UA / RU
Поддержать ZN.ua

Отнять и поделить

Пресс-служба КМУ на днях сообщила, что Украина в нынешнем урожайном году оказалась между третьим и шестым местом в мире по экспорту зерновых.

Автор: Сергей Козьяков

Пресс-служба КМУ на днях сообщила, что Украина в нынешнем урожайном году оказалась между третьим и шестым местом в мире по экспорту зерновых. Всего собрано 39,2 млн. т, несмотря на неблагоприятные погодные условия. Очень хороший результат, не правда ли? Гораздо лучше, чем в соседней России. Результат достигнут трудом миллионов трудолюбивых крестьян, тысяч талантливых бизнесменов. Информация КМУ невероятно важна, учитывая чрезвычайную ситуацию в мире с продовольствием. Группа очень серьезных людей в нашей стране приняла эту информацию близко к сердцу.

Сначала осенью и зимой были созданы на первый взгляд странно непрозрачные процедуры с выдачей квот на экспорт зерна.

Но упомянутой группе серьезных людей этого показалось недостаточно. В Верховной Раде срочно был зарегистрирован проект закона Украины №8053 «О внесении изменений в Закон «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины». Чтобы не было сомнений, авторы законопроекта в скобках уточнили, что речь идет об «особенностях осуществления экспорта объектов государственного ценового регулирования». Проектом предусматривается создание государственного агента по обеспечению экспорта объектов ценового регулирования. Это, по замыслу авторов, будет либо госпредприятие, либо хозобщество, в уставном капитале которого есть доля государства. Причем, определяться оно будет на конкурсной основе Кабмином. Собственно экспорт сельхозпродукции предполагается осуществлять либо исключительно сельхозпроизводителями, но только в пределах собственного производства, либо уже известным Госагентом. Создание «госагента» - не первая попытка монополизировать посреднические услуги при экспорте стратегически важных товаров. В декабре 1992 года была создана Акционерная группа «Украина» как монополист (с участием госсобственности) по экспорту продукции металлургии и химической промышленности. Проект долго не продержался. Но что из этого получилось, желающие прочтут в книге А.Беня «Кучма, мафия и я».

К проекту закона можно предъявить целый ряд претензий. В пояснительной записке к проекту сказано: «Принятие этого законопроекта, как и его реализация, не требует дополнительных финансовых затрат из государственного и местных бюджетов Украины». Между тем Регламентом ВР предусмотрено, что в пояснительной записке к проекту закона нужно указать, если «реализация законопроекта… не влияет на доходную и/или расходную часть государственного или местного бюджета». Ведь это не совсем то, что написано в пояснительной записке. Законопроект предполагает создание совершенно новой системы экспорта сельхозпродукции на миллиарды долларов, изменение тысяч хозяйственных цепочек между производителями и банками, производителями и трейдерами, трейдерами и перевозчиками, элеваторами и портами. А в пояснительной записке ни слова о финансовых и налоговых последствиях для бюджета! Предположим, что их и не будет. На минуту. Но Госагент-то создаваться будет? А закупать зерно у производителей, не желающих или не умеющих самостоятельно экспортировать товар, он будет? Деньги откуда на закупку брать? Десятки миллиардов гривен? Неужели обойдется без бюджетных вливаний? Вспомнили ли авторы законопректа - В.П.Борт, М.В.Перестенко,С.М.Терещук и И.И.Сидельник о том, что Госагент будет просто обязан осуществлять закупки на основе тендеров? Деньги откуда?

В той же пояснительной записке авторы заявляют, что проект закона «не содержит правил и процедур, которые могут содержать риски совершения коррупционных правонарушений». История современной Украины знает тысячи случаев, когда нормы закона, отсылающие к подзаконным нормативным актам, как раз и являются основой для коррупции. Предполагается, например, что Госагент, который может быть создан с участием государства, определяется на конкурсной основе Кабмином. Можем задать сразу несколько дискомфортных вопросов. Кто будет определять размер доли государства? Как и чем стороны будут осуществлять вклад в уставный капитал? Как будут оцениваться доли? Госагент будет определяться на конкурсе, а на основе чего будет определяться негосударственный участник хозобщества? Вот еще как бы некоррупционный пассаж: перечень объектов, экспорт которых будет осуществляться в соответствии с этим законом, «устанавливается Кабинетом министров Украины ежегодно по результатам мониторинга аграрного рынка». На каких принципах? В какие сроки? Представьте, что в 2011 году пшеницу Кабмин не включит в перечень, а в 2012 году включит. А в 2013 году снова не включит. Кто захочет тратить деньги на логистику, развитие бизнеса, поиски финансирования? Но есть еще ячмень, рожь, рапс, подсолнечник… Какая там не коррупция! Мы уже не говорим о замечательной практике проведения прозрачных и честных тендерных процедур.

Еще одна группа претензий - юридическая, но в этой статье все они не поместятся. Назовем лишь две. Законом Украины «О внешнеэкономической деятельности», принятым еще в 1991 году, заявлен принцип юридического равенства и недискриминации, который в частности состоит в «равенстве перед законом всех субъектов внешнеэкономической деятельности, независимо от форм собственности, в том числе государства, при осуществлении внешнеэкономической деятельности». Создание Госагента как единственного посредника - прямое нарушение этой нормы. Мы уже не говорим об аналогичных нормах Конституции Украины. Если принимать закон в том виде, как есть, то надо принять одновременно изменения к десяткам других законов. Между тем в пояснительной записке говорится: «Изменений к другим законам не требуется». Да ну?!

Осенне-зимние непрозрачные усилия правительства, касающиеся квотирования экспорта зерна, по утверждению экспертов, привели к многочисленным нарушениям законодательства Украины (в том числе антимонопольного) и Правил ВТО. И последствия этих усилий еще наступят и для сельского хозяйства, и для государства. Если парламент примет проект закона №80-53, последствия будут еще хуже. Ломать - не строить.