Хлебокомбинатовское начальство понемногу привыкает к пресс-конференциям. Еще не начинает их без опоздания, в назначенное время, зато проводит до очередных изменений на хлебном рынке, а не после. Хотя эта привычка все равно не радует журналистов, которых, казалось бы, хлебом не корми, — а только давай информационный повод для публикаций. Поскольку информационные поводы пресс-конференций на Хмельницком хлебокомбинате — само собой, хлеб, который после неурожайного 2003 года стал проблемой номер один в Украине. Точнее, цены на него. А еще точнее — повышение этих цен.
Неизвестно, фиксируется ли это повышение хронологически где-либо еще, кроме хлебокомбинатовских накладных. Поскольку людские кошельки чувствуют его, начиная с августа, и вряд ли помнят конкретные стартовые даты своего похудения. А они есть. В 2003 году цена на хлеб в Хмельницком повышалась трижды: 16 августа, 14 октября, 11 ноября. И читатели «ЗН» также имели возможность поломать голову над ребусом: почему Хмельнитчина, которая по валовому сбору зерна — более 907 тыс. тонн — заняла почетное третье место в Украине, заняла также третье, но уже далеко не почетное, место в стране и по цене килограмма хлеба — 1,82 гривни? Да и от среднеукраинской цены — 1,61 гривни за килограмм самого насущного — хорошо оторвалась?
Не знаю, рванет ли и в этот раз область в передовые. Поскольку не ведаю, во всех ли краях нашего самого черноземного в мире государства есть так называемый социальный хлеб. С 1 февраля нет его и в Хмельницком. И пресс-конференция на хлебокомбинате была созвана именно по этой причине: предприятие, обеспечивающее 95% продажи хлеба в областном центре и почти половину во всей области, прекращает выпуск более дешевого хлеба.
Ведь что, собственно, назвали у нас социальным хлебом? Вынужденная — из-за неурожайного года — мера: хлеб для неимущих. Хлебокомбинат выпускал его по такой же рецептуре, как и обычный белый и черный (то есть пшеничный и ржаной), только меньшим по весу и более дешевым. 750-граммовая буханка пшеничного социального хлеба стоила 1 грн. 40 коп. (1,86 гривни за килограмм), ржаного — 1,05 (1,4 гривни за килограмм). Цена хлеба «для всех» была выше: 2,25 гривни за килограмм пшеничного и 1,87 гривни за килограмм ржаного.
Собственно, социальный хлеб также можно было назвать хлебом «для всех», хотя он предназначался для 15,4 тыс. малообеспеченных горожан. Но каких-то единых талонов на его приобретение город не выпускал, поскольку, как отметила начальник управления промышленности и развития потребительского рынка горисполкома Г.Монастырская, плата за печатание талонов превысила бы удешевление. Да и иметь при себе соответствующий документ покупателей тоже не обязывали: по мнению ответственных лиц, это создало бы большие очереди. Поэтому каждый из 52 магазинов, где продавался социальный хлеб, отпускал его по собственному усмотрению: или по пенсионным и другим удостоверениям, или в определенное время, или, чаще всего, по виду покупателей: возраст и бедность, к сожалению, вещи очевидные. Тем не менее, несмотря на такую нерегламентированность, ни одной жалобы, по словам г-жи Монастырской, не было.
Так, возможно, не было и необходимости выпускать такой хлеб? Ни утверждать, ни отрицать это никто не берется. Похоже, по единственной причине: появление социального хлеба — это попытка украинской власти не то что улучшить, а хотя бы немного смягчить мнение электората (прошлый год был предвыборным и наэлектризованным борьбой за политическую реформу) о себе, не способной стратегически мыслить или хотя бы просто подсчитать, какие резервы следовало заложить в урожайный 2002 год, чтобы обезопасить страну от возможных проблем в 2003-м в случае его неурожайности. Хотя в Хмельницком инициатором выпуска такого хлеба стал сам хлебокомбинат. И выпускал он его из муки, полученной из Госрезерва по «божеской» цене. При этом рентабельность производства хлеба на комбинате в прошлом году составляла всего 1,4%.
Как утверждает генеральный директор ООО «Хмельницкий хлебокомбинат» С.Локтионова, мука из Госрезерва — 3304 тонны — покрывала всего 12% потребности комбината. И если сегодня стоимость муки, предлагаемой Госрезервом, практически сравнялась с коммерческой, комбинату стало крайне невыгодно ее покупать.
—15 декабря тонна ржаной муки стоила 870 гривен, — говорит председатель правления ООО М.Стадник, — сегодня — 1170. Не можем же мы выпускать хлеб себе в убыток. А в январе так и было: рентабельность производства ржаного хлеба составляла 7%.
В других областях, по его мнению, хлеб дешевле потому, что облгосадминистрации помогли его крупнейшим производителям или средствами из бюджета, или более дешевым зерном. На Хмельнитчине же по составленной обладминистрацией разнарядке комбинат не получил в районах ничего. Пришлось искать самим.
Один вопрос председатель правления ООО оставил без ответа — о калькуляции хлеба.
— Калькуляция — это советская власть, — сказал Михаил Васильевич. — У нас сейчас какая экономика? Рыночная. А она калькуляцию не признает.
А вот С.Слюсарчук, начальник управления пищевой и перерабатывающей промышленности облгосадминистрации, иного мнения. Поскольку все хлебозаводы области калькуляцию своих изделий управлению предоставили, а Хмельницкий комбинат — нет, он склонен считать, что за этим что-то кроется. Какие-то другие затраты, ложащиеся на себестоимость хлеба. Хотя, по словам руководителей комбината, их проверяет столько разнообразных инстанций — только Антимонопольный комитет в течение прошлого года делал это 19 раз, — что никакие нарушения не могут остаться незамеченными. Следовательно, все на комбинате в пределах закона. И рыночной экономики, естественно.
Пресс-конференция на Хмельницком хлебокомбинате состоялась в конце января, а через три дня председатель Хмельницкой облгосадминистрации В.Лундышев уверил корреспондента «ЗН», что комбинат будет выпускать социальный хлеб и завозить во все определенные магазины. Все, зависящее от областной администрации, для этого сделано — имеется договоренность о поставках 500 тонн ржаной муки из Госрезерва. Еще через день комбинат отказался закупать так называемую интервенционную пшеничную муку, предложенную ГАК «Хлеб Украины» по 1740 гривен за тонну высшего сорта: слишком дорого. Хотя, по мнению С.Слюсарчука, эта стоимость позволяет удержать нынешние цены на хлеб. Да и из Госрезерва, называет он цифры, хлебокомбинат получил более 4 тыс. тонн муки.
Разные взгляды у власти и производственников на развитие хлебного ценового процесса в области. «Цена на хлеб не растет», — убежден В.Лундышев. «Уже в феврале повысится на 5—7%», — так же убежден М.Стадник.
В таком разнобое в позициях нет ничего удивительного сегодня, когда власть практически не имеет рычагов влияния на производство. Но с нее никто не снимал ответственности за уровень жизни населения на вверенной ей территории. Поэтому предвидеть, согласовывать, способствовать процессам, которые могут улучшить этот уровень, — ее прямая обязанность. Пока руководство Хмельницкого хлебокомбината считает, что власть — и областная, и городская — вместо помощи только контролирует предприятие. Само же предприятие, по объему производства одно из пяти крупнейших в Украине, продолжает активно наращивать свои мощности, ведет новое строительство. Говорит, что за кредиты. А между тем распространяются слухи, что город размышляет, как бы избавиться на своей территории от монополии хлебокомбината.
Пока паны бьются, у холопов чубы трещат. Поэтому хмельнитчане, покупая хлеб, могут утешаться хотя бы тем, что, например, на Сумщине он еще дороже. И надеяться, что их перерасходы на хлеб насущный компенсируются на Хмельницком вещевом рынке: ведь он, как утверждает народная молва, самый дешевый в стране.