UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОПУСТЕЛИ БЕЗ ТЕБЯ ПОЛЯ…

Не устаю удивляться: из какого Клондайка правительственные мужи черпают оптимизм? Вечером 21 июня вице-премьер Михаил Гладий торжественно изрек: «Украина на все сто готова к жатве!» Полноте!..

Автор: Владимир Чопенко

Не устаю удивляться: из какого Клондайка правительственные мужи черпают оптимизм? Вечером 21 июня вице-премьер Михаил Гладий торжественно изрек: «Украина на все сто готова к жатве!» Полноте! Знаю слабость Михаила Васильевича пусть даже в части грехов винить журналистов: то накал аграрных реформ не такой, как в дуге Яблочкова, из-за того, что СМИ не донесли массам их важность, то резкое вздорожание сахара не что иное, как ажиотаж вокруг «сладкой» темы, созданный масс-медиа… Дабы упредить экивоки в свою сторону, «стопроцентное» несогласие подкреплю статистикой, на которой не стоит упреждающий гриф «ДСП».

Так вот, оперативная сводка на 20 июня свидетельствовала: к уборочной кампании готовы лишь 63% всех опоэтизированных «кораблей нив» Украины. Возможно, за сутки наши доблестные ремонтники сумели поставить «на костыли» весь комбайновый парк? Ну-у-у, тогда и не грех чествовать их как национальных героев!

А теперь некоторые цифры. До 1990 года в Украине насчитывался не такой уж и маленький парк зерноуборочной техники — около 120 тысяч комбайнов. С обретением независимости мы начали его терять, причем из года в год все в больших масштабах. Перепись в этом году констатировала, что комбайновая семья по сравнению с прошлым годом потеряла 6 тыс. сородичей и насчитывает 64 тыс. особей. Но и оставшиеся вряд ли могут претендовать на титул «полноценное поколение», поскольку 82% из них — морально и технически устаревшие «Нивы». В общем парке комбайнов 75% отработали амортизационные сроки.

Нетрудно вычислить, что 63% рвущихся в бой — это почти 39,5 тыс. «штыков». Негусто для 11,4 млн. гектаров ранних зерновых и зернобобовых культур. Вот почему средняя нагрузка на зерноуборочный комбайн возросла с 113 гектаров в 1990 году до 223 в нынешнем. Еще выше она в «хлебных» областях: Днепропетровской — 350 гектаров, Херсонской — 348, Запорожской — 336 гектаров. По всему, не удастся провести жатву в оптимальные сроки — 10—12 дней. Вместо этого она растянется в зависимости от климатических зон до 18—35 дней, что чревато потерей урожая еще на корню. Даже открывший уборку Крым 25% не дотянул до упоминаемых вице-премьером «все сто». Из южных областей (да и в Украине в целом) разве что одесситы сумели приблизиться к 90% рубежу готовности зерноуборочных комбайнов. А севернее вообще какая-то непонятка. В Сумской, Житомирской, Черниговской, Львовской и Полтавской областях к третьей декаде июня лишь половина техники готова к обмолоту жнивья. И это при том, что нынешняя жатва началась на две недели раньше обычного, то есть в начале июля в уборку втянулись все области.

Но не одни же старушенции-«Нивы» удовлетворяют наших хлеборобов?! Есть потенциал и мужской стати — изрядно поизносившееся семейство «Донов». В 64-тысячном стане их — шестая часть и тоже, по чистому совпадению, на 63% была готова к жатвенному марафону. Как видим, вышеперечисленные марки — это «мадэ ин нэнашэ». А как же «покупайте отечественное», то бишь «Славутичи» и «Ланы»? Да, крестьяне связывали определенные надежды с налаживанием их серийного выпуска, однако в силу различных причин этого не произошло. 150—200 штук в год, согласитесь, это — массовка, а не массовость, да еще при такой сумасшедшей востребованности материально-технической базы.

Но не лишь о количестве речь. Как показала практика, и «Славутич», и «Лан» далеки от технического уровня иностранных комбайнов. Да-да, именно высокопроизводительные «Джон Диры», «Кейсы», «Доминаторы», «Бизоны», которых в Украине насчитывается 3 тыс., я и оставил на десерт. Упование на то, что «зарубежье» нам поможет, иллюзорно. Собрав воедино всю мощь, они способны собрать ранние зерновые на 1,5—2 млн. гектаров, что составляет всего-навсего 10% уборочных площадей. Ко всему, «иностранцы» вследствие интенсивного, а то и сверхинтенсивного использования нуждаются в значительных расходах на восстановление, что непосильно для большинства их владельцев. Впрочем, они не слишком уж торопятся выполнять постановление Кабмина от 16 марта 2000 года №500 в части проведения инвентаризации «джондировских» комбайнов как по техническому состоянию, так и осуществлению взаимосверок сумм задолженности каждого получателя техники перед госбюджетом. Не единичны случаи, когда при передаче комбайнов не обеспечивается правопреемственность на полученную технику, включая просроченную задолженность перед госбюджетом, а также текущие расчеты.

Погашение долгов за приобретенную технику — больная мозоль государственного лизингового предприятия «Украгролизинг». Когда аграрный сектор покинули «живые» деньги, уступив место бартеру, правительство, дабы облегчить участь безденежных сельхозпроизводителей, сформировало лизинговый фонд. Под низкие проценты сроком на три-пять лет в нем можно было приобретать сельхозтехнику. Но из-за скудности финансирования фонд не стал реальным помощником крестьян. В текущем году заказ основной сельскохозяйственной техники за счет средств государственного лизингового фонда составляет 3,1 млрд. гривен. А вот возврат денежек не такой активный, как «выбивание» их из казны: по лизинговым платежам за ранее приобретенную технику рассчитались лишь 12% покупателей. Областям-должникам поставку техники обещают полностью прекратить до полного расчета.

Изношенность техники — это один бич, но не менее хлесткий кнут — отсутствие сменных узлов и агрегатов. Потребность в них на жатву оценивается в 335 млн. гривен, а собственных средств у крестьян только 15%. В половине из 54 специализированных мастерских по ремонту зерноуборочных комбайнов наловчились изготовлять новые запчасти любой сложности, но брешь ассортиментом на 40 млн. грн. не заткнешь...

МинАП изо всех сил старается улучшить материально-техническую базу села, в первую очередь, обновить комбайновый парк. Переговоры с россиянами, можно сказать, более урожайные, чем первые укосы ранних зерновых на юге. Во время пребывания в Украине Рафгата Алтынбаева, заместителя министра сельского хозяйства РФ, оба ведомства договорились по большинству позиций. Как результат рукопожатий, Украина может централизованно закупить по лизингу в этом году 2,5 тыс. зерноуборочных комбайнов «Дон-1500» со скидкой 15% и на 20% дешевле купить запчасти к ним непосредственно на «Ростсельмаше». Но когда дело коснулось гаранта лизинговых платежей за вышеупомянутые «Доны» — банка «Украина», россияне отказались от услуг последнего, учитывая его финансовое положение. «Российская сторона хочет работать только с АППБ «Аваль» и «Проминвестбанком», — прокомментировал возникшую загвоздку в механизме поставок министр аграрной политики Иван Кириленко. — Возможно, кроме них в предоставлении гарантий примут участие еще три-четыре банка, имеющие хорошую международную репутацию». Получается, если «русские и придут» (лизинговые комбайны), то поспеют только к урожаю-2001.

А в эту страду приходится рассчитывать лишь на собственные силы. Отраслевое министерство рекомендует как можно тщательнее наладить уборочный процесс, вовлечь в него свыше 900 машинно- технологических станций и механизированных отрядов, спланировать их продвижение с юга на север по мере созревания хлебов. В сегодняшней ситуации действительно каждый комбайн на вес золота и… зерна. Видя безысходность крестьян, у которых за душой ни копейки кредитов, некоторые механизированные подразделения, действуя «от имени и по поручению» различных коммерческих структур, в счет оплаты за свои услуги требуют с каждого намолоченного бункера половину зерна себе. Нередки случаи, когда обе стороны сходятся на цене 350—400 гривен за тонну зерновых. В то же время на биржевых торгах цена на пшеницу четвертого класса при заключении форвардного контракта была зафиксирована на уровне 800 грн. за тонну, за пшеницу третьего класса — 900. Возвратом в «тень» обеспокоен министр АП Иван Кириленко:

— Реализация по бартеру только миллиона тонн зерновых может привести к убыткам в размере 400 миллионов гривен.

Жатвенные темпы определяются человеческим фактором, количеством и качеством подготовки уборочной техники, наличием горючего и погодой. Три последние составляющие подводят Украину четвертый год подряд. И все это время «человеческий фактор» рангом повыше старается спихнуть неудачи на факторы неодушевленные или на сродственный фактор, но рангом пониже, — журналистов, например. Обидно, досадно, но… ладно. Выйду на околицу, гляну на поля: тужится посреди колышущихся стеблей комбайн. Один-одинешенек… По-видимому, и в этом году до 30% агрегатов не примут участия в уборке. По техническим причинам.