UA / RU
Поддержать ZN.ua

Они молотят — она работает!

Плыл, плыл, а на берегу утонул... Так и с нашими земледельцами. Десять месяцев ждали, пока выколосятся озимые, уродят, убрали, а обещанные правительством привлекательные цены превратились в словесную полову.

Автор: Владимир Чопенко

Плыл, плыл, а на берегу утонул... Так и с нашими земледельцами. Десять месяцев ждали, пока выколосятся озимые, уродят, убрали, а обещанные правительством привлекательные цены превратились в словесную полову. Где же Аграрный фонд с 1250 гривнями за тонну пшеницы третьего класса — самой ходовой? Какой же он к бесу государственный оператор, если не в состоянии снять в самый горячий период с рынка хотя бы 10% зерна и таким образом вывести цену из пике? Не может, потому что неплатежеспособен.

Собственно говоря, перекупщики давно уже списали АФ со счетов и вольготно чувствуют себя на зерновых просторах. Предлагаемая же ими такса покрывает лишь половину затрат аграриев. Вырученных средств впритык хватит разве что на сбор поздних культур, а под урожай-2010 уже и не останется. Между тем Юлия Тимошенко нацелилась на заоблачную зерновую вершину — 70 млн. тонн.

Премьер, взвалившая на плечи столь желанный, но непосильный мешок, показалась мне маленькой мечтательницей из Кабмина. При синусоиде (в 2006 году намолотили 34,3 млн. тонн, в 2007-м — 29,3, в прошлом году — 53,3, а в этом, дай Бог, получить 40—42 млн. тонн) не следует строить зерновые прожекты. При устойчивом зерновом клине в 15 млн. гектаров и урожайности 25 центнеров на круг Юлии Владимировне остается одно из двух: изгнать с пашни другие культуры и засеять 27 млн. гектаров исключительно зерновыми или же вдвое повысить отдачу с гектара. Вот тогда и сможет называть себя хозяйкой зерновой горы весом в 70 млн. тонн.

Понятно, что и первый вариант (экстенсивный), и второй (интенсивный) сегодня, как и завтра, утопичны. Ведь по технологии пшеницу сеем, возделываем и собираем как продовольственную, а после жатвы делим на классы и шестой — фураж. Так вот, последний в большинстве своем составляет половину урожая. Дорогое удовольствие, если учесть стоимость семян, средств защиты, направляемых на получение именно продовольственного зерна. И вина в этом не селекционеров, а производителей, которые кое-как относятся к технологическому процессу.

Второе. Кому адресованы предполагаемые 70 млн., если на внутреннее потребление с большим запасом достаточно 25 млн.? Говорят: нас спасет экспорт... Голодных в мире — тьма! Я — за свободные экспортные коридоры, без церберов на воротах. Но ведь куда выгоднее предлагать зарубежным покупателям не сырье, а продукты переработки: муку, крупы, хлеб — чтобы загрузить работой собственные предприятия, оставить в родном отечестве добавленную стоимость. Не набивать отечественным фуражом брюхо чужого скота и импортировать мясо и молочные продукты, а кормить собственный, уставляя качественным продовольствием столы украинцев и европейцев.

К тому же вместе с экспортом зерна мы беспошлинно вывозим еще и... плодородие почвы, изголодавшейся не меньше, чем население Африки, Азии. Вытягиваем из нее последние соки, а что даем взамен? Скупую пайку минеральной подкормки. Честь и хвала трейдерам, возвысившим Украину до мировых лидеров зернового экспорта и записавшим в рекордистки: 25 млн. тонн оказались по ту сторону нашей границы. А в каждом центнере зерна — 3,2 килограмма азота, 1,1 — фосфора и 1,6 килограмма калия, украденных, по сути, у украинской земли. Столько питательных веществ извлекает озимая пшеница из почвы!

А вносим? Всего 50 килограммов минеральных удобрений на гектар. В три раза меньше, чем в 1989 году, когда впервые приложились к 50-миллионной валовой отметке. Об органических удобрениях молчу: разве что будем импортировать... А ведь вносили 10 тонн на гектар!

Для тимошенковских же 70 млн. тонн нужно подкармливать каждый гектар 160 килограммами азота, 110 — фосфора и 100 килограммами калия. Чтобы выходило так на так: сколько взяли — столько и внесли. Хотя кто по-настоящему занимался диагностикой почвы, определял содержание доступного для растений минерального азота, подвижных форм фосфора и легкорастворимого калия, кислотность? Последние обследования почвы в Украине проводились... в 1962 году.

Правительству вроде бы и не чужды проблемы повышения плодородия почв, оно приняло соответствующее постановление №3579 от 25 июня 2008 года. Но где обещанные средства из бюджета на компенсацию затрат, связанных с проведением химической мелиорации, культивированием сидеральных культур — 300—400 грн. на гектар?

За 47 лет в пахотном слое произошли необратимые разрушительные процессы. Согласно выборочному обследованию ученых, содержание гумуса в черноземах уменьшилось на треть. Произошло это не только из-за финансовых проблем, безответственной плантаторской аренды, а в основном из-за того, что государство лишилось действенных механизмов контроля за плодородием земли. Вместо термина «севооборот» у нас прижился пошлый термин «культурозамена», и теперь «мотивированно» сеют подсолнечник после рапса или наоборот. И так несколько лет подряд на одном и том же поле. Упрощенные технологии нам еще долго будут
аукаться!

Так что до 70 млн. тонн зерна сначала нужно дорасти, созреть. Прихоть должна перерасти в серьезную, взвешенную национальную (не отраслевую!) зерновую программу, даже стать составляющей национальной идеи. А поскольку программа эта — не однодневка, а долгосрочная, правительству предстоит подвести под нее стабильную финансовую основу. Способен ли на это нынешний Кабмин?

Не уверен. Ведь при немалых прошлогодних бюджетных расходах для АПК чиновники не сумели справиться с рекордным урожаем. Поэтому аграрии встретили мировой кризис финансово ослабленными, слишком чувствительными к рыночным сдвигам. Что уж говорить об их положении в этом году, безденежном во всех отношениях?

Зато трубадуры из правительственных чиновников непревзойденные! Задолго до начала жатвы кричали о наполнении Аграрного фонда средствами, его стратегии, сколько и чего будут покупать и у кого. Но уже на старте в организационном звене случился сбой. Новый маркетинговый год начался 1 июля, а закупочные цены Министерство аграрной политики обнародовало лишь двумя днями позже. Разрекламированный же кабминовцами АФ начал залоговые закупки с аллюра, однако быстро выдохся.

В целом, преимущество залоговых закупок в том, что Аграрный фонд после оформления документов в течение пяти дней должен выплатить аграриям 60% установленной МинАП закупочной цены. При этом средние и мелкие продавцы остаются полноправными владельцами зерна и при благоприятной ценовой конъюнктуре могут забрать его, уплатив 9% за хранение. По сути, это государственный заем. Хотя при финансовом голоде, отрезанности от кредитных линий агропроизводителям в этом году более выгодны спотовые и форвардные закупки: утром деньги — зерно в полдень!

Отказ от этих двух форматов можно объяснить отсутствием у АФ достаточных средств. Доверчивым поклажедателям приходится ждать выплат далеко не узаконенные пять дней... Если же говорить о почти миллиардном состоянии Аграрного фонда, то здесь нет преувеличения, но находится это богатство в товарном виде — прошлогоднем зерне. Реально же средств хватает на зарплату штатному персоналу.

Чиновники надеялись, что под громкие заявления о борьбе с финансово-экономическим кризисом Верховная Рада примет постановление №5011 «О неотложных мерах по стабилизации ситуации в агропромышленном комплексе Украины» и осчастливит Аграрный фонд 4 млрд. гривен. Депутаты, возможно, и проголосовали бы, если бы правительство перед этим не превратило государственного регулятора в подобие агропромышленного монстра, навешав на него обязанность гасить резкие ценовые колебания не только пшеницы, ячменя, подсолнечника, льна, шишек хмеля, муки, но и подсолнечного и сливочного масла, сухого молока, мяса и субпродуктов.

Ко всему прочему, на АФ были возложены сугубо госрезервовские функции: снабжение аграриев горючим, минеральными удобрениями. А свежим кабминовским постановлением №847 от 23 июля государственному «ценовому стабилизатору» разрешили заниматься еще и экспортом. Не берусь судить, выигрышными или проигрышными будут действия свежеиспеченного национального зернотрейдера на внешних рынках, а вот на внутреннем он чувствует себя неважно.

На еще больший риск АФ толкает правительство, разрешив ему покупать и хранить зерно на складах, не прошедших сертификацию. Вспоминаю, с каким скрипом в Украине внедрялась система складских документов на зерно, как скрупулезно разработчики выписывали технический регламент зернового состава. И все ради того, чтобы выполнить предписания статьи 11 Закона Украины «О зерне и рынке зерна в Украине» и постановления Кабмина №510 от 11 апреля 2003 года «Об обеспечении сертификации зерновых складов на соответствие услуг по хранению зерна и продуктов его переработки, внедрении складских документов на зерно». И, начиная с 2004 года, урожай размещали только на тех элеваторах, которые прошли сертификацию, укомплектованы тест-лабораториями для экспресс-анализа качества зерна.

Украинская зерновая ассоциация составила «черный» список предприятий по хранению зерна — «скользких» партнеров с исчерпывающей профессиональной характеристикой каждого из них. Огромные недостачи, вызванные неисправностью весов; несоответствие качества отгруженного с элеватора зерна помещенному на хранение... Позже было создано государственное предприятие «Государственные реестры Украины». Украинскую систему складских документов на зерно как образцовую и совершенную тиражируют другие государства.

Почему же Кабмин пренебрегает ею, подружившись с необязательными владельцами зернохранилищ, где настоящее раздолье для махинаций? «Перевоплощение» зерна из одного класса в другой, конечно, худший, вплоть до бесследного исчезновения... Тем более рискует не коммерческая структура собственными деньгами, а государственное ведомство бюджетными средствами.

Юлия Тимошенко ограничилась тирадой об острой нехватке... элеваторов, которые надо строить, — большие и малые, причем государственные, в портах и на пути к ним. Проблема давняя, посреди лета наскоком ее не решишь. Да и подрядится ли государство с мизерным бюджетом на строительство современных дорогих «силосов»? Покажутся ли эти проекты инвестиционно привлекательными канадцам и японцам, на которых рассчитывает премьер, покажет время.

Новый маркетинговый сезон подарил аграриям еще одно «новшество» — новый национальный стандарт на пшеницу, который сразу же взбудоражил рынок зерна. Нечто подобное наблюдалось и в 2004 году, после принятия новой редакции государственного стандарта на пшеницу. Перерабатывающие предприятия, покупая номинально пшеницу третьего класса, со временем выясняли, что она почти не пригодна для производства муки. А зернотрейдеры несколько недель доказывали правительственным чиновникам, что пшеница с содержанием 10—15% проросших зерен — это фураж. Класс каждой партии пшеницы, пополнявшей государственные ресурсы, определялся... заместителем министра — настолько несовершенные параметры содержались в новом стандарте. Изменения пришлось вносить... телеграммой.

Новый документ вроде бы вобрал прогрессивные наработки зарубежных стран в сфере стандартизации, учтя при этом технологические свойства украинской пшеницы. Классификация по содержанию белка, действовавшая до 1 июля, не всегда гарантирует соответствующее количество клейковины и ее качество. Поэтому, разрабатывая новую классификацию пшеницы, специалисты учли три основных показателя, определяющих рыночную стоимость культуры: содержание белка, количество и качество клейковины. Согласно новой градационной шкале, мягкую пшеницу поделили на шесть классов: первый-третий классы относятся к группе А, четвертый-пятый — Б и шестой класс.

Примеряли национальный стандарт крымчане. Дискриминация, говорят. И потребовали срочной его отмены, поскольку вся пшеница по новым критериям оценки относится к фуражной. Картину у них подпортили климатические условия, и пшеница не набрала высоких показателей клейковины, которая с 1 июля доминирует при определении классности зерна, зато в ней высокое содержание белка, доминировавшего в предыдущем Госстандарте Украины. Аграрии подсчитали: на каждой тонне теряют до половины стоимости.

1 июля Юлия Тимо­шенко распорядилась сохранить для Крыма прошлогодние стандарты. Из столицы приехала комиссия, три дня изучала ситуацию, пообещала разобраться. И только через две недели Госпотребстандарт снизил требования к крымскому зерну. На подходе еще две поправки. К счастью, стандарт — пилотный, поэтому «модернизация» допускается. Правда, и просуществует он только год. А в течение следующего маркетингового сезона аграриев осчастливят еще одним...

Зернотрейдерам от нового стандарта ни холодно, ни жарко: в международных контрактах своя специфика. Беспокоит другое: возврат НДС. Юлия Тимошенко предупредила, что НДС будут возмещать всем зернотрейдерам, но при условии, что они покупают зерно у аграриев по ценам не ниже «правительственных». Интересно получается: Аграрный фонд за неимением средств самоустранился с торговой площадки, а трейдеров заставляют танцевать не под рыночные ритмы, а под кабминовские напевы.

В правительственных кабинетах разработан механизм, по которому НДС также компенсируется трейдерам в том случае, если на эти средства они покупают зерно в Аграрном фонде. Тех же, кто будет игнорировать принудительный бартер, ожидает «шмон» Антимонопольного комитета, фискальных органов и возврат НДС... до конца жизни. Есть над чем задуматься! А долг по возмещению НДС немалый — почти 2,5 млрд. гривен.

Но те, кто порисковее, не обращают внимания на правительственные запугивания. Многие трейдеры, потеряв веру в возврат НДС, просто перекладывают его на плечи крестьян. Из-за безысходности земледельцам некуда деться, и они вынуждены радоваться хотя бы таким торгам. И это при том, что почти 65% доходов аграрии получают за счет именно зернопроизводства.

Вот поэтому кто молотит, а кто — работает, чем и как, — это еще вопрос. Я думаю, есть резон поменять субъектов местами.