UA / RU
Поддержать ZN.ua

От поля до прилавка — куда исчезают деньги украинских фермеров

Автор: Анатолий Щербак

Агросектор, пожалуй, один из наиболее динамичных в отечественной экономике, а агропродукция обеспечивает более половины нашего товарного экспорта. В то же время существующий потенциал сектора используется недостаточно: эффективность производства значительно отстает от лучших мировых показателей, да и преобладают в украинском агропродовольственном экспорте в основном сырье и продукция с низкой степенью переработки. Выходит, есть у сектора возможность роста, а значит, и потребность в дальнейших реформах.

Недобросовестные торговые практики

Существующие проблемы АПК во многом связаны с неравноправным положением сельскохозяйственных производителей в системе агропромышленных рынков. Это обусловлено в первую очередь структурой данных рынков. Как видно на рис. 1, на большинстве рынков, смежных по отношению к рынкам сельхозпродукции, господствуют крупные предприятия. При этом приведенные данные завышают уровень концентрации в аграрном секторе, где около трети продукции производится в хозяйствах населения.

ZN.UA

Значительная разница уровней концентрации приводит к очевидному — к различиям в переговорной силе между сельскохозяйственными производителями и покупателями их продукции, поставщиками техники, удобрений и т.д. Соответственно, к нарушению эквивалентности в обмене между ними и масштабному перераспределению доходов.

Читайте также: Свободная агроторговля: хаос или жизнь по правилам?

Да, подобная структура характерна для агропромышленных рынков в большинстве стран. Однако в развитых странах положение фермеров в агропродовольственных цепочках укрепляется за счет кооперативов: в молочном секторе ЕС их доля составляет около 60%, в виноделии, поставке овощей и фруктов — 40%. Достаточно важную роль играет и последовательная государственная политика, направленная на поддержку малого и среднего бизнеса, в том числе фермеров.

17 апреля 2019 года Европейский парламент и Совет ЕС приняли Директиву 2019/633 «О недобросовестных торговых практиках в отношениях между предприятиями в цепочке поставок сельскохозяйственных и пищевых продуктов». Чтобы улучшить положение малого и среднего бизнеса, Евросоюз запретил 16 недобросовестных торговых практик, в частности:

Читайте также: Урожай 2025: ожидать роста или падения?

Соответствующие изменения внесены в законодательство всех 27 членов ЕС. При этом многие из них расширили список недобросовестных торговых практик или сделали запреты более строгими. В 2023 году выявлено 269 нарушений: 41% нарушений — у ритейлеров, 36 — у предприятий пищевой промышленности и 22% — у предприятий оптовой торговли. На нарушителей наложены штрафы на общую сумму 22 млн евро.

Почему украинские производители получают так мало?

В Украине кооперативы не получили значительного развития: их доля на аграрных рынках оценивается всего в 1%. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса также в основном декларативная. В свое время эксперты Немецкой консультативной группы при правительстве Украины сравнили цепочку производства и маркетинга пшеницы в Украине и Германии (см. рис. 2). Выяснилось, что украинские производители при экспорте пшеницы получают 40% от ее цены на мировом рынке, тогда как немецкие фермеры — 70%. Частично это объясняется большими потерями при уборке и хранении в нашей стране, но более важную роль играют другие факторы: большие затраты на хранение, перевозку зерна, перевалку в портах, высокие торговые надбавки.

ZN.UA

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) выяснил, что розничные торговые сети активно используют недобросовестные торговые практики. Договоры с поставщиками предусматривают перекладывание на последних коммерческих рисков, длительные сроки расчетов, маркетинговые услуги без обоснования их стоимости. В 2015 году АМКУ оштрафовал 15 розничных сетей в Киеве на общую сумму 203,6 млн грн. Ход расследования и решение подробно рассматривались в ZN.UA («Несговорчивый ритейл», «Приговор неуступчивому ритейлу»). Однако большинство ответчиков добились в судах отмены этого решения. Ведь в нашей стране, к сожалению, отсутствуют законодательные акты, запрещающие недобросовестные торговые практики.

Читайте также: Экспорт украинской агропродукции обрушился – УКАБ

Проблемы, связанные со значительными затратами при экспорте и недобросовестными торговыми практиками, частично решили агрохолдинги, которые сами перевозят, хранят продукцию, реализуют ее через собственные торговые сети. Но производители масштабом поменьше зачастую вынуждены соглашаться на крайне невыгодные для них условия сотрудничества с торговыми сетями и другими покупателями.

Положение стало меняться только в условиях войны. 26 февраля 2022 года Кабинет министров принял постановление №160, согласно которому максимальные сроки расчета за социально значимые продовольственные товары отечественного производства должны составлять 10 дней. Позже постановление №650 от 19.07.2023 ограничило размер торговой наценки на эти товары. 14 апреля 2023 года крупнейшие торговые сети подписали меморандум, обязавшись сократить сроки расчета за базовые продовольственные товары до 30 дней. Однако эти документы, во-первых, касаются далеко не всех продовольственных товаров, а во-вторых, будут действовать только в период военного положения.

Проекты, проекты, проекты…

Законодатели держат такую серьезную проблему в фокусе. Более того, в Верховную Раду Украины внесен целый ряд законопроектов, предлагающих имплементировать Директиву ЕС 2019/633 в отечественное законодательство. Увы, по нашему мнению, у всех этих законопроектов есть значительные недостатки.

Так, проект закона №6068 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об установлении благоприятных условий для товаропроизводителей при реализации пищевых продуктов» предусматривает внесение изменений в Закон Украины «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов». Но в указанном законе регулируются отношения по обеспечению операторами рынка безопасности и качества пищевых продуктов в процессе их производства и реализации, а не отношения, связанные с организацией торговой деятельности. К тому же контролирующие функции предлагается возложить на Госпродпотребслужбу, у которой нет ни необходимых полномочий, ни опыта для их эффективного осуществления.

Цель альтернативного законопроекта №6068-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» (о преодолении практик недобросовестной конкуренции в сфере поставок сельскохозяйственной продукции)» — усовершенствование правовых основ защиты субъектов хозяйствования, осуществляющих поставки сельскохозяйственной продукции, от недобросовестных торговых практик со стороны покупателей. Впрочем, при этом без защиты от таких практик остаются предприятия пищевой промышленности.

Читайте также: Заявления, что Украина кормит 400 миллионов человек на планете, тускнеют на фоне миллиардов, потраченных ею на импорт продовольствия

Проект закона №6068-3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об усилении защиты от недобросовестной конкуренции» характеризует недобросовестные торговые практики как виды недобросовестной конкуренции. При этом правовая природа недобросовестных торговых практик и недобросовестной конкуренции существенно отличается, и в ЕС они регулируются разными законодательными актами.

Наконец, в начале этого года группа депутатов внесла в Верховную Раду законопроект №12440 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о деятельности Антимонопольного комитета Украины». Он, в частности, предусматривает введение ответственности за злоупотребление более выгодной переговорной позицией. Такое злоупотребление рассматривается как тип антиконкурентного поведения, когда компания использует тот факт, что один из ее торговых партнеров зависит от нее. При этом данный партнер может быть признан экономически зависимым в том случае, когда соответствующие договорные отношения продолжаются более трех лет подряд и объем товарооборота между соответствующими компаниями превышает 30% стоимости его активов либо совокупного объема реализации. Получается, если торговая сеть закупает 29% продукции предприятия, то она сможет безнаказанно задерживать платежи, навязывать ненужные услуги и т.д. К тому же экономическая зависимость признается лишь при определенных соотношениях между стоимостью активов и объемами реализации продавца и покупателя. Все это ограничивает возможности борьбы со злоупотреблениями.

А 26 мая 2025 года в Верховную Раду внесен законопроект №13312 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о поддержке производителей сельскохозяйственной продукции». Он предусматривает ряд мер по поддержке аграрного сектора, в том числе введение ответственности за недобросовестную торговую практику, предельные сроки расчетов за пищевую продукцию. Указанный проект был поддержан парламентским комитетом по вопросам аграрной и земельной политики. Но недобросовестная торговая практика рассматривается в нем как вид недобросовестной конкуренции. Есть и ряд других недостатков. Заключение Научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады, в котором их обоснованно критикуют, по объему превышает сам проект.

Наиболее грамотным, на наш взгляд, является законопроект №6068-2 «О защите от недобросовестных торговых практик в отношениях между субъектами хозяйствования в сфере поставок сельскохозяйственных и пищевых продуктов». Хотя и он не лишен недостатков.

Так, нормы законопроекта касаются всех субъектов хозяйствования, действующих в цепочке поставок пищевых продуктов. Однако требования Директивы ЕС не распространяются на действия покупателей с годовым оборотом до 2 млн евро. Целесообразно установить соответствующие пороговые значения в анализируемом проекте. Это позволит предотвратить проверки малых предприятий.

Читайте также: Еврокомиссия утвердила объемы тарифных квот на импорт украинской агропродукции - "торговый безвиз" закончился

В законопроекте возврат непроданных товаров без оплаты за эти товары и/или без оплаты за их утилизацию относится к практикам, которые могут быть разрешены на основании четкого и понятного договора. Учитывая, что такие действия ритейлеров наносят значительный ущерб отечественным предприятиям, целесообразно запретить их. В наших условиях разрешение предусматривать их в договорах ничего не изменит.

Директива ЕС 2019/633 предусматривает средства защиты конфиденциальности заявителя. В то же время указанный проект, как и другие, уделяет недостаточно внимания этому вопросу. Стоит дополнить его положениями, позволяющими обеспечить конфиденциальность заявителя, предоставить АМКУ право начать расследование по собственной инициативе.

К сожалению, законопроект №6068-2, как и другие, до сих пор не рассматривался. Целесообразно принять данный проект в первом чтении, а затем доработать. Но для этого необходима политическая воля, а она, похоже, отсутствует. Поэтому число проектов множится, а проблемы не решаются.