UA / RU
Поддержать ZN.ua

Олег Юхновский: «навстречу селу или... от него?»

Дизтопливный вакуум, нехватка минеральных удобрений, мясной дефицит, ситуация с машинно-тракторным парком.....

Автор: Владимир Чопенко

Дизтопливный вакуум, нехватка минеральных удобрений, мясной дефицит, ситуация с машинно-тракторным парком... Ежедневные встряски отвлекают Кабмин от разработки стратегических планов, поэтому Президент вынужден переносить сроки рассмотрения аграрной концепции из-за ее неготовности. Тем временем село своими силами (уже в который раз!) разгребает ворох накопившихся проблем. С Олегом ЮХНОВСКИМ, секретарем комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений, кандидатом сельскохозяйственных наук, мы попытались не только перечислить просчеты «сельского» блока правительства, но и предложить пути решения проблем.

За сто дней птицеводы откармливают два поколения бройлеров, а бамбук может вырасти до 50 метров. Что же касается новой команды Министерства аграрной политики, то за сто дней работы аграрные стратеги не смогли не только нейтрализовать — хотя бы минимизировать негативные явления в отрасли. А об их предупреждении и говорить нечего...

— Действительно, ситуация в агропромышленном комплексе настораживает. Министр уверяет: будем почти с 40-миллионным урожаем зерновых. А как по мне, надо сбавить оптимистические обороты. Потому что до сих пор, несмотря на то, что оптимальные сроки давно прошли, продолжают сеять, а кое-кто, кому нечем или не успел, просто дописал гектары в отчетности, чтобы отрапортовать перед Киевом. И имеет ли ведомство моральное право говорить о своей причастности к будущему урожаю, если крестьяне в первом квартале из государственного бюджета не получили ни копейки?! В самую горячую пору для сеятеля... Финансирование целевых программ началось, в сущности, только с мая.

Понимаю, возникли определенные проблемы с наполнением бюджета и социальными выплатами. Но кто мешал вовремя разработать нормативную базу относительно удешевления техники, использования средств от однопроцентного сбора на развитие виноградарства и садоводства? До сих пор не открыто финансирование агролизингового фонда. А что это означает? Крестьяне к началу весенне-полевых работ не получили новую технику, хотя многие хозяйства еще в прошлом году частично профинансировали ее выпуск, внеся предоплату. Да и нужен ли такой лизинг, «наваривающий» на крестьянине? Если фонд государственный, то он должно быть неприбыльным, а проценты за услуги, которые платят сельхозпроизводители, правительство должно компенсировать из бюджета...

— А что бы вы посоветовали, Олег Иванович?

— Начну с хронической проблемы — постоянного подорожания солярки именно в пиковые периоды: во время сева и жатвы.

Один из путей, и правительство по нему активно продвигается, — диверсификация поставок нефти и продуктов переработки, создание стабилизационного фонда. Но если говорить сугубо о сельскохозяйственном секторе, то решение вижу в изменении системы налогообложения адресного горючего. Конкретно — при общей ставке акцизного сбора 30 евро за тонну дизтоплива ввести минимальную для «сельского». Меня могут упрекнуть: государство же потеряет около полумиллиарда гривен! Да, но у нефтеперерабатывающих заводов появится экономическая мотивация поставлять крестьянам горючее по льготной цене. Последние, в свою очередь, сэкономят оборотные средства, что позволит выпустить дополнительную продукцию, от которой определенную прибыль получит и государство.

Циклические перепады наблюдаются и в поставках минудобрений. Чтобы рынок удобрений не лихорадило, предлагаю, и этот вопрос неоднократно обсуждался на заседаниях профильного комитета, с 1 января на четыре месяца вводить экспортную пошлину на вывоз отечественных минудобрений. Лучше всего — на уровне возмещения НДС: тогда химпредприятия будут заинтересованы реализовывать удобрения на внутреннем рынке. И параллельно на этот период либерализовать импортные поставки.

— Легче разобраться с тем, что уже есть, но из-за искусственных проблем находится в броуновском движении. Скажите лучше, что делать с мясом? Например, министр аграрной политики Александр Баранивский вознамерился превратить Украину в... свинарник. Уже в этом году планируется построить 25 типовых ферм — по одной в каждой области, производительностью 100 тыс. тонн свинины в год каждая. А через год — в каждом районе. И так будет в каждом селе независимой Украины! Вас радует такой размах?

— Посетите свинооткормочный комплекс-стотысячник «Калитянский» на Киевщине — и собственными глазами увидите непригодные угодья, погубленные стоками этого гиганта. Если мы планируем превратить Украину в отстойник, я здесь не советчик...

Во-первых, у нас достаточно простаивающих мощностей, которые обеспечены кормовой базой. Во-вторых, чтобы наполнить их поголовьем, нужно немедленно выхватить из-под ножа уцелевший молодняк и поставить его на откорм. Для этого перерабатывающим предприятиям и хозяйствам следует предоставить льготные кредиты с возвратом их через год, то есть после реализации мяса.

В Законе «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» выписан абсолютно прозрачный механизм оздоровления животноводства. Чтобы выровнять ситуацию, уже в текущем году нужно внести изменения в бюджет, значительно увеличив субсидирование отрасли. Хотим мы этого или нет, но надо найти дополнительно не менее 1,6 млрд. Даже если мы сделаем это сейчас, то отдача будет только в следующем году...

Крестьяне мыслят прагматично: если это нам экономически выгодно, то... Знаете, сколько стоит на базаре пара поросят? 25 гривен за килограмм живого веса, то есть 600—700 гривен! А закупочная цена мясоперерабатывающих комбинатов и посредников? 10—14 гривен за килограмм... Абсолютно очевидная затратная арифметика в откорме поросенка или бычка: реализуя их, крестьяне не возмещают понесенных затрат. Выгодно им содержать живность? Получили ли они в первом квартале задекларированные правительством доплаты за сдачу скота высоких кондиций? Вот и выходит: за четыре месяца этого года производство говядины и свинины снизилось соответственно на 15 и 24,8% по сравнению с аналогичным периодом 2004-го.

И цена, предлагаемая Госрезервом на тендерах, ниже себестоимости производства свинины и говядины. Вот и срываются торги... Поймите, мы уже не вернемся на исходные позиции «низкой» цены. Ее повышение отчасти спровоцировала и министерская неопределенность относительно дотаций птицеводству. Пока начальство маневрировало, производители подняли ценовую планку.

— По моему мнению как потребителя, нехватку мяса можно восполнить довольно просто — достаточно открыть границы...

— Наши позиции несколько отличаются. Я веду речь, исходя из баланса интересов государства, национального производителя и потребителя.

Конечно, самый простой вариант — снять все ограничения по импорту. Тогда у нас будет достаточно польского мяса, сала, продовольственного ширпотреба. При таком «легком» решении проблемы в следующем году уже не только Польша станет доминировать на нашем рынке, но и другие государства. Внешняя экспансия обострит внутренние социальные проблемы, поскольку почти 80% мяса производится в личных крестьянских хозяйствах, которые лишатся едва ли не единственного источника существования. Это если не заботиться о продовольственной безопасности государства, причем аграрного!

Германия — одна из немногих стран, где производство свинины не дотируется. Поскольку там уровень доходов в десятки раз выше, чем у нас, и немцы традиционно едят свинину каждый день.

— А у нас — по большим праздникам. И на зерновом рынке неопределенность. Переходные запасы в объеме почти восемь миллионов тонн — наибольшие с 1999 года — сбивают цену до уровня себестоимости. Из-за низкого спроса аграрии не могут продать прошлогодний урожай, а не за горами — очередной вал. Аналитики прогнозируют резкое, почти в два раза, снижение закупочных цен на зерно в 2005/2006 маркетинговом году. Из-за неуплаты НДС на кого зернотрейдеры переложат свои риски? На крестьянина!

— На него же лягут и возросшие инфраструктурные затраты... На внутренних закупочных ценах негативно скажется и укрепление гривни. Ведь большинство товаропроизводителей приобрело сельхозресурсы по курсу 5,3 грн./долл., тогда как зерно будущего урожая придется реализовывать уже по более низкому — около 5 грн./долл. А еще в полтора-два раза возросшие цены на горюче-смазочные материалы, запчасти!

Конечно же, в период уборочной кампании государство будет проводить финансовые интервенции. Но даже если выкупим 1,5 млн. тонн, на которые предусмотрены средства в бюджете, они не спасут ситуацию. Для ценовой стабилизации нужно в сжатые сроки изъять с рынка 7—8 млн. тонн. Единственное спасение — экспорт. Еще вчера нужно было искать рынки сбыта, чтобы освободить рынок от излишков зерна, максимально поддержать экспорт этой продукции. Однако...

— С производством сельхозпродукции более-менее понятно. А как чувствуют себя ее «мультипликаторы» — пищевая и перерабатывающая промышленность?

— Думаете, им живется лучше, чем крестьянам? До сих пор между ними вбивают кол антагонизма, забывая, что переработка способна привлечь дополнительные инвестиции, современные технологии, которые позволят переориентироваться на экспорт не сырья, а готовых продуктов питания.

Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности подвержены сезонным колебаниям, поэтому и облагать их налогами следует не в рамках календарного года, когда происходит наибольшее накопление материальных ресурсов, а маркетингового. Это отчасти выровняет поступления в бюджет, в том числе и в первом квартале, который, исходя из опыта, всегда пустой.

В контексте вступления Украины в ВТО, жестких условий конкуренции стоит взглянуть и на следующую проблему. Если перерабатывающее предприятие намеревается завезти современное технологическое оборудование, оно вынуждено платить НДС, еще не смонтировав его, не получив ни копейки отдачи. Поэтому вполне логично: для желающих модернизироваться следует ослабить процедуру уплаты НДС, отсрочив ее на 180 суток.

— Проблемы краткосрочные, среднесрочные — они и призваны составить концептуальные принципы развития АПК, над которыми размышляют те, кто считает аграрную сферу своим «коньком», и даже те, кто разбирается в проблемах АПК, как я в металлургических. Не хотите поучаствовать в состязании умов, предложив собственное видение развития агропромышленного производства?

— Зачем мастерить квадратное колесо? Давайте внимательно вчитаемся в предвыборную программу кандидата в президенты Виктора Ющенко, правительственную программу «Навстречу людям». Там все написано!

Концепция должна выстраиваться в интересах конкретного крестьянина. Он — стержень на селе и вокруг него должна вращаться вся инфраструктура, как в ЕС, других странах. Собственно, концептуальные принципы должны классифицироваться по трем разделам: социальный, экономический и земельный.

В селе проживает треть украинского населения, которое донимают безработица, зарплата ниже прожиточного минимума. Нужно отказаться от порочной практики, когда Минагрополитики занимается всем и вся в глубинке, и перейти к консолидированной ответственности. За «сельскую» газификацию должно отвечать одно ведомство, за медицину — другое... А то мы дискутируем о семейном враче, а в некоторых селах видят его, в лучшем случае, раз в год.

Развязать социальные узлы призваны и региональные программы. Например, обеспечение питьевой водой населенных пунктов Херсонщины, развитие сельского (зеленого) туризма в Прикарпатье и Закарпатье...

Что касается второго компонента концепции, то определенная идеология уже наработана в Законе «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» и законах о системе налогообложения. Хотя и они требуют оперативной доработки и создания соответствующей нормативной базы.

Возьмем такую экономическую составляющую, как земля. После ее инвентаризации нужно изъять из обработки часть земель сельскохозяйственного назначения, прежде всего деградировавших. Каким образом? Поскольку пахотные массивы распаеваны, их нужно выкупить или арендовать. На мой взгляд, второй вариант значительно дешевле. То есть и государство, и органы местного самоуправления могут арендовать паи у владельцев, рассмотрев возможность дальнейшего их перепрофилирования для общественных потребностей. Такие отношения следует урегулировать соответствующим законом. В первую очередь выкупать наделы у тех, у кого нет правопреемников.

На мой взгляд, более широкими следует сделать дискуссии по вопросу развития земельных отношений. Крестьяне должны понять: ради чего проводится земельная реформа, какую пользу она принесет им? И не торпедировать тему: продавать пай или нет? Сейчас, учитывая политическую ситуацию, выборы в парламент, она вообще «не проходная».

Только после избрания нового депутатского корпуса, формирования правительства проблема моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения опять станет актуальной. А до этого времени нужно ввести систему регистрации движения земельных участков, принять целый ряд законов: об оценке земель, о государственном земельном кадастре, о принудительном изъятии и выкупе земельных участков... Некоторые из них даже не инициируются профильным комитетом к рассмотрению...

— Судя по множеству проблем, по тому, с каким «энтузиазмом» решает их правительство, прежде всего отраслевое министерство, куда мы движемся?

— Не навстречу селу, а... от него.