Падал несмелый первый снег, когда мы приехали в садовое «поместье» фермера Ярослава Майовца, расположенное в Пустомытовском районе Львовской области. Сколько хватал глаз, простирался его сад — на площади шесть с половиной гектаров. Три гектара были посажены шпалерным способом в позапрошлом году, а три с половиной — весной прошлого. Яблоньки небольшие, низкорослые, высаженные в ряд в метре друг от друга, а промежуток между рядами — четыре метра. По словам фермера, это — интенсивный сад, заложенный по голландской технологии.
С каждого такого небольшого деревца планируется собирать от 20 до 40 килограммов замечательных по вкусовым качествам, виду, экологически чистых яблок. С гектара — по 36 тонн. Так что со своих 6,5 гектара Ярослав Майовец намерен «брать» не менее 200 тонн прекрасной продукции. Уже в 2002-м перезимовавшие яблоньки дали первый урожай — 2,5 тонны. Заплодоносили даже некоторые деревца, высаженные в грунт лишь в мае. Фермер говорит: если бы саженцы «приехали» быстрее, к примеру в марте-апреле, урожай мог быть намного больше. Попробовала наливное яблочко — большое, ароматное с тонюсенькой шкурочкой, — и просто проглотила, хотя, честно признаюсь, яблоки не очень люблю. Таких вкусных давно не ела. Даже не верится, что невысокие хрупкие деревца (а без листьев и кроны они выглядят совсем беззащитными и незрелыми) могут давать такой урожай. Казалось, в эти холодные дни в них не осталось ничего живого...
Но фермер категорически отверг эти предположения. «Каждое деревце — это живой организм, оно чувствует тепло, любовь и заботу. Ждет, чтобы к нему подошли, прикоснулись, поговорили. Они все разные, хоть и выглядят одинаково. Тут подход нужен индивидуальный. К сожалению, не успеваю, закладываю все новые посадки...».
Сложно непрофессиональным глазом увидеть, что конкретно не успевает Ярослав. Все деревца здоровы, снизу побелены, к тому же ствол каждой яблоньки защищен металлической сеткой — от различных грызунов. Помимо сада Майовец заложил и свой собственный рассадник, в котором благополучно прижились уже около 30 тыс. маленьких яблонек, напоминающих скорее неокрепшие веточки. Но весной их уже можно будет высаживать в грунт на площади 25 гектаров. Фермер убежден: надо выращивать деревце именно там, где оно будет плодоносить (срок плодоношения такого шпалерного сада 15 лет), так оно лучше адаптируется к местным условиям. Этого правила придерживаются и поляки, получающие из собственных саженцев уникальные урожаи.
К слову, в минувшем году львовские фермеры приобретали саженцы для своих садов именно в Польше. А раньше — закупали в хозяйстве «Тарасовское», недалеко от Киева. В нынешнем году пустомытовские фермеры намерены не только высаживать свои собственные саженцы, но даже частично их продавать. Это и экономически выгодно. Скажем, тарасовское деревце обходилось им в 10—12 гривен, польськое — в восемь (там это дело поставлено на промышленную основу). А свои доморощенные саженцы фермеры планируют продавать не дороже чем по семь гривен за штуку.
Слушая Ярослава Майовца, никогда не скажешь, что садами он начал заниматься лишь два года назад. По профессии — инженер-механик, автомобилист. Работал заместителем директора Львовской автобазы. В начале 90-х был депутатом Пустомытовского районного совета. В то время как раз начали предлагать землю для создания фермерских хозяйств. По роду службы депутат агитировал за это дело, но сельчане землю брать не хотели и предлагали районному начальству самим поработать фермерами. И Майовец решился. Впрочем, как и его сосед по земельному участку, бывший председатель сельсовета Иван Олищук, занявшийся в прошлом году (параллельно с выращиванием прекрасных овощей) разведением сада.
Вначале Ярослав высевал зерновые, потом переключился на овощи, а сегодня к овощам добавились еще и фрукты — внушительный яблоневый сад и плантация клубники. И если дело пойдет (а речь — о создании совместного кооператива), фермер не прочь сосредоточиться только на саде площадью 15—20 гектаров. Душа зовет к нему, не зря же перечитал о садоводстве всю доступную литературу, ездит на различные семинары и конференции. Словом, растет.
Обрабатывают молодой сад всей семьей. А это, кроме фермера, жена и трое сыновей, двое из которых — студенты. Ярослав шутит: «Вот дождемся невесток, тогда будет полный порядок. Эти яблоньки — тоже наша семья, а в семье во внутренние дела чужих не пускают...».
Так получилось, что именно в Пустомытовском районе на Львовщине больше всего загорелись идеей выращивать сады. Сегодня здесь семеро фермеров-садоводов и высажено 26,4 гектара садов (в перспективе эти площади за несколько лет должны увеличиться в 2,5 раза, а еще прибавятся посадки ягодников — черной и красной смородины). Хотя, побывав летом в другом районе области — Городокском, — узнала, что и там некогда были знаменитые яблоневые сады, а продукция в основном «забиралась» в Россию. После чернобыльской катастрофы сады, казалось, умерли. И вот только сейчас начинают оживать и вновь плодоносить. А в Пустомытах закладываются новые основы и новые хозяйства, использующие уже совсем другие технологии. Говорят, недалек тот час, когда сады после сбора урожая будут просто скашивать, а на следующий год они смогут восстанавливаться вновь...
Но сами фермеры в наши далеко не лучшие времена вряд ли потянули бы столь масштабное дело. Инициатором выступило государство, создав программу «Сады Украины», которая предполагала и финансирование — за счет одного процента доходов от продажи алкогольных и табачных изделий. Правда, реально от этого процента на фермеров идет 40, а чаще 30 процентов. Оставшиеся 70 оседают в столице. И тем не менее, за три года реализации программы из бюджета на развитие садоводства и ягодничества Львовская область получила 2,7 млн. грн. безвозвратной помощи, хотя, чтобы заложить такие сады и проводить необходимую работу, денег нужно значительно больше. И недостающие гривни берутся из карманов тех же фермеров.
За последние годы в области заложены многолетние насаждения на площади 169,2 га. Только в 2000-м засажено 67,5 га (50,3 га садов и 17,2 га ягодников). 103 гектара подготовлено под новые посадки. Но чтобы за оставшееся до конца 2004 года время выполнить областную программу развития садоводства, посадить сады и ягодники на площади 822 гектара, необходимо как минимум 23,3 млн. грн. А вслед за посадкой сада и его обработкой появится другая неотложная проблема — строительство хранилищ для собранного урожая. Нужны хранилища и холодильники. А вот деньги на эти дорогостоящие нужды как раз и не выделяются. Областные власти, ассоциации фермеров, другие общественные организации слезно просят Киев выделить средства. По подсчетам, требуется лишь 2 млн. грн. В селе Шоломыя Пустомытовского района, о котором идет речь, уже определена необходимая территория, там есть и коммуникации. Дело за «малым» — деньгами...
Однако и государство понять можно. Выделяемые средства — безвозвратные, иначе говоря — дармовые. Тут и злоупотребить можно, что, очевидно, кое-где и происходит. Иначе откуда бы появиться слухам, что госпрограмму по садам намерены прикрыть? Хотя, как считают на Львовщине, это чуть ли не единственная эффективная программа в Украине, которая сегодня действительно работает. Но система финансирования должна быть прозрачной.
— Во Львовской области выделяемыми государством средствами распоряжается Главное управление сельского хозяйства облгосадминистрации, — говорит начальник управления Иван Стефанишин. — Однако свои визы при предоставлении денег конкретным фермерам обязательно должны поставить областная ассоциация фермеров и ассоциация «Львовсад». И кроме того, у нас постоянно работает контрольная комиссия. При выделении денег берется во внимание личность фермера, его образование, характеристика и параметры участка для возделывания сада и многое другое. Рассматривается масса заявлений, а помощь получают все же единицы. В 2001—2002 годах каждый фермер-яблочник был профинансирован в пределах 50 тыс. грн. Но эти деньги он на руки не получает: конкретные средства перечисляются под конкретные нужды, в том числе на закупку саженцев, столбов под шпалеры, средств ухода за садом и т.д. Поэтому весной прошлого года фермеры так затянули с посадкой саженцев в грунт. Ждали, пока наше министерство выделит деньги (только на Львовщине эта сумма составила 600 тыс. грн.), а потом нужно было закупить яблоньки в Польше... А вообще, учитывая рыночные отношения, сегодня необходимо менять исконно традиционную структуру посевных площадей. Практически во всех областях у нас засевалось одно и то же, поэтому возникали сложности с реализацией продукции. Мы понемногу начинаем ориентировать область на новые культуры и новые технологии. К примеру, в том же Пустомытовском районе в этом году выращивали сою и получили хороший урожай — 802 тонны. А в целом по области соей было засеяно 600 гектаров. Каждый собранный килограмм стоит три гривни. Так что переход на культуры, позволяющие маневрировать, даст возможность зарабатывать деньги. Это касается и гибрида подсолнечника, и рапса, получивших у нас широкое распространение. Собрали даже прекрасный урожай арбузов (не хуже херсонских!), правда, погода нас этим летом побаловала...
Трудно думать о львовских арбузах в морозный зимний вечер. Мы уезжали из хозяйства «Первоцвет», и, казалось, незащищенные от ветра яблоньки повернулись в нашу сторону, говоря на прощание: «Вот увидите, какими пышными и красивыми мы станем весной. Приезжайте!»