UA / RU
Поддержать ZN.ua

КУРС ХЛЕБА

Не исключено, что в скором времени организация биржевого сельхозрынка в Украине приобретет невиданное доселе ускорение...

Автор: Светлана Рябошапка

Не исключено, что в скором времени организация биржевого сельхозрынка в Украине приобретет невиданное доселе ускорение. По крайней мере, соответствующее постановление «Об ускорении...» за номером 916 уже подписано и опубликовано. Минсельхозпрод разослал заинтересованным сторонам свое произведение - «Типовые правила организации биржевых торгов». Разработана даже целая концепция того, как нужно торговать аграрной продукцией. Но пить шампанское по поводу рыночных успехов в аграрном секторе рано. При ближайшем рассмотрении оказалось, что за крутым «рыночным» текстом постановления и концепции читается вполне антирыночный подтекст...

Клуб любителей «дельты»

Статистические данные за октябрь засвидетельствовали, что индекс потребительских цен неуклонно возрастает. Минстат подлил масла в огонь, показав динамику роста цен на различные группы товаров. И тут выяснилось, что самый стремительный рост был зафиксирован на хлебобулочные изделия. То есть именно на ту продукцию, которая формирует минимальную потребительскую корзину и является, как у нас принято считать, социально значимой. В самом деле, цены на хлеб влияют и на величину необлагаемого налогом минимального дохода, и на заработные платы, а следовательно - на величину соответствующих бюджетных затрат. Безусловно, такая ситуация не принесла радости кабминовским властям, которые принялись делать все, что могут. А могут наши власти только одно: искать и находить виновных. Почему повысились цены? Оказывается, вовсе не потому, что бюджетное поведение правительства не слишком разумно, и не потому, что к первому ноября правительство исчерпало все мыслимые лимиты первичной эмиссии на финансирование дефицита бюджета. Оказывается, цены на хлеб растут потому, что существует и функционирует Украинская аграрная биржа, единственное место в Украине, где цены складываются рыночным образом. Из постановления КМ №916 явствует, что для правительства просто хуже не бывает, чем когда биржевой рынок формирует цену на сельхозпродукцию под влиянием чисто экономических факторов. Гораздо приятнее ситуация, когда, не имея развитой сети сбыта и не зная толком цены, товаропроизводитель вынужден заниматься бартером при посредничестве государства. Несколько лет назад для предприятий системы госпоставок были установлены соотношения товарообмена сельхозпродукции на горюче-смазочные материалы, удобрения и т.п. Соотношения эти устанавливались на основании государственных закупочных цен. Сплошь да рядом заключались бартерные контракты по обмену в соотношении 1 тонна дизтоплива за 3 тонны пшеницы. Реальное же соотношение, как показали биржевые цены, составляет 1:1,6. Ничего себе разница - «дельта»?.. Ясно, что как только заработал биржевой механизм установления цены, разрыв между ценами внутренними и мировыми начал сокращаться (хотя и сейчас внутренние цены на сельхозпродукцию ниже мировых в полтора-два раза). Шаровая «дельта» начала стремительно уменьшаться. Тем, кто привык играть на разнице между внутренними и внешними ценами на сельхозпродукцию, это, безусловно, очень не понравилось. Именно из этих, приближенных к императору, кругов и началось массированное наступление на биржу. При этом государство фактически отказалось от цивилизованного способа влиять на аграрные цены: подготовленный указ Президента о создании Агентства по регулированию рынка сельхозпродукции, которое, представляя интересы государства, занималось бы регулированием цен на бирже с помощью «зерновых интервенций» либо скупки продукции сельхозрынка, этот указ так и не был подписан. А ведь пресловутый госресурс, который сейчас лежит мертвым грузом где-то в закромах, мог бы быть использован для поддержания стабильности цен.

Экспортные страдания

А уж когда было принято постановление №768, по которому экспорт сельхозпродукции, проданной на бирже, освобождается от всяческих нетарифных ограничений (квот, лицензий) - тут-то экспорт и оживился и цена, соответсвенно, пошла вверх. В околоправительственных кругах, привыкших кормиться за счет разницы цен, о которой мы говорили выше, забили тревогу. Ситуация стала напоминать заунывную историю с фиксацией курса доллара в 93-м. Мол, рынок приносит мировую цену - значит, не надо нам рынка - лучше все зафиксировать (и поделить между собой разницу).

История 768-го, «экспортного», постановления в этой связи заслуживает особого внимания. После того, как Евгений Марчук поставил свою подпись на этом документе, постановление пролежало три недели в сейфе одного из самых высокопоставленных кабминовских чиновников. И только под давлением премьера постановление за номером 768 было извлечено на свет Божий, опубликовано и вступило в силу. Следует заметить, что за три недели такого перекрытия кислорода операции на аграрной бирже практически остановились. Компании, которые играли на разнице цен, и после выхода постановления не захотели отказаться от шальной «дельты», построившись журавлиным клином, потянулись в Минсельхозпрод и МВЭСТ - за квотами и лицензиями на экспорт того же зерна, но - помимо биржи. Ведь режим квотирования и лицензирования никуда не делся - для внебиржевых закупок он и сейчас в силе. А там, где есть квоты, ограничения, там всегда и обязательно присутствует та самая «шаровая» прибыль, из-за которой и разгорелся сыр-бор...

А биржа - кто?

Отчасти благодаря сохранению такого режима биржевой рынок сельхозпродукции в Украине не репрезентативен. Да, УАБ приносит аграриям реальные деньги, но торгуется на бирже не более 10% от общего объема продукции. Естественно, при такой узости биржевого рынка не исключены ценовые неожиданности, но давайте все-таки вспомним, что биржа существует для спекуляций. И чем больше агентов играет на бирже, тем меньше вероятность резких колебаний цены, а если и государство захочет вступить в игру, то, как и было сказано, с помощью госрезерва оно вполне в состоянии оказывать решающее воздействие на итоги торгов.

Тут самое время посмотреть, что представляет собой биржевой рынок сельхозпродукции, на какой законодательной базе покоится хрупкое здание аграрного благополучия. Увы - нет такой базы. Довольно многочисленные товарные биржи и биржечки, на которых заодно с металлом и автомобилями иногда немножко торгуют зерном и подсолнечником, действуют на основании весьма размытого закона о товарной бирже, по которому любой кооператив со смехотворным уставным фондом может назваться биржей и приступить к спекуляциям. И если правительство так озабочено успешной организацией биржевого сельскохозяйственного рынка, то пора бы уже подумать о применении к существующим квазибиржевым образованиям элементарных нормативов ликвидности. Ведь понятно же, что биржа, обязанная гарантировать контракты, должна быть солидным финансовым учреждением. Не дай Бог лопнет завтра - вот крику-то будет...

В проекте правительственного постановления на биржевую тему норматив ликвидности присутствует. Но очень своеобразный: «установить, что в составе основателей и членов аграрных бирж должно быть не меньше половины отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей и представителей перерабатывающей промышленности». Ничего себе ликвидность, когда на бирже учредителями, брокерами и торговцами выступают компании, у которых исторически нет денег: земля не закладывается, а курятники стары и никому не нужны. То есть практически отвечать по обязательствам перед собственными контрагентами все эти «установленные» правительством компании просто не могут. И это при том, что, в отличие от, скажем, валюты, сельхозпродукция - товар не стандартизированный, риски на аграрных торгах значительно выше, чем на валютных. И - никаких гарантий?..

Продовольственная группа товаров осталась последней группой, цены на которую регулируются. Если удастся преодолеть этот рубикон, Украина получит качественно новый режим ценообразования. Пока же ситуация складывается не в пользу биржевого рынка. Простое и заманчивое решение - фиксация цены на сельхозпродукцию - приведет «всего лишь» к оттоку капитала за кордон, увеличению отрицательного сальдо торгового баланса Украины и, конечно же, к новому дефициту бюджета.