Это похоже на адскую жару високосного маркетингового года. Например, температура воздуха, при которой начинает гореть кукуруза, — каких-то +35–40 ℃. Если же процесс продолжается более двух недель, то, считайте, значительная часть урожая исчезла просто на поле и денег от продажи тогда точно не увидеть — сплошное пепелище.
Аномальный сезон
«При температуре почвы +68–70 ℃ не спасет растение даже полив. При таких условиях ничего не растет. Ни одна зерновая культура не способна переносить такое издевательство». Это — из первых оценок последствий жары специалистов Укргидрометцентра.
И хотя жара наконец пошла на убыль, те же метеорологи говорят, что новая волна аномальной погоды может накрыть Украину уже в августе.
Снижение температурного режима в конце июля — начале августа несколько смягчило погодные условия, но для формирования урожая поздних сельскохозяйственных культур они так и остались фактически неблагоприятными.
В зоне риска — топовые экспортные кукуруза, подсолнечник, соя.
Пшеница и рапс проскочили между градусами. Их уже собрали. Есть больше 20 млн тонн пшеницы, однако ее качество сильно хромает, а темпы экспорта позволяют сделать предположение о том, что с мукой и хлебом на внутреннем рынке возможны нюансы уже осенью.
А вероятный диапазон сокращения урожая поздних культур, которые формируют основу валютной аграрной выручки страны, составляет 30% — таково мнение специалистов Укргидрометцентра.
Осторожное Минагро (здесь выбирать не приходится: его если не ликвидируют, то заставляют существовать в статусе в.и.о.) считает, что потери поздних культур могут составить до 15%. Более предметные заявления обещает осенью, когда урожай будет в закромах.
Трейдеры тоже согласны с тем, что урожай кукурузы и подсолнечника существенно ухудшается. Последний прогноз по кукурузе — 23,4 млн тонн (минус несколько миллионов от прошлогоднего). Потенциальный урожай подсолнечника срезали более чем на миллион — до 12,8–13 млн тонн.
Корректнее всего оценивают ситуацию те, кто работает в секторе давно и из года в год мониторит локальный и глобальный рынки. Эта группа сошлась во мнении, что проблемы с урожаем поздних носят точечный характер. Ведь пострадали все, хотя и по-разному.
Так, согласно данным Укргидрометцентра, в западных, северных и большинстве центральных и южных районов, в отдельных районах восточных областей был достигнут или на 1–3 °С превышен абсолютный максимум температуры воздуха второй декады июля за период наблюдений с 1951 года.
Есть ли выход? Может ли идти дождь, если на небе нет ни тучки? В любом случае наступило время научиться управлять влагой в почве. Интересно, что к осознанию необходимости руководить запасами влаги в почве украинские сельскохозяйственные предприятия идут разными путями.
Один из вариантов — орошение. Правда, здесь тоже есть проблемы: дефицит воды, за воду надо платить, за электричество тоже. А тут еще и электричество выключают из-за обстоятельств, при которых существует Украина. Есть еще и юридические проблемы.
Так или иначе, жара в этом году в который раз подтвердила, что объем агрозерна прямо зависит от погоды.
Минус 20–30%
Фермеры очень осторожно оценивают виды на урожай этого года поздних культур (вероятнее всего, где-то глубоко в душе рассчитывая на потенциал семян или технологии, или просто на небесную канцелярию) и ожидают цифру средней урожайности или точку безубыточности. Однако они честно признают, что снижения запланированных показателей кукурузы, подсолнечника, сои процентов на 20 не избежать.
В частности на Кировоградщине ожидают уменьшения урожая поздних культур на 30%.Ученые-аграрии фиксируют, что за 90 дней (с 21 апреля) дождь здесь был всего один раз.
Поговаривают, что на Виннитчине соя потеряла треть потенциала.
Черниговщина говорит, что будет минус 20−30%, но готова предметно говорить, когда соберет урожай.
Полтавщина, кукурузный лидер, обеспокоена не только поздними культурами. В целом урожай есть. Но именно во время налива и развития зерна из-за недостаточного количества влаги и большой жары пшеница не набрала возможную кондицию.
Это более высокие цены
Помните — чем меньше урожай, тем выше цены? Именно их обеспечила жара.
Хотя, с одной стороны, жаркое лето позволило потребителям лакомиться дешевыми арбузами, с другой — как ни парадоксально это прозвучит, жара толкнула вверх цены, например, на огурцы на локальном рынке.
Если цены на овощи, которые теоретически должны быть максимально доступными в сезон, кое-где не радуют отдельно взятого потребителя, то аграрии — от большого до малого — затаили дыхание и ожидают.
Фермеры придерживают хлеб на фоне полей с трещинами из-за дефицита воды. Цены оживают, потому что им для роста оптимальные запасы влаги в почве, как кукурузе, не нужны.
Сейчас кукурузу торгуют по 7400 грн/тонна (EXW), в июле средний показатель был 6700. В ноябре 2023-го (когда предложение возрастало, потому что как раз собирали) продать дороже, чем 4000 грн/тонна, было трудно.
Окончательно ценовой диапазон на подсолнечник нового урожая четких границ не имеет, но цены спроса повышаются. По состоянию на начало августа озвучивают 18 500—20 000 грн/тонна (CPT).
Вероятно, цены будут расти дальше. Насколько? Зависит и от соседей, потому что, например, в Европе тоже страдают.
Аграрии ожидают дальнейшего роста цен и заработков, потому что от финансовой составляющей зависит следующий сезон.
У соседей тоже минус
Аналитики ухудшили прогнозы урожайности почти для всех культур в ЕС. В частности Франция заявила, что урожай пшеницы будет самым плохим за последние 40 лет и на 25% ниже, чем результат прошлого года. Урожай подсолнечника и кукурузы в этом году может стать самым плохим с 2012 года в Болгарии.
Потенциал урожая кукурузы испаряется на глазах. Еврокомиссия снизила оценки по кукурузе до 60 млн тонн. Отдельные производители кукурузы в ЕС заявили об убытках и уже ожидают финансовую поддержку европейского кошелька.
В целом экспортные перспективы для Украины вырисовываются неплохие, даже если учесть, что кукуруза входит в перечень так называемых чувствительных продуктов в рамках договоренностей между Украиной и ЕС о режиме либеральной торговли продовольствием. Даже при активации опции «аварийный тормоз» на кукурузу проблем у экспортеров не должно быть, потому что пошлина на ввоз нулевая. Европе нужен фураж.
Есть ли у фермеров шансы иметь гривневые или долларовые успехи в третьем сезоне большой войны? Есть. Но заработки отдельно взятого хозяйства/компании прямо зависят от того, сколько вложено в отдельно взятый гектар, сгорели поля или не сгорели, какие технологии применяются. Детали решают все.
Как поведут себя цены — задача со звездочкой. Вопрос из вопросов: заработают ли аграрии, чтобы хватило на жизнь, обеспечить будущий сезон, поддержать своих на фронте, уплатить налоги в бюджет? Однозначно ответить сложно. Сейчас, несмотря на жару, тенденции ободряют аграриев. Более того, производители стараются диктовать цены на фоне роста спроса со стороны покупателей.
Не вызывает сомнений только один тезис. Цены будут расти. Экспортные, которые дают валюту фермеру, трейдеру, государству, — в зависимости от конъюнктуры мировых рынков. Локальные — в зависимости от силы конкуренции между трейдерами и пищевиками.
На потребительские товары цены уже растут. В частности, хлеб начал «смотреть вверх». Хотя в цепочке зерно—мука—хлеб последний дорожает медленнее всех, но пекари говорят, что буквально месяц-два — и ценники повысятся на 20–30%. На фоне неутешительных разговоров об урожае и конкуренции на сырье начинает дорожать и подсолнечное масло.
***
Сельскохозяйственное производство в Украине существенно меняет лицо не только из-за войны, но еще и из-за изменения климата. И это наконец нужно осознать. Тема орошения все чаще будет звучать в комментариях чиновников и успешных примерах хозяйствования фермеров.
Надо привыкать к погодным аномалиям и учиться работать в экстремальных условиях. Потому что иначе заработков не видать. Чтобы иметь успешный аграрный бизнес, нужно быть одновременно агрономом, ученым, трейдером, следить за новациями в мире технологий, уметь рисковать, но продуманно и грамотно. Постоянно экспериментировать и искать свой алгоритм — как при всех негативных условиях выйти победителем.