UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Не тільки пшениця та всяка пашниця"

Как заработать на мраморной говядине, устрицах и спарже.

Автор: Виталий Кузьмин

На сегодняшний день сельское хозяйство формирует значительную часть экономики Украины, также на него приходится около 40% отечественного экспорта.

Но в основном мы продаем за границу продукты, имеющие небольшую стоимость и крайне непостоянную цену, взамен импортируем разнообразнейшую дорогую агропродукцию - товары вторичной переработки. Однако с нашими климатическими условиями и качеством почв Украина могла бы легко превратиться в производителя и, потенциально, даже экспортера нишевых культур. И тогда отечественные аграрии стали бы поставлять на внутренний рынок и в Европу не только пшеницу или рапс, но также устриц, мраморную говядину, моцареллу и трюфели.

Консервативная аграрка

Сегодня сельское хозяйство Украины находится в весьма выигрышном положении для интенсивного роста. От 92 до 94% продукции производится крупными агрохолдингами. Такие компании владеют достаточными ресурсами и технологиями, но ориентируются на продуктовые группы, которые можно без проблем продавать крупными партиями. Это пшеница, кукуруза, подсолнечник, рапс. В основном аграрные холдинги работают с внешними рынками и ищут контрагентов по всему миру. Но их бизнес-модели - консервативные, а сами компании не готовы вкладывать значительные средства в новые направления только для того, чтобы увеличить и так достаточную доходность.

Однако в Украине есть и более открытые для новых форм хозяйствования фермеры, которых сегодня насчитывается около 36 тысяч. Также не следует забывать и о миллионах украинцев, которые работают на земле, но не имеют юридической регистрации, потому что не понимают преимуществ узаконивания своей деятельности, кроме необходимости вести учет, платить налоги, не получать субсидии и, возможно, ожидать время от времени проверок от чиновников.

И если первая категория относительно инертна к новым продуктам, то вторая - фермеры - может потенциально быть заинтересована в том, чтобы выращивать некоторые редкие культуры, а также заниматься животноводством. Крупные аграрные холдинги часто декларируют необлагаемую налогом прибыль от 250 до 500 долл. на гектар. Это - хороший показатель, являющийся результатом планирования и экономии на масштабе. Но его нельзя назвать наилучшим, ведь для нишевых культур прибыль с гектара может достигать от 1 до 4 тыс. долл., а по отдельным группам даже превышать 15 тыс. долл. в год.

Новыми тропинками

Украина традиционно считается житницей Европы. Такая специализация объясняется не только нашими природными условиями, но также относительной простотой выращивания пшеницы. Но это вовсе не означает, что в Украине нельзя выращивать другие культуры или развивать животноводство.

Например, в Европе и на внутреннем рынке популярна голубика. С одного гектара, засаженного кустами этой ягоды, можно получить около 12 тонн продукции, продать которую в непереработанном виде удастся по 3–4 долл. за килограмм. После того, как кусты были посажены, до сбора первого урожая придется подождать 3–4 года. А инвестиции в ферму площадью в 10 га составят около 0,5 млн долл. При этом кусты плодоносят в среднем 50 лет. Таким образом, после того, как ферма начнет давать урожай, она ежегодно будет приносить не менее 300 тыс. долл. прибыли.

Потенциально хорошей нишей являются разные проращенные зерна, покупать которые готовы магазины органической продукции, супермаркеты и кафе, специализирующиеся на здоровом питании, которое столь популярно в странах ЕС. Конечно, здесь надо знать технологию, чтобы максимально эффективно использовать имеющуюся площадь, а также отвечать стандартам органической продукции, без которых проращенные зерна не заинтересуют потенциальных покупателей. Чтобы выйти на рыночный объем, необходимо инвестировать в производство не менее 10 тыс. долл. Также для этого вида продукции крайне важным фактором успеха является налаженная система сбыта, ведь товар очень быстро растет, а потом так же быстро портится. При этом главный плюс этого вида бизнеса - им можно заниматься вблизи крупных городов, где и будут находиться основные точки сбыта. Привлечь будущих фермеров сможет и рентабельность этого бизнеса: она достигает 50% при условии продуманной системы реализации.

Интересной нишей является выращивание трюфелей. Для того чтобы получить на своем участке этот удивительный и очень дорогой гриб, сначала необходимо засадить его орехами. Также нужен довольно немалый срок - от пяти лет, пока грибы появятся в почве, и их можно будет искать. Все это время в ферму придется инвестировать средства, но и будущая выгода обещает быть немалой. Речь идет о 15–20 тыс. долл. с гектара только на трюфелях. При этом фермер также может ежегодно собирать и продавать урожай орехов.

Однако здесь существует определенное препятствие. В Украине трюфель занесен в Красную книгу, и официально его продавать нельзя, даже если речь идет не о дикорастущих, а о сознательно выращенных грибах. То есть для того чтобы этот вид бизнеса получил легальный статус и заинтересовал крупных игроков на рынке или инвесторов, сначала нужны законодательные изменения.

Довольно новым продуктом для Украины является спаржа. Чтобы запустить полноценную ферму, надо рассчитывать на планку инвестиций в 12–15 тыс. долл. на гектар, учитывая саженцы и необходимое оборудование. Что касается урожаев, то спаржа дает от 3–4 до 10–12 тонн с гектара, а продавать ее можно от 4 долл. за килограмм. Обычно первый урожай удается собрать уже через два года после закладки фермы, а окупить вложения и начать зарабатывать можно через пять-шесть лет. Даже при пессимистических показателях речь идет о достаточно привлекательных суммах. Особенно если размеры фермы превышают 5 га. При таких условиях урожая хватит для выхода даже на сети супермаркетов, большая часть которых точно не будут против сэкономить деньги и покупать украинский товар, более свежий и дешевый, чем европейская спаржа.

Нишевые перспективы есть не только у растениеводства, но и у животноводства - разведения буйволов, улиток и, конечно, устриц. Неплохо могут заработать и те, кто начнет работать в нише мраморной говядины или захочет разводить коз.

Да, молодняк для разведения буйволов может стоить около 2 тыс. долл. за голову, а взрослые буйволы - до 8 тыс., плюс затраты на оборудование стойла. Недешево, но у буйволов есть серьезный плюс - они дают очень жирное молоко, в котором процент жира обычно составляет около 8, но может достигать даже 10. Даже при довольно умеренных надоях на уровне 7–10 литров в сутки молоко буйволов выгодно перерабатывать, и из него можно производить разные виды сыров, значительно увеличивая добавленную стоимость продукции, которую будет поставлять фермерское хозяйство.

В мясном сегменте фермеров может заинтересовать мраморная говядина - сорт мяса наивысшего качества. Для того чтобы ее получить, понадобятся в несколько раз большие затраты на закупку стада и выращивание коров по сравнению с традиционным сегментом. Зато стоимость реализации мраморной говядины может в 3–10 раз превышать цену за килограмм обычной продукции. Ведь главным конкурентом на рынке будет дорогое импортное мясо из США и Европы, а покупателями - рестораны высокой кухни и домохозяйства со значительным уровнем доходов.

Стоит вспомнить и о разведении устриц. Одна такая ферма уже появилась под Одессой. Технология процесса довольно простая и в основном требует от фермера контроля и надзора. Создание устричной фермы может стоить от 200 тыс. долл., первый "урожай" удастся собрать уже через несколько лет. Но цена устриц, тем более местных и свежих, позволит окупить инвестиции в такую ферму за два-три года.

Будет ли спрос?

Можно долго рассказывать о стоимости выращивания тех либо иных культур или разведения животных. Но все равно это не дает ответа на главный вопрос: кто будет покупать устрицы, спаржу или голубику?

На самом деле здесь у украинских аграриев есть довольно много опций. Самый первый вариант, приходящий в голову, - выходить в крупные торговые сети. Но он больше подойдет уже именитым фермерам, которые хотят расширяться. Дело в том, что торговые сети будут требовать сертификаты соответствия качества продукции, получить которые достаточно дорого и сложно. Но от момента закладывания фермы до продажи первого урожая ситуация в сети может измениться, и тогда дорогой сертификат может не понадобиться.

Вместе с тем действительно выгодная опция - это магазины здорового питания. Конечно, и здесь нельзя будет обойтись без сертификатов, а порой надо будет доказать, что продукция является органической. Но после этого проблем со сбытом не будет. Рынок здорового питания в Украине сложно назвать насыщенным поставщиками и высококонкурентным. Поэтому, если нацеливаться именно на него в качестве поставщика нишевых культур, то можно обеспечить себя работой на следующие 20–30 лет.

Также фермерам, специализирующимся на разведении животных, может пригодиться формат различных ярмарок и собственных магазинов. Безусловно, выйти на рынок под своей торговой маркой - это совсем недешево. Но тут на руку будет эксклюзивность: сегодня люди с удовольствием заплатят даже большие деньги за мясо, если они будут точно уверены в его высоком качестве, натуральности, а также ограниченной доступности, если это будет мясо, выращенное конкретным поставщиком, которому доверяют. Таким образом можно будет быстро нарастить базу из большого числа лояльных клиентов, обеспечив себе хороший рынок сбыта.

Не против украинских продуктов и рестораторы. Сейчас за импортные товары они часто переплачивают в 2–10 раз от цены, которую могли бы потенциально платить за овощи и мясо, выращенные в Украине. И если на рынке появятся отечественные производители с действительно качественной продукцией за адекватные деньги, они с радостью станут покупать их товары. Хороший пример - это популярность устриц, которые сегодня буквально оккупировали бюджетный и средний сегменты ресторанного рынка в Киеве именно потому, что заведения получили доступ к качественному и недорогому украинскому продукту.

Хорошим источником спроса может стать Интернет. Страницы в Facebook и Instagram, красивые фотографии животных, сыра или домашнего молока потенциально будут генерировать фермеру неплохие заказы. Вместе с тем его затраты не будут включать даже доставку - за нее заплатит заинтригованный клиент.

Конечно, нельзя не упомянуть об экспорте в страны ЕС - главной амбиции каждого украинского производителя. Но здесь, если мы говорим о нишевых культурах, серьезными проблемами могут стать необходимость получить соответствующие сертификаты качества продукции, сложности в поиске покупателей и другие торговые преграды. Вопреки дипломатическим высказываниям об открытости рынков, большинство стран ЕС защищают собственных производителей от конкурентов из третьих стран, особенно если речь идет о товарах с высокой добавленной стоимостью или нишевых продуктах. То есть сначала лучше все же нацелиться на замещение импорта внутри страны, набраться опыта и накопить денег, а уже потом, через 5–10 лет, задумываться о выходе на экспорт.

Еще одним перспективным направлением может стать так называемый экологический туризм. В этом случае фермер не только будет продавать собственную продукцию, но также предложит потенциальным гостям 5–10 номеров на своем хозяйстве с полным пансионом, который будет состоять из домашней пищи из собственноручно выращенных и приготовленных продуктов. Возможность посмотреть на выпас коров, процесс приготовления сыров или отдохнуть на природе - это рутина для агрария, но развлечение для городских жителей, за которое они готовы платить. При этом фермеры смогут продавать свою продукцию по цене отелей и ресторанов среднего сегмента, а также дополнительно реализовывать отъезжающим туристам много товаров как сувениры и гостинцы.

Проблемы, которые надо решить

Однако, несмотря на хорошие перспективы, пока сложно говорить, что вскоре украинские фермеры станут массово переходить на нишевые культуры. Это можно объяснить рядом факторов.

Во-первых, выращивание таких культур требует значительных вложений, а период окупаемости редко составляет менее пяти лет. Для мировых рынков это хороший показатель, но в Украине что-то планировать хотя бы на три года трудно. А если учитывать, что почти все фермеры работают на внутренних ресурсах в условиях инвестиционного голода, становится понятно, почему они предпочитают не вынимать средства из оборота на целых пять лет, а занимаются пусть и намного менее доходными, но прогнозируемыми видами деятельности.

Во-вторых, существует некоторый информационный вакуум в фермерской среде. Большая часть фермеров недостаточно осведомлена о своем потенциальном целевом рынке - ресторанах и магазинах здорового питания. О перспективах экспорта своей продукции они знают еще меньше, ведь здесь в действие вступает и языковой барьер. Преодолеть проблему нехватки полезных советов и контактов можно путем запуска информационных продуктов, направленных на аграриев, - это может быть как определенная государственная инициатива, так и работа частных фирм, которые смогут взять на себя роль посредников между аграриями и потенциальными покупателями их продукции.

В-третьих, существует неопределенность, связанная с рынком земли, которая серьезно сдерживает инвестиции аграриев в развитие хозяйств.

Наконец, даже аграрии, экспериментировавшие с нишевыми культурами, чаще получали не совсем выгодные результаты. Ведь они не были знакомы с технологиями, вносили в разы меньше удобрений, а потом не знали, кому продать выращенные продукты. Затем свой негативный опыт они стали экстраполировать на все альтернативные культуры и пока не хотят идти в неизвестный сегмент, где уже успели потерять некоторые суммы.

Сегодня Украина не только экспортирует аграрную продукцию за границу, но также импортирует большое количество нишевых культур. Именно на этот рынок потенциально могли бы нацелиться отечественные фермеры и предложить ему что угодно - от голубики и спаржи до мраморной говядины и устриц, чтобы сначала вытеснить иностранных производителей, а потом и самим задуматься об экспорте более дорогой и прибыльной аграрной продукции..