Законодательные инициативы по «покращенню» деятельности Аграрного фонда превратят специализированное учреждение для осуществления товарно-финансовых интервенций в аграрном секторе в... ломбард, уличного менялу. Если государственного оператора освободят еще от уплаты налога на добавленную стоимость при закупке зерновых и технических культур, экспорте, то он вообще переступит правило «первой продажи»: окончательно пренебрежет сельскохозяйственными предприятиями, биржевыми торгами и начнет общаться исключительно с посредниками. Потому что сделки привлекают как бизнесменов, так и чиновников.
Государственный регулятор уже ничем не будет отличаться от коммерческой структуры. К тому же на полном бюджетном пансионе... Собственно говоря, власти задним числом хотят узаконить сомнительные схемы, по которым действовал и продолжает хитрить Аграрный фонд, забыв об основных своих функциях.
За семь лет деятельности Аграрный фонд (АФ) сошел на нет. Сначала в специализированное бюджетное учреждение вбухивали миллионы, потом миллиарды... А результат? 320 млн. грн. убытков! Это «улов» только с одной сделки - договора, который АФ заключил весной прошлого года с частной компанией, обязавшейся сформировать интервенционный резерв зерна на сумму 1,5 млрд. грн. Для «гарантии» коммерческой структуре перечислили в порядке возврата НДС еще и 280 млн. грн., что противоречило действующему в то время законодательству.
А в конце прошлого года по поручению МинАП прежнее руководство АФ подписало дополнительное соглашение с упомянутым поставщиком. По нему последний должен был вернуть АФ 1,4 млрд. грн., уплаченных за зерно, но не вернул. Думаете, это встревожило министра, главу фонда? Нет! Появляется еще одно соглашение с известным контрагентом на покупку зерна по завышенным ценам... Ну, а «интервенционный» сахар, который засыпали в 2010-2011 годах, - 106 тыс. тонн почти на 800 млн. грн. - ищут до сих пор. «Растворился» в чьих-то стаканах чая!
Итак, хранилища АФ опустошили более чем на миллиард гривен. Теперь министр утверждает, что превратит штрафника «из кладовой в финансовый инструмент без злоупотреблений и воровства», а руководитель Аграрного фонда для борьбы с коррупцией организовал новое подразделение - внутреннего контроля и контрольно-ревизионной деятельности.
Скажите, что изменится, если свеклосахарный комплекс переименовать в сахаросвекловичный? Станет больше сахарозаводов, вырастет площадь корнеплодов или сахар станет дешевле и слаще? Точно так же и с нашим регулятором в сельскохозяйственной сфере. Каждое правительство реформирует-оптимизирует его. То в Аграрный финансовый фонд, то в Государственный интервенционный... Мелькают вывески, руководители. Одни воровали мешками, преемники - тысячами тонн.
Центральное аграрное ведомство втянуло Аграрный фонд в роковую триаду: Государственная продовольственно-зерновая корпорация Украины (ГПЗКУ) - «Хлеб Инвестбуд» (ХИБ) - Аграрный фонд. Пока между ними будут перемещаться зерно-деньги, деньги-зерно, АФ никогда не покинет ряды штрафников.
Недавно в трех структурах обновили руководящий состав. Тасовали-тасовали кадровую колоду, а из нее не выпал ни один антигерой наших публикаций «Воры во власти» («ЗН» №30 от 21 августа 2010 года) и «Пираты зернового моря» (ZN.UA №9 от 11 марта 2011 года). Поэтому в превращение «кладовой» в «финансовый инструмент» я поверю разве что невинному ягненку.
В прошлом году АФ выделили из спецфонда госбюджета 2,2 млрд. грн. и 5 млрд. «облигационных». Угадайте с первого раза, кто пользовался большей суммой - беспроцентным займом? Коммерческая структура, которая при содействии МинАП стала лидером в зерновом экспорте в прошлом маркетинговом сезоне. А рядовые аграрии из-за непомерных процентных ставок банков не могут получить доступ к кредитам. И хотя министр в своих выступлениях оперирует полумиллиардом гривен на удешевление кредитов для сельхозпроизводителей, они эфемерны. Как и финансирование АПК в целом.
В первом полугодии с.г. из спецфонда бюджета предусмотрено выделить на развитие предприятий АПК 8 млрд. грн. Констатирую: поступила половина средств. А сколько перечислено непосредственно труженикам? Полтора миллиарда, или 18%. Какую статью расходов ни возьми - в глубоком осадке! Господдержка животноводства: из 308 млн. грн., поступивших из казначейства в МинАП, владельцы крупного рогатого скота получили только... 40 млн. Предоставление кредитов фермерским хозяйствам - полный ноль! Это в подтверждение «величальных песен» премьера и аграрного министра о том, как они по-отечески, по-сыновьи заботятся об архиважном секторе нашей экономики.
Так вот, коммерческая компания хоть и «столовалась» из бюджета, в конечном итоге оказалась должником. И не из-за форсмажорных непреодолимых обстоятельств, а, скорее, из-за тех, которые граничат с уголовной ответственностью. Удастся ли избежать ее после изменений к Закону «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» в части деятельности АФ, предложенных Виталием Хомутынником?
Что же советует депутат? «Аграрный фонд может осуществлять реализацию или безоплатную передачу объектов государственного ценового регулирования из государственного интервенционного фонда определенному поставщику (выделено мной. - В.Ч.) (сельскохозяйственному товаропроизводителю/товаропроизводителю) исключительно в следующих случаях:
- в связи с истечением установленного срока хранения объектов государственного ценового регулирования, а также возникновением обстоятельств, которые могут привести к порче или ухудшению их качества до истечения срока хранения, при условии одновременной или последующей поставки в государственный интервенционный фонд такого же количества и качества объектов государственного ценового регулирования в установленном Кабинетом министров порядке;
- при условии одновременной закладки объектов государственного ценового регулирования того же количества и качества;
- в порядке временного заимствования на договорной основе (выделено мной. - В.Ч.) с последующей поставкой в государственный интервенционный фонд такого же количества и качества объектов государственного ценового регулирования или в случае невозможности их возврата - с возмещением денежной стоимости на день перечисления средств, но не менее чем на момент отпуска в установленном Кабинетом министров порядке (выделено мной. - В.Ч.)».
Где «определенный поставщик» - читай «ХИБ» или аналогичные компании-«прокладки», где «временное заимствование на договорной основе» - те же действующие лица... То есть автор новелл все, кроме предусмотренных Законом «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины» товарно-финансовых интервенций, отдал на откуп Кабмину. Правительство будет регулировать постановлениями «определенного поставщика», сколько и чего ему занимать, на каких условиях и через сколько лет возвращать. Деньгами или натурой...
Вы можете себе представить, что Нацбанк одолжил коммерческому финансовому учреждению 2 тонны золота в слитках? С возможным возвратом... Если не в брусках, то золотым песком - насыпью, или «ломом» - золотыми коронками. Или Госрезерв расщедрился дать какой-то частной фирме свинец или «люминий». Она экспортировала их через Литву, а спустя какое-то время за вырученную валюту пополнила госрезервную кладовую этим же металлом, переплавив кресты сельских кладбищ или автомобильные аккумуляторы.
- Это напоминает ситуацию с евреем, который просил: дайте мне метр границы! И больше ничего! Никаких правил, условий, как он будет пользоваться этим «окном»... Точно так же и с Аграрным фондом, который представляется эдаким государственным льготным институтом, деятельность которого, как оказывается, регулируется только одним пунктом Закона «О государственной поддержке сельского хозяйства Украины», - резюмировал депутат Анатолий Матвиенко на заседании парламентского профильного комитета. - Поэтому давайте соблюдать предписания закона: разрешено то, что трактует он, а не то, что кому-то спонтанно взбрело в голову. Предложенные нормы ничего общего с государственной поддержкой сельского хозяйства не имеют. Поэтому я предлагаю отклонить данный законопроект, а взамен разработать сугубо адресный - о деятельности Аграрного фонда. Кстати, подобную мысль высказал коллега Григорий Смитюх. Но поскольку председатель комитета ответил, что это нереально, я понимаю мотивы провластного большинства спешно протащить этот законопроект.
Другие члены комитета, наоборот, доказывали, что без расширения функций Аграрный фонд будет оставаться законодательно стреноженным. Регионал Павел Сулковский артистично рассказал о ситуации с 800 тыс. тонн пшеницы, хранившейся в АФ:
- Это было при министре Юрии Мельнике. После полутора лет хранения составили акт: зерно непригодно для выпечки хлеба. И скормили пшеничку курам из компании «Наша Ряба». А еще спустя год Ющенко во дворце «Украина» вручил Мельнику Героя. Сначала раздал грамоты фермерам, а напоследок, ничтоже сумняшеся, - Звезду министру. Тот, из «Нашей Рябы», тоже был удостоен Героя. И, главное, никто за эту аферу не сидит...
Не сидят, Павел Игнатьевич, хитрецы и из команды нынешнего министра Николая Присяжнюка. Бывшие руководители АФ не ждали депутатского «благословения» в виде именных законов, пренебрегли запретными предписаниями действующих и тихонько продали в 2010 году весь неприкосновенный запас продовольственного зерна - более миллиона тонн. И кому? Семи зернотрейдерам! Причем по дешевке. А совершив аферу, сразу подняли цену на зерно нового урожая. Чем они руководствовались, роя яму под продовольственную безопасность страны? Законами, постановлениями? Поэтому вряд ли дисциплинируют нынешних и будущих руководителей АФ поправки Хомутынника, поскольку из них выпирает костяк коррупционной схемы.
Еще одна авторская новация - все, что хранится в АФ, нужно страховать. С рыночной точки зрения вроде бы все правильно: Аграрный фонд приравняли к рядовому субъекту хозяйственной деятельности. Засыпал зерно в закрома - застрахуй его! Разумеется, за дополнительные бюджетные средства. Хотя автор, финансово-экономически обосновывая принятие законопроекта, ошибочно утверждает, что он не требует дополнительных расходов из госбюджета.
Предположим, страхование предоставит дополнительные гарантии Аграрному фонду в договорных обязательствах с сельхозпроизводителями при наступлении страхового случая. Какого именно? Если пшеница перепрела, проросла или ее сожрали кузька, мыши, значит, ее ненадлежащим образом хранили, и это влечет за собой уголовную ответственность. Но уж никак не страховые выплаты. Выбирайте не хлев, где хлеб - на полу насыпью, а сертифицированные складские помещения, и спите спокойно!
В Украине из 2 тыс. зерноскладов сертифицированы только 750. Почему такими медленными темпами паспортизуют остальных? Не только потому, что они морально и физически устарели. Попробуйте вписать в государственный реестр новый современный «силос» на 40 тыс. тонн. Чиновники завизируют документы только после уплаты взятки: 2 доллара за тонну емкости.
Но это не означает, что Аграрному фонду негде хранить закупленное. Вон государственные элеваторы загружены на 40%. Госрезерв готов любезно предоставить АФ склады для хранения зерна, сахара и других продовольственных запасов, с надлежащим контролем сохранности и качественными параметрами. Тем более что площади части хранилищ используют не в полной мере, от чего, разумеется, теряет прежде всего государство.
В этом контексте возникает логичный вопрос: а что, в родственной структуре - Госрезерве запасы тоже застрахованы? Винтовки Мосина, угольные противогазы для лошадей, хромовые сапоги, битые валенки... И за это добро на миллиарды гривен, которое якобы разворовали бывшие руководители государственного хранилища, какая из страховых компаний компенсировала убытки? И самое главное: что это за государство, которое не может гарантировать сохранность в государственном институте, коим является АФ, того, что положило на хранение для своих же нужд!
Страховаться нужно от другого. Не от дырявой крыши на элеваторе, грызунов, насекомых-зерноедов, а от ворья. Не залетного, уличного, а того, что у власти. Александр Чечель, председатель правления ОАО «Гребенковский межхозяйственный комбикормовый завод» на Полтавщине, поведал о недавнем ЧП. При хранении портится до 20% зерна. Чтобы минимизировать потери от прожорливой фауны, прибегают к обеззараживанию (фумигации) зерна. Поскольку технологическая процедура отнесена к первой категории опасности, предупредили районные службы, проинструктировали персонал, вывесили соответствующий приказ, после закладки токсичного препарата опломбировали склады.
Представителей исполнительной службы, прибывших с милицией, предупредили, что процесс дегазации еще не закончился и нахождение в зернохранилище граничит со смертью. Однако районные клерки были неумолимы. Сторожа, открыв складские ворота, первыми нахватались ядовитых испарений, не миновала чаша сия и приезжих. Если бы вовремя приняли антидот - противодействующий препарат, тяжесть отравления была бы легче. А так потерпевшие блевали дальше, чем видели. Слава Богу, хоть живы остались.
Районные власти пытались скрыть ЧП на комбикормовом заводе. Даже «скорая» приезжала не из городской больницы, а из частной клиники, где не делают записи в книге вызовов. Почему так спешили работники исполнительной службы сорвать с зернохранилища амбарные замки и повесить свои? Дело в том, что в нем хранится 4 тыс. тонн зерна Аграрного фонда, и, по словам Александра Павловича, это уже вторая попытка незаконно завладеть им бандитским способом. Поэтому страхуй - не страхуй...
Есть еще одна проблема. И без того «кривую» систему налогообложения НДС депутаты хотят искалечить до неузнаваемости. А именно: ввести «льготный» режим для операций по поставке зерновых и технических культур Аграрным фондом, позволив ему покупать не только у непосредственных производителей - сельхозпредприятий, но и у посредников.
Депутатские законопроекты браковали, ведь они противоречили требованиям статьи 15 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» и статей 25, 31 Хозяйственного кодекса Украины, запрещавшим предоставлять привилегии каким-либо субъектам хозяйствования, нарушать правила конкуренции. Скорее всего, такой «приговор» объявят и законопроекту Олега Царева «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о создании равных условий при налогообложении налогом на добавленную стоимость некоторых операций Аграрного фонда)».
Проще говоря: покупая зерно у перекупщиков или распродавая муку, смолотую из пшеницы посреднической структуры, АФ не может сформировать налоговый кредит. И вынужден платить НДС за счет специального фонда госбюджета, тем самым обедняя его. Собственно, НДСные шишки государственный регулятор набил именно в упоминавшейся триаде ГПЗКУ-ХИБ-АФ.
Как уберечься от них? Выйти из тени на пространство - организованный аграрный рынок и покупать объекты государственного ценового регулирования непосредственно у сельхозпроизводителей. Для этого Министерство аграрной политики и продовольствия создало также государственную Аграрную биржу. Правда, ее функции сузились только до регистрации внешнеэкономических контрактов на зерно. Причем с начала 2011 года и до недавних пор она в этом сегменте была монополистом.
Единоличное господство закончилось 1 июня с.г., когда вступил в силу новый Таможенный кодекс Украины. Во исполнение статьи 197 кодекса правительство приняло постановление №436 от 21 мая «Об утверждении перечней товаров, на которые установлены ограничения по перемещению через таможенную границу Украины». В нем - перечень документов, которые необходимо подать органам Гостаможслужбы при экспорте товаров и их таможенном оформлении. Поскольку в этом списке нет ни Свидетельства о регистрации внешнеэкономических контрактов на Аграрной бирже, ни собственно внешнеэкономического контракта, зарегистрированного на Аграрной бирже, то таможня их и не требует. Вывод: Аграрная биржа стала пережитком.
С этим не хочет мириться Николай Безуглый, первый замминистра МинАП. Его аргументы сводятся к одному: без Аграрной биржи внешнеэкономическим зерновым контрактам - швах! «Необходимо также учитывать, что в 2011 году Аграрной биржей в государственный бюджет уплачено более 10 млн. грн. налогов, из которых 5,7 млн. грн. - налог на добавленную стоимость, 3,8 млн. грн. - налог на прибыль. До 2011 года такой объем бюджетных поступлений ранее аккредитованные товарные биржи не обеспечивали.
Благодаря аккумулированным от регистрации средствам Аграрная биржа внедряет электронную торговую систему, которая будет работать по принципу анонимных торгов с удаленным доступом. Также за собственные средства Аграрная биржа проводит обучение участников биржевой торговли работе в такой торговой системе и осуществляет другие расходы, направленные на развитие биржевого товарного рынка (выделено мной. - В.Ч.)», - апеллирует в письме Кабмина Николай Дмитриевич, надеясь отдалить кончину Аграрной биржи.
Если бы Николай Безуглый как председатель наблюдательного совета Аграрной биржи сопоставил перечисленные ею в бюджет средства с «расходами, направленными на развитие биржевого товарного рынка», то ужаснулся бы. Последние «съедает» преимущественно семейный клан: Александр Марюхнич, директор биржи, жена, теща, тетка, родственники... Все они трудоустроены на Аграрной бирже. Бывшая горничная - референт расчетно-клирингового центра, пекарь третьего разряда - инспектор по кадрам организационно-кадрового отдела... Все - при должностях, высоких зарплатах и премиях. Не обделяет Марюхнич и себя: среднемесячная зарплата (официальная) незаменимого биржевика выше, чем у госслужащих второго и даже первого ранга (министров, депутатов), - более 28 тыс. грн.
За бюджетные средства можно роскошествовать. Сделать ремонт за 600 тыс. грн., мебели прикупить на 350 тыс., покачаться в кресле за 74 тыс., хвастаться кофеваркой за 9 тыс. грн., ездить без необходимости по заграницам... И жаловаться, что решение Кабмина об экономном расходовании государственных средств не позволяет транжирить больше.
Один чиновник защищает биржу, другой отстаивает Аграрный фонд... Последний же, по правде говоря, и в этом году опоздал с форвардным закупкам зерна урожая 2012 года. Появился на селе не накануне посевной, когда аграрии нуждались в средствах, а к самому финишу полевых работ. Ну, законтрактовал 879 тыс. тонн, а фактически (по состоянию на 2 августа) рассчитался с сельхозтоваропроизводителями только за... 170 тыс. тонн. Я бы не относился столь легкомысленно к земледельцам, да еще и в аномальный для посевов год.
После трескучих морозов и испепеляющей жары некоторые аналитики запаниковали. Начали с 9 млрд. грн. убытков в растениеводстве и остановились на 40 млрд. Кто больше? Если столь убийственные цифры при рекордном урожае, то какие потери понесли при валовом сборе в 38 млн. тонн? Но статистика, наоборот, подтверждает живучесть отрасли: рентабельность зерновых - 30%, подсолнечника - 60%. Агрохолдинги активизируются, наращивают земельные активы.
МинАП тоже посчитало убытки аграриев от засухи - 13,6 млрд. грн. И теперь правительство будет изыскивать около полумиллиарда гривен, чтобы частично компенсировать потери. Аграрному министру следовало бы говорить о современных рыночных инструментах - формировании фонда страховых субсидий, какую сумму выделили из бюджета на возмещение стоимости страховых премий.
США тоже донимает засуха. Половину штатов объявили зоной бедствия. Страдают американские фермеры. А вы слышали их стенания? Нет? Почему? Тамошние аграрии надежно защищены: 85% посевных площадей застрахованы на случай неурожая.
В Украине и 5% не наберется. Премьер Николай Азаров считает, что через год-два все посевы будут застрахованы. Ну как не поверить кабминовским «реалистам»?
Да, есть потери из-за погодных условий - миллиардные, и не меньшие - из-за наличных расчетов. В конце июня в лесополосе неподалеку от Великой Александровки на Херсонщине в «Мерседесе» нашли убитыми двух парней. Сотрудники одесской закупочной компании везли 700 тыс. грн., чтобы рассчитаться с фермером за пшеницу нового урожая.
А в Днепропетровске налоговая милиция «накрыла» конвертационный центр, который за год успел прокрутить
150 млн. грн. «Прачечная» обслуживала клиентов из почти 50 предприятий со всей Украины, преимущественно из агропромышленной сферы.
Сегодня ходовой товар - пшеница, ячмень, ближе к осени - подсолнечник. Стоимость тонны кондитерских семечек, с меньшим содержанием масла, вдвое выше традиционных: 8- 9 тыс. грн. Как вы думаете, фермер, реализуя кондитерские «семки», в накладных «светит» реальную цену или половинную, как традиционных? Почти 90% кондитерского подсолнечника фирмы скупают у сельхозпроизводителей за наличные. Фасуют в пакетики и реализуют через частные предприятия, с оборотом в сотни миллионов гривен.
Депутатские инициативы по трансформации Аграрного фонда сталкивают государственный институт именно на такие окольные пути. Далеко не безопасные.