UA / RU
Поддержать ZN.ua

«КОЗЫРНЫЕ» ЗАКРОМА

Не знаем как где, а здесь, на юге, отчетливо видно, как меняется отношение к хлебу. К тому, выпеченному, что продается с лотков или в магазинах, и к тому, что зреет нынче на полях...

Авторы: Елианд Гоцуенко, Надежда Гоцуенко

Не знаем как где, а здесь, на юге, отчетливо видно, как меняется отношение к хлебу. К тому, выпеченному, что продается с лотков или в магазинах, и к тому, что зреет нынче на полях. Перешедшая гривневый кордон хлебная буханка не только породила у горожан, неизбалованных высокими зарплатами, обоснованную тревогу, но и вызвала всплеск вполне понятного почтения к труду хлеборобов, от результатов которого, как оказалось, очень зависит благосостояние всех нас.

В нынешнем сезоне на сельскохозяйственную карту, где козырное место занимает зерно, поставлено очень много. Ситуация подогревается еще и тем, что нынешний сельскохозяйственный год — первый после радикальных реформ, массового перехода от коллективной собственности к частной. И как бы ни складывались погодные условия, о реформе, можно быть уверенными, будут судить по выращенному урожаю и его сохранности, — вплоть до цены, доступности тех самых выпеченных буханок, повышение цены на которые так обеспокоило людей.

Приближение часа, когда можно будет сравнить цену осенне-весенних затрат и летней отдачи, лучше всего чувствуется на хлебоприемных пунктах (ХПП). На которых нынче развернулась настоящая страда. Корреспондент «ЗН» побывал на Трикратском комбинате хлебопродуктов. Коллектив этого предприятия одним из первых пошел на приватизацию, акции в основном остались в самом коллективе. И, по мнению его директора Валерия Прокопчука, именно это обстоятельство поспособствовало особо тщательной подготовке к сезону. Своими силами здесь приготовили к приему нового урожая складские помещения, провели в большинстве из них реконструкцию. Вступила в строй первая очередь крупяного завода, и теперь селяне могут не только хранить здесь зерно, но и, когда потребуется, переработать пшеницу, ячмень, просо и получить готовые крупы. Став хозяином предприятия, коллектив вкладывает средства в расширение производства. Одновременно с оперативными работами по завершению последних приготовлений в хлебной лаборатории, весовом хозяйстве здесь строят зерносушилку с тем, чтобы при любых погодных условиях обеспечить сохранность хлеба.

В общем-то для всех 24 хлебоприемных пунктов области, которым надлежит в нынешнем сезоне принимать хлеб, наступили «горячие» дни. Все материальные и финансовые ресурсы направлены на завершение работ и внедрение эффективных нововведений. Вот оперативные данные. На приемке зерна будут работать 237 авторазгрузчиков, из которых 94 процента уже готовы приступить к работе. Для очистки зерна подготовлено около 100 высокопроизводительных сепараторов. В одном из лучших в Украине элеваторов — портовом львиную часть заработанной в прошлом году прибыли пустили на укрепление материально-технической базы, здесь пошли дальше всех, полностью перейдя на компьютерный контроль за приемом продукции, ее распределением и сохранением. Известно ведь, что зерно теряется не только на поле, по дороге на ток, оно может снижать свои качества и на элеваторе, если хранение там будут производить ненадлежащим образом, по старинке…

В нынешнем сезоне на николаевских элеваторах расширяется применение такой прогрессивной и улучшающей качество зерна технологии, как активное вентилирование. Дополнительные установки в этом сезоне будут введены в действие на Очаковском, Новоодесском и Каменно-Мостовском ХПП.

В общем-то знакомство с состоянием элеваторов не вызвало сомнения в том, что они способны принять и надежно сохранить весь выращенный урожай. Тут, как говорится, проблемы нет… Все, как всегда. Но это как раз и вселяет опасение. В ходе бесед с руководителями и специалистами создалось впечатление, что их головы болят из-за того, что те емкости, которые сегодня так тщательно готовятся к приему нового урожая, будут не до конца заполнены… И не только потому, что урожай, может статься, может оказаться меньше, чем рассчитывают. Многие производители зерна могут и не воспользоваться услугами ХПП.

Проблема взаимоотношений производителей зерна и тех, кто его принимает на хранение, в последнее время обострилась. Дело в том, что мощные элеваторы, рассчитанные на прием большого количества зерна, вследствие некоторого снижения урожая, иных причин, начали заполняться далеко не полностью. В результате часть дорогостоящих площадей пустовала, оборудование использовалось не на полную мощность, что не могло не сказаться на затратах в расчете на тонну хранящегося зерна. Это, так сказать, объективная причина. Есть и субъективная. Став монополистами, ХПП перекладывали трудности своего становления и переоснащения на плечи производителей, принудив их платить, сколько потребуют. Тем более что настоять на своем было проще простого: зерно, которым обычно и расплачиваются селяне, находится-то на элеваторах в качестве своеобразного «заложника»…

Как видим, ситуация во взаимоотношениях «производитель зерна—элеватор» складывается примерно так же, как несколько лет назад складывалась между мощными мясокомбинатами и поставщиками мяса. Вспомним, как налоговое бремя, вкупе с ведомственными амбициями монополистов, привело к тому, что тогдашние колхозы-производители, прижатые к стенке произвольными ценами, стали торговать мясом на рынках, открывать мелкие, но собственные перерабатывающие предприятия. И этим самым загнали гигантов-монополистов в тупик, выход из которого один — банкротство. Большие государственные средства, вложенные в огромные предприятия с современным оборудованием и обученным персоналом, вследствие просчетов во взаимоотношениях с партнерами были пущены на ветер. И только с недавних пор, наученные горьким опытом, некоторые из мясокомбинатов начинают подниматься, находить общий язык с селянами. Конечно же, мелкие перерабатывающие предприятия со временем вырастут в более крупные, но сколько средств будет потеряно зря из-за таких вот стихийных, нерегулируемых перепадов.

Нечто подобное может случиться и в технологической цепочке «зернопроизводитель— хлебоприемный пункт». Спросите любого руководителя сельхозпредприятия, фермера о его взаимоотношениях с партнером, которому он отвозит хлеб на хранение, — и вы услышите массу нареканий. Производители зерна справедливо полагают, что, поскольку они хозяева, то вправе распоряжаться своим хлебом так, как считают нужным. Увы, это получается не всегда. У монополиста-элеватора есть тысяча причин, чтобы «усушкой-утруской» и т. д. присвоить себе часть хранящегося на складах зерна.

У руководителей ХПП, естественно, существуют свои контраргументы. Они полагают, что именно зернопроизводители должны покрывать расходы, связанные с амортизацией дорогостоящих складов и оборудования, в том числе и тех, которые не заполнены. Что из этого выходит? Да ничего хорошего.

Еще пять-шесть лет тому назад наиболее дальновидные руководители сельхозпредприятий начали отказываться от услуг элеваторов и расширять (или строить) собственные зерновые склады. Это оказалось выгодным, поскольку руководитель в любое время мог распорядиться собственным зерном, реализовывая его тогда, когда цены складывались повыгоднее, да и обходилось домашнее хранение зерна намного дешевле. Реакции на эти первые действия не последовало. Спохватились монополисты много позже, когда процесс начал приобретать массовый характер. Скажем, только в одном Братском районе уже два, притом самые мощные, сельхозпредприятия обзавелись собственными зерноскладами с необходимым оборудованием, включая зерносушилки. Фермер Станислав Дьяченко из Ульяновки тоже закупил и смонтировал на своем дворе мини-элеватор. Его примеру последовал фермер из Новоалександровки и ряд других. Не так давно пришлось беседовать с группой фермеров из Березнегуватского района, которые создали довольно перспективное объединение и каждый из которых взял в аренду от 500 до 1000 гектаров распаеванных земель. Так вот, все детально подсчитав, они решили специально закупать импортное оборудование и срочно строить собственную емкость для хранения зерна.

Процесс размежевания и выход из «подчинения» элеваторов идет гораздо быстрее, чем потенциальные партнеры на это реагируют. Да, в общегосударственном масштабе была предпринята попытка не допустить того, что произошло с теми же мясокомбинатами, сгладить противоречия с тем, чтобы использовать мощную материально-техническую и складскую базу имеющихся ХПП для общего блага. Как известно, была предпринята попытка сделать сельхозпредприятия-производители заинтересованными в развитии и совершенствовании хлебоприемных баз. Именно в руки производителей хлеба были переданы контрольные пакеты акций ХПП. Но, увы, эта сфера услуг оказалась уж очень привлекательной, а жизнь сельхозпредприятий — хлопотной и непредсказуемой. Кто по нужде, а кто и по каким-то другим соображениям продал свои акции коммерческим структурам, и сейчас ситуация с собственностью довольно запутана. Ясно одно — контрольных пакетов акций элеваторов у сельхозпроизводителей в основном нет. И политика хлебоприемных предприятий мало зависит от воли хозяев земли.

Тем не менее появление конкурентов сказывается и на позиции вчерашних монополистов. В отделе экономики областного дочернего предприятия государственной акционерной компании «Хлеб Украины» нам удалось узнать, что рассматривается вопрос о том, чтобы снизить тарифы на хранение зерна, привести их, как выразился специалист, «к европейским нормам». Это уже радует, ибо в цивилизованной Европе к труду крестьянина относятся с большим уважением и не стараются возложить на него проблемы хранителей и переработчиков зерна.

Напор конкурентов и опасение, что огромные мощности останутся незаполненными, побудили хлеборобских партнеров всерьез заняться поиском путей снижения себестоимости хранения хлеба. Показательно, что одновременно с подготовкой материально-технической базы к приему нового урожая на многих ХПП проводятся работы по консервации тех емкостей, которые в этом сезоне не понадобятся. Скажем, хлебная база на станции Кавуны Арбузинского района располагает самым большим в области элеватором, где можно хранить 149 тысяч тонн зерна, к тому же есть еще и зерносклады — около 200 тыс. тонн емкостью. Такого количества зерна сюда давно уже не поступало и, судя по всему, в ближайшее время не поступит. Поэтому значительное число складских помещений и лишнее оборудование решено законсервировать.

В условиях юга Украины основной хлеб — это озимая пшеница. Именно она составляет главную хлеборобскую надежду. Но нынче, когда по условиям осени оптимальные площади занять под озимь не удалось, не менее важной станет и отдача яровых посевов. Ячмень в зерновом клине занял важное место. Площади под зерновыми (360 тысяч га озими и 190 тысяч — ярового ячменя) при нормальных погодных условиях способны привести к валовому сбору в 1,5 миллиона тонн. Но это — при нормальных погодных условиях. Нынешняя же весна преподнесла много сюрпризов. Резкие повышения температуры до 27—28 градусов в сочетании с очень редкими в этом регионе майскими заморозками, длительные периоды засухи — все это негативно сказалось на состоянии зерновых посевов.

В этих условиях только примерно 180 тыс. га озими гарантируют приличный урожай. В то же время еще порядка 180 тыс. и весь яровой клин могут дать приличную отдачу лишь тогда, когда посевы «подправят» дожди. В нынешнем сезоне создалась довольно необычная ситуация с влагой, которая на юге всегда в дефиците: вследствие влажной зимы и ранней весны влаги в метровом слое оказалось больше обычного, в то же время на поверхности в 20—40-сантиметровом слое в результате необычно ранней весенней засухи создался ее острый дефицит. Именно это обстоятельство ставит под угрозу развитие яровых культур и… в то же время дарит надежду.

Впрочем, как бы ни складывались обстоятельства в последний месяц перед уборкой зерновых, ясно одно: большие и малые элеваторы не будут «трещать» от избытка зерна. Ведь дело, как мы уже знаем, не только в погоде. В нынешнем хлеборобском сезоне, по своей сути переходном, из-за прошлогодних упущений в области остались необработанными 400 тысяч га. Тем не менее, именно в этом году есть шанс приступить к стабилизации зернового производства. По инициативе председателя облгосадминистрации Алексея Гаркуши в области разработана и внедряется широкомасштабная программа развития зернового хозяйства. С учетом введения в оборот 400 тысяч га необработанных земель нынешней осенью озимой пшеницей планируется занять не менее 700 тыс. га. Это в два раза больше, чем засеяно под урожай нынешнего года. Планируется, что наиболее прибыльные зерновые культуры в структуре посевов 2001 года займут уже порядка 60 процентов. Поэтому самое время позаботиться о порядке в закромах.