UA / RU
Поддержать ZN.ua

НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ — ВОЗРОЖДЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УКРАИНСКОГО САХАРА

Украина принадлежит к традиционно сахарным государствам мира, что обусловлено достаточно благоприятными почвенно-климатическими и экономическими условиями для развития свекловодства и производства сахара...

Автор: Евгений Имас

Украина принадлежит к традиционно сахарным государствам мира, что обусловлено достаточно благоприятными почвенно-климатическими и экономическими условиями для развития свекловодства и производства сахара. Корни отрасли уходят в 20-е годы XIX века. Но ее материально-техническая база неоднократно разрушалась, а выращивание сахарной свеклы оказывалось в кризисе, как это, в частности, наблюдается и в последние годы.

После восстановления разрушенных во время Великой Отечественной войны свекловодства и сахарной промышленности отрасль постепенно набирала обороты (см.табл). В середине 60-х годов площади под сахарной свеклой увеличились вдвое, урожайность возросла на треть, а валовые сборы — в три раза. В 1965 году в Украине объем производства сахарного сырья и выпуск сахара-песка из отечественного сырья был наибольшим.

Со временем площади под сахарной свеклой начали постепенно сокращаться. Валовое производство сахара в отдельные годы также снижалось — до 4,4—4,7 млн. тонн, но давало возможность полностью удовлетворять внутренние потребности страны и ежегодно выделять значительную его часть для экспортных поставок. Длительное время Украина занимала одно из ведущих мест среди стран-экспортеров сахара. В 1986—1990 годах среднегодовое производство сахарного сырья составляло 43 млн. тонн, а свекольного сахара — почти 5 млн. тонн. Его экспорт достиг 3663 тыс. тонн, или 54% общего объема производства.

Кризис начала 90-х, охватив все отрасли агропромышленного комплекса, особенно ощутимо сказался на свеклосахарном производстве, привел к глубокому упадку свекловодства как ведущей растениеводческой отрасли, разрушению материально-ресурсного потенциала сахарной промышленности. Украину постепенно вытеснили с внешних рынков сбыта сахара.

Главные экономические последствия системного кризиса:

— утрата отечественных традиций выращивания сахарной свеклы;

— постоянная незагруженность мощностей сахарных заводов: сахарной свеклы хватает для работы в оптимальном производственно-экономическом режиме (90 дней) только для трети из них;

— высокая себестоимость украинского свекольного сахара (сегодня — 400—450 долларов США за одну тонну), делающая его неликвидным на внутреннем рынке и неконкурентоспособным на внешних;

— сокращение внутреннего потребления сахара с 50 кг на душу населения в 1991 году до 25 кг в наши дни, при рекомендованной норме 38 кг;

— рост объемов контрабандно завезенного в Украину сахара из Польши, Беларуси, России и других стран.

В общем свеклосахарное производство в нашем государстве из экспортно-стратегической отрасли экономики превратилось в дотационную, реально угрожающую неполным обеспечением даже собственных потребностей в этом важном продукте.

Преодоление кризисной ситуации и возрождение конкурентоспособности украинского сахара на мировом рынке стало национальной проблемой, решение которой одновременно на макро- и микроуровнях имеет не только важное экономическое, но и политическое значение. Поэтому усилия государственных властных структур в центре, их органов в областях и районах, а также производственно-хозяйственных формирований на местах должны направляться прежде всего на организацию восстановления производства сахарной свеклы с одновременным значительным повышением его эффективности, осуществлением реконструкции и технического перевооружения сахарных заводов, применением новых организационно-правовых форм интеграции производства сахарного сырья и его промышленной переработки.

Руководствуясь известным тезисом, что «сахар вырабатывается на поле, а не на заводе», возрождать отрасль украинского свекловодства следует со внедрения современных высокоинтенсивных ресурсосберегающих технологий прежде всего на наиболее свеклопригодных почвах с благоприятными климатическими условиями, соответствующими лесостепной зоне Украины. Государству надлежит создать свеклосеющим предприятиям условия для получения необходимых долгосрочных кредитов на приобретение технологических машин и оборудования, горюче-смазочных материалов, семян, минеральных удобрений, химических средств защиты растений от болезней, вредителей и сорняков.

Вектор всех организационно-технологических и экономических мер должен направляться на увеличение урожайности и валовых сборов. Только повысив в 1,8—2 раза урожайность сахарной свеклы, можно обеспечить ее рентабельное выращивание. Вместе с тем важно стабилизировать на оптимальном уровне посевные площади. Анализ свидетельствует, что в Украине под сахарную свеклу целесообразно ежегодно выделять 1,1—1,2 млн. га пахотных земель в регионах со свеклопригодной почвой, достаточным количеством осадков и необходимым запасом рабочей силы. Это соответствует прежде всего условиям Тернопольской, Хмельницкой, Винницкой, Киевской, Черкасской, Полтавской, Сумской, Харьковской, частично Львовской, Ривненской, Волынской и Житомирской областей.

В ближайшие два-три года урожайность сахарной свеклы в Украине следует довести до 300—350, а через четыре-пять лет — до 400—500 ц/га. Таким образом валовой сбор сахарного сырья может достичь 40 млн. тонн, а производство сахара, при 14% его выхода, — 5—5,3 млн. тонн. Это позволит ежегодно выделять на экспортные поставки до 3—3,5 млн. тонн сахара. Реальными рынками сбыта украинской продукции являются прежде всего Россия, восточноазиатские страны и Ближний Восток.

Особого внимания требует развитие сахарной промышленности. Если исходить из целесообразной продолжительности сезонной переработки (80—100 дней) и из объемов переработанной в 2000 году сахарной свеклы (13,2 млн. тонн), можно сделать вывод, что сахарного корня в Украине в ближайшее время будет достаточно для работы в оптимальном режиме только трети имеющихся заводов. Изношенность основных фондов предприятий достигла 55—85 %. Ситуация изменится к лучшему не скоро, ибо, как уже подчеркивалось, она зависит от многих факторов.

Именно поэтому сахарные заводы работают сейчас по три, а то и по две недели в год, что крайне убыточно. Отсюда и высокая себестоимость украинского сахара, что является дополнительной социально-экономической нагрузкой на наше население. Отсюда — убыточность практически всех предприятий подотрасли.

Хочу привести пример, как
с этим бедствием борется Россия — до недавнего времени стабильный покупатель украинского сахара.

В Российской Федерации ежегодно потребляют около 6 млн. тонн сахара, причем примерно 1,5 млн. тонн — из собственной свеклы, а 4,5 млн. — из импортного сахара-сырца, перерабатываемого на своих сахарных заводах, дополнительно оснащенных соответствующими схемами переработки. Только десять лет назад соотношение было другим — до 80% потребляемого сахара вырабатывалось из российской свеклы. Значительные поставки сахара-сырца связаны с тем, что вход на этот рынок защищается регулирующими механизмами, а также с наличием большого количества перерабатывающих мощностей. По данным сахарной компании «Русагро», 95 российских заводов могут выработать 2,7 млн. тонн свекольного сахара и 10,5 млн. тонн — из импортируемого сырца.

В необходимости регулировать импорт сырца не сомневается никто. Изменить неприятную тенденцию все большей зависимости одного из стратегических рынков страны от мировых производителей Россия старается с помощью различных рычагов, и один из них — аукционы по продаже квот. Такие аукционы ставят перед собой две задачи: насыщение внутреннего рынка и поддержку уровня внутренних цен, обеспечивающую рентабельность отечественного производства сахарной свеклы.

На последнем аукционе, состоявшемся в октябре 2001 года, российские компании получили возможность в следующем году иметь на ввозе сырца неплохую прибыль. Вместе с таможенной пошлиной цена ввоза одной тонны сырца в рамках квоты составляет примерно 71 евро, цена ввоза внеквотового сахара в первом полугодии 2002 года достигает 120 евро. Разница в 50 евро поставит в более выгодные условия компании, купившие большее количество лотов, и можно надеяться, что цены внутреннего рынка удастся удерживать на приемлемом уровне до конца года. Кроме того, с 20 ноября 2001 года таможенные органы начнут взимать при ввозе в Россию сахара-сырца сезонные пошлины в размере 40% от таможенной стоимости, но не менее 0,12 евро за килограмм. Об этом сообщили в Госкомтаможне России.

Сезонная пошлина на сахар-сырец будет действовать по 31 декабря 2001 года включительно и будет взиматься также с товара, завезенного на таможенную территорию России с таможенной территории Беларуси в том случае, если он выпущен для свободного оборота в Беларуси без взыскания указанной сезонной пошлины или без перечисления уплаченных сумм этой пошлины в федеральный бюджет.

Компании, прикупившие на нынешнем аукционе достаточное количество лотов по сравнительно невысокой цене, довольны. Так, директор «Русагро» Вадим Мошкович уверяет, что при таких условиях производство свекольного сахара в следующем году будет эффективным и у компании появятся средства для инвестирования в хозяйства. Для такой вертикально интегрированной компании, как «Русагро» (владеющей пятью заводами и хозяйствами площадью 50 тыс. га), это особенно важно. «Русагро» готовится расширить свекольный клин на своих площадях с 7 до 12% в 2002 году. Вадим Мошкович уверенно заявляет, что Россия на протяжении нескольких лет может удвоить производство свекольного сахара (до 3 млн. тонн), а в дальнейшем, при благоприятных условиях, довести его до 5 млн. тонн, что и было бы желательной целью.

Выгодно это и «Продимексу», владеющему двенадцатью заводами и 150 тыс. га земли, а также другим компаниям. Таким образом, Россия не только в состоянии обеспечить сахаром себя, и прежде всего регионы вблизи границ с Украиной, но и — что особенно важно для нас — усилить интерес собственных свеклосахарных хозяйств к производству сахарного корня.

Кроме потери Украиной сахарного рынка России, у этой информации есть еще один отрицательный аспект. Речь идет о контрабандном ввозе российского сахара на территорию нашего государства, которое, по оценкам наших зарубежных партнеров, в 2000 году составляло около 300 тыс. тонн. Если учесть, что себестоимость российского тростникового сахара находится на уровне 210—230 долларов США за тонну, только таким путем контрабандисты вымыли из Украины до 60 млн. долларов США.

Отдельно стоит остановиться и на опыте Беларуси. Невзирая на Ашхабадскую договоренность, она выдает своим сахарным заводам сертификат белорусского происхождения на сахар, выработанный из импортируемого сырца сахарного тростника, что позволяет экспортировать его в Украину.

Таким образом, Россия, Беларусь, а также Молдова многое делают для того, чтобы загрузить мощности собственных сахарных заводов, сделать производство сахара более экономически выгодным.

Отметим, что украинское правительство уже предприняло ряд мер. По предложению Минагрополитики Кабинет министров одобрил 10 октября с.г. постановление № 1304 об изъятии белого сахара из режима свободной торговли с Республикой Беларусь. Кстати, руководство СП «Укринтерсахар» неоднократно обращалось к высшим руководящим органам с предложением срочно решить эти вопросы, в частности, и со страниц «Зеркала недели».

В Украине есть 39 сахарных
заводов, оснащенных схемами переработки сырца тростникового сахара, что позволяло в предыдущие годы перерабатывать его в объеме до 2 млн. тонн. Интересно, что, несмотря на интервенцию российского, белорусского и польского сахара в Украину, сахарные рынки многих стран СНГ не насыщены, и их емкость оценивается в 1,2 млн. тонн.

Сегодня для развития свеклосахарного подкомплекса Украины — кроме необходимости внедрения современных технологий выращивания сахарной свеклы, достаточного обеспечения свеклосеющих хозяйств высококачественными семенами, минеральными удобрениями и способами химической защиты растений, повышения качества машинного парка — все актуальнее становится скорейшая реконструкция и модернизация сахарных заводов, расширение их производственных мощностей до экономически оптимальных границ.

Ряд европейских стран — производителей свекольного сахара технически перестраивают отрасль путем постепенного вывода из эксплуатации маломощных неперспективных сахарных заводов, с наращиванием мощностей предприятий, обеспечивающих эффективное изготовление продукции. Так, сахарная промышленность Франции на протяжении последних лет количественно сократилась почти вдвое. Вследствие этого суточная мощность переработки сырья, в расчете на один сахарный завод, возросла с 4 до 7,8 тонны.

Опыт стран Западной и Восточной Европы убедительно свидетельствует, что достижение низкой себестоимости белого сахара возможно не только за счет снижения производственных затрат по всему циклу выращивания сахарной свеклы, включая освоение схемы закупки сахарного сырья по фиксированным ценам, но и — а это очень важно — за счет повышения производительности, экономичности и качества работы переработчика. Речь идет о прямом производстве не только белого сахара, но и других сопутствующих ему продуктов: патоки, свекольного жома, сахарного сиропа и т.п., доведение их до уровня, необходимого потребителю (патоки — до сухих или прессованных дрожжей; свекольного жома — до гранулированного жома и т.п.). Сахар может быть трансформирован в большой набор уникальных подсластителей, ароматизаторов и в другие технологические новшества для пищевой промышленности. А это значительно способствует достижению желаемого комплексного результата деятельности как производителей сахарной свеклы, так и его переработчиков. Поэтому коренную реконструкцию и модернизацию украинских сахарных заводов следует рассматривать также и в контексте создания условий для более эффективного использования всех сырьевых компонентов, сопровождающих выход конечного продукта.

Но, к сожалению, кроме низкого уровня использования перерабатывающих мощностей, отечественные сахарные заводы характеризуются ненадлежащим уровнем энергетического и технологического оборудования. Часть современного оборудования составляет там не более 30%, остальное — устаревшее. Поэтому производство сахара в Украине в значительной степени не соответствует европейским стандартам. Речь идет, в частности, о невысоком выходе сахара, потерях при потреблении тепловой и электрической энергии, воды и пр., что отрицательно сказывается на общей экономической эффективности производства.

Очевидно, что реконструкцию и модернизацию следует осуществить прежде всего на тех участках технологического процесса переработки сахарной свеклы и следующих сопутствующих продуктов (сок, сироп, рафинад), где можно ожидать принципиально положительного влияния на потребление тепловой и электрической энергии. Одновременно достигается важное повышение качества как промежуточных продуктов, так и конечного, а также повышение экономических параметров их производства. Важно также перестроить те участки производства конечного продукта, которые будут обеспечивать его реализацию на рынке, а это касается прежде всего расширения ассортимента готовой продукции сахарных заводов и повышения их рыночной стоимости. Ведь реальными потребителями могут быть не только промышленные предприятия, использующие сахар как производственное сырье, но и рыночная сеть оптовой и розничной торговли.

Диверсификация производства сахарной продукции требует комплексного подхода и системы мер на уровне государственной программы. Ею следует предусмотреть более широкое использование сахара в других отраслях, в частности, в кондитерской, спиртовой промышленности, продукция которых пользуется спросом на зарубежных рынках. Следует проводить экспериментальные работы по применению сахара в изготовлении высококачественных топливных и других материалов.

Еще один эффективный путь технического переоснащения и на этой основе — обеспечение повышения эффективности сахарной промышленности — создание общих сахароперерабатывающих предприятий с привлечением иностранных инвестиций. Об этом убедительно свидетельствует опыт создания и деятельности общего украино-австрийско-немецкого предприятия «Укринтерсахар».

Хочу обратить внимание также на процесс приватизации сахарных заводов, который, по моему мнению, напоминает приватизацию объектов энергорынка Украины. Многие фирмы и компании, практически не занимающиеся ни выращиванием сахарной свеклы, ни их переработкой, за бесценок, «преимущественно за долги», скупили акции сахарных заводов, но, не имея достаточного опыта управления ими, только ухудшили их экономическое состояние. Такая «приватизация» привела к распылению материальных ценностей, неуправляемости производства. Мы уверены, что к управлению сахарными заводами следует привлекать деловых эффективных инвесторов.

Необходимое условие вы-
вода отрасли из кризиса — создание регулируемого рынка сахара. Решению этой проблемы способствует Закон Украины «О государственном регулировании производства и реализации сахара» от 17 июня 1999 года. Но, к сожалению, ряд проблемных вопросов остаются нерешенными, а именно:

— нет льготного государственного кредитования производителей сахарной свеклы и сахара;

— не введено лицензирование оптовой торговли сахаром, что не позволяет обеспечить регулирование этого рынка на государственном уровне;

— несовершенен механизм защиты внутреннего рынка от контрабандного ввоза сахара;

— не создан орган для реализации государственной экономической политики по регулированию производства и реализации сахара, что является необходимой предпосылкой для внедрения такого регулирования на общегосударственном и региональном уровнях.

В соответствии с постановлением Кабинета министров от 1 марта 2001 года № 201, минимальная цена за тонну сахарной свеклы — 165 грн., а за тонну сахара — 2370 грн. За продажу ниже установленной цены — жесткие штрафные санкции. Такой подход свидетельствует о несоответствии между ценами на сырье и сахар. Учитывая низкую рентабельность выращивания и переработки свеклы, высокую себестоимость производства сахара, это путь к банкротству свеклосеющих хозяйств и сахарных заводов.

На рынке сахара сложилась непростая ситуация. Несмотря на вышеназванные закон и постановление, сахар уже продают по 1,9—2,0 грн. за килограмм. Это сахар, предлагаемый крестьянами, они получили его как натуроплату. По подсчетам специалистов, у них на руках не менее 300 тыс. тонн продукции. Кроме того, на нашем рынке есть сахар, завезенный контрабандным путем из России и Беларуси. По данным средств массовой информации, излишек сахара на украинском рынке составляет 150 тыс. тонн.

Диспаритет цен и невыполнение государством им же установленных правил игры чувствительно бьют по переработчику (сахарным заводам) и инвестору, который задумается, целесообразно ли в следующем году вкладывать средства в сахарную отрасль. Эти отрицательные факторы могут притормозить достигнутый впервые за последние восемь лет рост сахарного производства и привести его к глубокому упадку.

Сегодня в Украине нужно формировать регулируемый рынок сахара, а основной фигурой на нем должен стать его производитель. С теоретических позиций и на практике доказано, что эффективное функционирование такого рынка возможно при условии его целостности и завершенности. Если недостает хотя бы одного элемента, рынок не может нормально функционировать или не будет функционировать вовсе. Заметим, что сегодняшние проблемы и на рынке зерна, и на рынке сахара свидетельствуют о несовершенстве и недоработке механизма формирования внутреннего рынка и выхода на внешний.

Нужно сформировать соответствующий рыночный экономический механизм, и прежде всего механизм ценового управления с учетом особенностей производства сырья, сбыта и потребления сахара. Свободный, стихийно созданный, нерегулируемый рынок сахара представляет большую угрозу для аграрного сектора экономики Украины.

Отраслевая система управления вошла в противоречие с межотраслевым характером свеклосахарного подкомплекса. Регулируемый рынок сахара не возникает сам по себе. Чтобы его сформировать, нужна соответствующая организационная структура управления.

Мы должны понять: сахар как приоритетная и стратегическая отрасль может дать миллиард долларов в бюджет Украины. А это то чрезвычайно важное дело, которым мы все вместе должны заниматься и на которое следует направить усилия государственных властных структур, ученых, предпринимателей, производственно-хозяйственных формирований на местах в ближайшие три-четыре года. Изменение стратегии и тактики формирования рыночных отношений в свеклосахарном производстве, четкое соблюдение правил игры, то есть использование соответствующих экономических, организационных и правовых методов, позволит изменить к лучшему социально-экономическую ситуацию в отрасли, вернуть сельскохозяйственным товаропроизводителям достойное место на отечественном рынке сахара, дать новые рабочие места, улучшить социальные условия жизни работающих и их семей.

И главное: возрождение и дальнейшее развитие свеклосахарного подкомплекса Украины требует комплексной системы постоянных и долгосрочных мер на уровне государственной программы с соответствующими законодательными и регулирующими механизмами.