UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОСТРАЯ БОЛЬ ИМУЩЕСТВЕННОЙ АРЕНДЫ

Реформирование аграрного сектора в области уже дало первые положительные результаты. В прошлом г...

Автор: Роман Якель

Реформирование аграрного сектора в области уже дало первые положительные результаты. В прошлом году сельскохозяйственные предприятия Тернопольщины, включая фермеров и население, собрали 806 тысяч тонн зерна, что на 70 тысяч тонн больше, чем в 2000-м. На 11 процентов больше местные сахарозаводы произвели «белого золота». Сельское хозяйство определенно контрастирует с полулежащей промышленностью — оно обеспечивает три четверти объемов всего производства на Тернопольщине. Из года в год растет количество прибыльных сельскохозяйственных предприятий. Если в 1999 году, по результатам хлеборобского сезона, на прибыль вышли лишь 4 процента хозяйств, то в прошлом неубыточно сработали 58 процентов (в общем в Украине — 33). Прогресса в отрасли не заметит разве что слепой: в 2001 году сельхозпредприятия области получили 14,1 млн. гривен прибыли, средняя рентабельность в отрасли составила 4,1 процента.

Крестьяне, на протяжении пяти-шести лет гнувшие спину в колхозе за «спасибо», преимущества аграрной реформы, хотя и слабо, но уже ощущают. Растет плата за аренду земельных паев: по результатам прошлого года она достигла 1,3 процента стоимости земельной доли (пая). Если сравнивать с нулем, то даже эта единица кажется фантастикой. За аренду земли хозяйства платили крестьянам немного, преимущественно в натуральной форме — из расчета 94,4 грн. за гектар. Больше повезло владельцам земли в Гусятинском, Подволочисском и Чертковском районах — им в среднем перепало на гектар по 132, 104 и 103,7 грн.

Но аренда имущественных паев будто нарочно создана для контраста с арендой земельной. На сегодня местные Советы выдали лишь немногим больше половины — 52 процента — имущественных сертификатов. Но виноваты в конце концов не они: комиссии по организации решения имущественных вопросов, контролируемые, как правило, председателями КСП, а ныне директорами частных сельхозпредприятий, не спешат предоставлять списки владельцев имущественных паев. Куда им спешить?

Указ Президента Украины «О мероприятиях по обеспечению защиты имущественных прав крестьян в процессе реформирования аграрного сектора экономики» вышел только 29 января 2001 года, то есть на десятом году независимости. Постановление Кабмина от 28 февраля того же года, которое было очень далеким эхом реформирования отношений собственности в АП, не содержало полного перечня активов для обеспечения существующих долгов КСП. Часть имущества была распродана за долги еще раньше, а часть разворована. И потому много новообразованных агроформирований, нарушая законодательство, не намерены заключать договоры имущественной аренды. А посему, естественно, не рассчитываются за пользование имуществом — и все.

От сельхозпредприятий крестьяне имеют в основном услуги по обработке земли, зерно и сахар. Оплату аренды имущества деньгами практиковали только в пяти районах области — Бережанском, Гусятинском, Збаражском, Лановецком и Шумском. В Зборовском и Бучацком районах за этот вид аренды хозяйства выполнили свои обязательства всего на... 1,3 и 1,6 процента. Достаточно показателен факт: в Збаражском районе за пользование имуществом полностью заплатили лишь 5 процентов новообразованных сельхозпредприятий.

Большинство руководителей частных сельхозпредприятий понимают президентский указ, который обязывает платить не меньше одного процента от стоимости имущественного пая, по-своему: «батько сказали — одне діло», а мы работаем как получается. В селе Новый Олексинец Кременецкого района с имуществом вышел особенный фокус-покус. 78 человек заключили соглашения об аренде земельных паев с ООО «Маяк», а их имущество незаконно использует другое сельхозпредприятие — «Добрынь». Договоры имущественной аренды не заключены, и, разумеется, арендной платы — ноль.

В Тернопольской областной общественной организации «Союз владельцев земли» знают немало случаев, когда владельцам земельных участков, вышедшим из КСП и самостоятельно ведущим хозяйство, имущественные доли никто передавать не собирается. Руководители новообразованных сельхозпредприятий используют их по собственному усмотрению. К примеру, в селе Сыдорив Гусятинского района руководитель сельскохозяйственного ООО «Сидорівський бровар» даже слушать не хотят о выдаче крестьянам имущественных паев. Соглашение об имущественной аренде здесь не было заключено вообще. А по соседству, в селе Сорока, два частных предприятия, образовавшихся на базе КСП, незаконно используют имущество 27 крестьян. Так что какая может «капать» плата за аренду?

На недавней встрече с фермерами начальник управления сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации Иван Маховский сурово упрекнул «революционные» средства информации: «Ну разве можно проводить параллели с периодом панской Польши, когда людям за обработку помещичьей земли давали десятую часть урожая? Ныне более высокая арендная плата просто разрушит новообразованные хозяйства». Тем не менее мало кто из местных чиновников от агрокомплекса хочет признавать, что частные сельхозпредприятия хоть и образовались, но не знают, куда двигаться. Поскольку в области только 7—10 из 700 активно занимаются животноводством, развивают перерабатывающие промыслы и торговлю — именно то, что ежедневно приносит живую копейку и подпитывает ею собственное аграрное направление.

Но одну из важных причин невыплаты имущественной арендной платы отбрасывать не следует. Комиссии по реорганизации КСП оценивали (дооценивали) имущество по остаточной балансовой стоимости, в большинстве своем не выдерживающей никакой критики. И напрочь забыли о рыночной стоимости основных средств. Ведь не может испорченный культиватор, плуг, разваленная конюшня стоить тысячи—десятки тысяч гривен. А платить один процент от нереальных начислений в самом деле трудно. Немало руководителей частных сельхозпредприятий так и говорят: «Забирайте это барахло себе. Мы не в состоянии его арендовать». Поэтому, как небезосновательно считает начальник управления экономики, финансов и развития инфраструктуры рынков продовольствия областного управления сельского хозяйства и продовольствия Ярослав Тимчишин, «логичным шагом было бы сейчас провести переоценку всего имущественного фонда хозяйств и назвать реальные суммы. А заодно спросить, куда девалось имущество».

А может, лучше ничего такого не делать? Пока Президент и Кабмин введут суровый контроль за выполнением договоров аренды имущества или даже додумаются повысить минимальную величину арендной платы, имущества в хозяйствах, вероятно, совсем не останется. Так что и не придется мозги сушить очередным поколениям агрореформаторов...