест", анонсированный твоим непосредственным куратором - министром...

Мы спорили до хрипоты. Был бы таким смелым Якубович при другом министре? А к этому шло. Вспомните, как формировалось правительство: назначение руководителя аграрного ведомства откладывали до последнего. Присяжнюку светила судьба губернатора в до боли знакомой местности: с карьерами и лесопилками. Пусть благодарит первого вице-премьера Арбузова, который уберег его от ссылки.

А все вместе, поставив крест на базовом законе, будут распинаться о продовольственной безопасности, которую сами же и подорвут. Со временем и государственный Земельный банк втихаря переименуют в ПАО. Может, и не успеют. Потому что раньше проснутся китайцы, которые потребуют взамен профуканного займа… украинскую пашню.