UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛУГАНСКИЙ «ПОМЕЩИК»

Как у нас, независимо от того, какая власть на дворе, относятся к тем, кто проявил себя и сумел обеспечить и себе, и тем, кто работает рядом, приличную жизнь?..

Автор: Сергей Кораблев

Как у нас, независимо от того, какая власть на дворе, относятся к тем, кто проявил себя и сумел обеспечить и себе, и тем, кто работает рядом, приличную жизнь? Правильно - их, мягко говоря, не любят и им завидуют. Когда в открытую, когда втихомолку. Успех, если и признают, то сквозь зубы, когда крыть сделанное нечем. Фермером и настоящим хозяином своей земли называют его друзья; помещиком - те, кто к таковым не относится. Так кто же он, человек, которому Европейский банк реконструкции и развития первому в Луганской области выделил кредит для того, чтобы он своим умением и трудом доказал, что Украина должна быть и станет страной, поставляющей свою сельскохозяйственную продукцию всему миру.

Справка

Богданов Виктор Анатольевич, 35 лет. Женат. Имеет двоих детей. Дочь Марина - 12 лет, сын Максим - 7 лет. Вся сознательная и несознательная жизнь Максима прошла на территории «Фермерского хозяйства Богданова», где он появился в 3-месячном возрасте и которое вместе с ним становилось на ноги. А начиналось все хозяйство с сарая, где будущий украинский «помещик» вместе с женой вырастил в далеком уже 1987 году партию бройлерных цыплят для местной заготконторы. Деньги, полученные в результате реализации «живого» товара, вложил в производство и... Довкладывался до того, что стал официальным представителем крупнейшей американской компании «Cargill» в Луганской области. Результат, говорящий сам за себя.

- Как я достиг того уровня, на котором нахожусь сейчас? Ответ до банального прост - трудом и учебой. То, что нужно работать не за страх, а за совесть, это - без сомнения, но не менее важно работать с умом. А для этого нужны знания. Пять лет, до того как организовали свое хозяйство, мы вместе с женой занимались самообразованием. Нанимали специалистов, слушали лекции, сами перерабатывали информацию, которая могла помочь нам в работе. Ведь тот объем знаний, который давали сельхозинституты, ну никак не подходил для ведения фермерского хозяйства, имеющего свои, специфические отличия от колхозов и совхозов. А когда появилась возможность через американскую организацию «Yoka», которая содействует развитию фермерства в Украине, пригласить для обучения специалистов высокого класса, мы сразу же ею воспользовались. По программе «Yoka» у нас было 12 специалистов по всем отраслям сельского хозяйства. И если до этого мы еще сомневались в правильности выбранного пути, то после общения с «нормальными» бизнесменами все сомнения отпали. А наш проект оказался в числе 23, победивших на конкурсе, устроенном коммерческим отделом при Посольстве США в Киеве, и меня, как представителя фирмы пригласили в США.

Со всех деловых встреч с американскими предпринимателями я вынес одно: для того, чтобы нам помогали, мы должны играть в бизнесе по тем же правилам, что и они. А для этого надо учиться. К сожалению, не все это у нас понимают и что самое печальное - просто не хотят учиться. Я, еще будучи председателем ассоциации фермеров Луганской области, имел возможность неоднократно убеждаться в том, что многие фермеры (и в большинстве своем из-за некомпетентности) даже не понимают, как лучше всего использовать выделенную им землю. А для того, чтобы этого не было, на мой взгляд, в нашем государстве нормой должно быть следующее:

1) четкий государственный механизм получения земли;

2) будущие фермеры должны получать профессиональную подготовку;

3) земля должна передаваться во владение только на конкурсной основе.

- Вы стали фермером еще в СССР. После его распада ваши единомышленники оказались в разных государствах. На ваш взгляд, что сейчас общего у фермеров СНГ и каковы перспективы украинского фермерства?

- К сожалению, общие у нас, пожалуй, только проблемы. Налоговая система, которая как будто специально в нынешнем виде существует только для того, чтобы уничтожать предпринимателей. Банки с их процентами за кредит, после выплаты которых на развитие хозяйства ничего не остается. Но в Украине, как мне кажется, больше шансов, чем в остальных странах СНГ, чтобы на полную мощность заработала фермерская система сельского хозяйства. Все дело в украинской «нефти и газе» - нашей земле. И очень много сейчас зависит от власти на местах. Нужно как можно быстрее налаживать систему экспорта сельхозпродукции. И, хоть звучит это как фантастика, надо начинать. Ведь в самом ближайшем будущем это будет основным источником поступления валюты для Украины. Что нужно делать? Во-первых, на местах (в области, регионе) должны четко определить программы экспорта зерна, мяса и другой сельхозпродукции. Создавать программы должны профессионалы, и начинать разрабатывать их следует уже сейчас, потому что это процесс длительный, на него может уйти год-два. Во-вторых, под эти программы мы должны получить кредиты. Деньги эти есть, надо только уметь их взять. И, в-третьих, программы должны иметь поддержку со стороны власти. Неважно, кто сегодня у руля - «левые», «правые», «националисты» или еще кто-нибудь - они обязаны их поддерживать, а для этого программу с самого начала нужно разработать так, чтобы она устраивала в первую очередь украинский народ.

Этот проект реально осуществить даже сейчас на уровне области - Луганской или Донецкой. Не забирать у сельхозпроизводителей последнее, а обеспечить реальные условия для продажи зерна - создать рынок зерна. Деньги пойдут в область. За счет налогов бюджет будет получать средства, а самое главное, у сельхозпроизводителей появится заинтересованность в своем труде. И когда это произойдет, наши сограждане наконец-то смогут нормально жить. А нас все время пытаются убедить, что наше зерно некачественное и что рынки сбыта давно насыщены... Все это ерунда. И зерно качественное, и продавать есть куда и кому. На украинском рынке уже работают серьезные европейские и американские компании, которые согласны покупать украинское зерно и другую сельхозпродукцию. И честное слово, престиж Украины не пострадает от того, что ее зерно продадут потом, допустим, в Африку или куда-нибудь еще, а скорее наоборот.

- Вам первому среди предпринимателей Луганской области предоставлен кредит Европейского банка реконструкции и развития под конкретный проект. В чем его суть?

- Это была не первая «победа» данного проекта. Он вначале победил на конкурсе, проведенном коммерческим отделом Посольства США в Киеве. И предоставляя его на рассмотрение специалистов, работающих по программе «Yoka», мы отдавали проект уже полностью готовым к работе. Он выдержал проверку во всех инстанциях, и в этом огромная заслуга моей жены, Натальи Ивановны, которая, являясь профессиональным экономистом (получила образование в США), подготовила его на самом высоком уровне. У проекта всего два, но очень больших плюса. Он - рентабелен и он - реален. А суть его в том, что на базе фермерского хозяйства я создаю фирму по прокату сельскохозяйственной техники. И в ее основу закладываю европейские технологии и надежную европейскую технику.

- Что будет с этого иметь Луганская область?

- Мы будем помогать в уборке урожая. Наши комбайны, в максимально сжатые сроки и при минимальных потерях - 1% от всего урожая, уберут и колхозные, и фермерские поля. А то, что это не пустые слова, подтверждает страда 1994 года, когда мы с нашей техникой убрали урожай за 5 дней, тогда как обычно на это уходило раз в 5-6 больше времени. Стоимость проката техники - 20 - 30% от убранного количества, в зависимости от культуры и урожайности. То есть то зерно, которое раньше все равно осталось бы в земле, мы будем брать в качестве оплаты, продавать его и за вырученные средства погашать кредит. Кроме этого, мы оказываем услуги по прессованию сена. У нас уже есть как малые пресс-подборщики, так и большие, производства Германии, которые выдают тюки весом от 300 до 500 кг. Есть техника по уборке зеленой массы на силос, косилки, и это только начало. В 1995 году наше фермерское хозяйство планирует закупить еще более мощную технику. Работать на ней будут профессионалы, которых мы специально подбираем и готовим. В феврале первая группа из 12 человек отправляется в Германию, где пройдет стажировку и пригонит технику в хозяйство.

- Виктор Анатольевич, будущее вашей семьи также связано с фермерством?

- А вы спросите у моего сына... Он хочет быть фермером. И для меня это огромный стимул в работе. Дети меня поддерживают, и я уверен: пройдет не так много времени и мы все вместе будем работать в одной команде, на нашей земле.

Вот такой современный украинский «помещик». Человек, который надеется только на себя и не сваливает неудачи на обстоятельства: «Не получилось что-то, значит не смог сделать сам». «Хозяин», у которого работает 40 человек и которые чувствуют, что о них заботятся. Начиная с бесплатного молока каждый день и заканчивая лекарствами, если, не дай Бог, человек заболел. Хозяин, у которого не воруют (мечта любого председателя колхоза), потому что проштрафившийся в течение 2 часов оказывается за воротами хозяйства. Хозяин, у которого техника после уборки стоит в боксах в таком состоянии, как будто она находится где-нибудь в Гамбурге, на выставке сельскохозяйственной техники, а не в селе Роскошном Лутугинского района Луганской области. Человек, о котором в Америке знают больше, чем у нас в Украине, и который хочет, чтобы все мы здесь жили так, как они живут там. И ей-Богу, глядя на то, что Богданов делает и что хочет сделать, хочется, чтобы таких «помещиков» - хозяев земли было у нас в Украине как можно больше.