UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАПЛЯ МОТОР МОЧИТ

Если бы Бог хотел, чтобы украинцы работали только головой, он создал бы нас колобками. А так... Из пр...

Автор: Владимир Чопенко

Если бы Бог хотел, чтобы украинцы работали только головой, он создал бы нас колобками. А так... Из практики известно: прочие части тела менее продуктивны в процессе думания, поэтому у тех, кто думает ими, и результаты соответствующие. Точно известно: в шестой раз, как раз накануне жатвы, цены на горюче-смазочные материалы взлетают почти наполовину, вынуждая крестьян за бесценок распродавать припасенные зерно, сахар, пускать под нож скот. У хлеборобов — своя арифметика, у дипломированных чиновников — своя, но сидеть шесть лет подряд в одном и том же классе, согласитесь, это — позор для национальной системы образования. Тем более когда риторический вопрос «Чем убирать урожай?» включает не только проблему солярки, но и наличие комбайнов, двигатели которых и орошает нагло подорожавшее горючее.

По данным Минэкономики, ситуация на рынке нефтепродуктов просто сказочная: ресурсов хватает! В течение мая нефтеперерабатывающие заводы Украины «проглотили» 1,7 млн. тонн нефти, а за первую половину июня — 870 тыс. Из последней произвели 255 тыс. тонн дизтоплива и 200 тыс. — бензина. В этом месяце предполагается поставить около 480 тыс. тонн солярки и на сто меньше — автобензина. Если добавить еще и излишки нефтепродуктов на НПЗ, то, на первый взгляд, все обстоит благополучно: пей — не хочу!

И аграрии захлебываются. Но не от обильного производства «движущей силы», а от цен на нее. Здесь такой расклад: или тяпнуть «огненной воды» и проснуться в другом государстве, или же пожертвовать утаенную от жены «заначку» на литр солярки. Оптовая цена последней (без доставки) за май-июнь повысилась на 38%, бензина — на 64%.

Чем же вызван столь резкий скачок при идиллической внутренней ситуации с горючим?

Аналитики объясняют это четырьмя факторами: ростом почти на 50% мировых цен на нефть; повышением Россией с 1 июня экспортной таможенной пошлины с 9,2 до 20,4 долл. за тонну нефти; снятием в РФ ограничения квот на экспорт нефти в страны дальнего зарубежья; значительными поставками дизтоплива на экспорт (в мае из Украины вывезли 223 тыс. тонн). Соответственно, наше государство, более чем на 90% зависящее от российских нефтяных инъекций, охватила ценовая горячка. Сбить ее смогла бы диверсификация потоков, но правительство, судя по всему, слишком вяло ищет потенциальных партнеров. Крайними снова стали аграрии.

Министр Сергей Рыжук сознается:

— У аграрного ведомства нет рычагов, чтобы «приструнить» цены на топливо. По нашим расчетам, для проведения уборочных работ на приобретение дизтоплива в пиковый ценовой период крестьяне потратят 160 млн. грн., что равнозначно изъятию у хозяйств почти миллиона тонн зерна. У кого же нет «живых» денег — пустит под нож свинью, корову... Этого мы больше всего опасаемся — потерь и без того поредевшего поголовья, ведь чтобы купить тонну солярки, нужно продать четыре центнера свинины или шесть — говядины.

Вот вам и «паритет» цен! Именно он приобрел исключительную остроту в текущем году. Подсчитаем: почти трехкратное снижение закупочных цен на молоко и наполовину — на мясо. При таком обвале только по этим видам продукции да еще и при объемах их реализации на уровне 2001 года сельхозпроизводители недополучат почти 1,5 млрд. грн., а это — половина фонда зарплаты в АПК. А тут еще и подорожание горючего! Естественно, оно «съест» все 800 млн. грн. прибыли, с которыми аграрный сектор завершил год минувший. Да, треть хозяйств заблаговременно запаслась и соляркой, и бензином. Это так называемые зажиточные. Вторая категория сельхозформирований балансирует на грани: она или подтянется до лидеров, или же пополнит ряды «лежащих». А третья группа хозяйств без кредитов и помощи — государственной и соседей — не выживет.

Даже несмотря на то, что в сельхозпредприятиях, фермерских хозяйствах, обл- и райагроснабах сейчас горючего на 12% больше, чем в этот же период 2001 года (183 тыс. тонн дизельного и 57 тыс. — бензина), для полного удовлетворения технологической потребности на июнь (267 тыс. тонн солярки и 147 тыс. — бензина) крестьянам придется здорово поднапрячься. В целом же уборка ранних зерновых и зернобобовых поглотит 891 тыс. тонн дизтоплива и 469 тыс. — бензина. Запасы мизерные, если сравнивать со временами, когда колхозам в принудительном порядке приказывали иметь трехмесячный запас горючего. Привычка держать в цистернах НЗ дает основания обвинять аграриев в завышении потребностей, что подтверждается многими цифровыми данными. Так, нефтепереработчики в 1999 году зафиксировали, что вместо заявленных 247 тыс. тонн дизтоплива в месяц сельхозпредприятия реально использовали 175. Расхождения наблюдались и в последующие годы. Впрочем, оставим их на совести тех, кто не пашет, не сеет, не жнет.

Реальным инструментарием, который помог бы выпутаться из нынешних топливных сетей, могли бы стать льготные кредиты, однако темпы привлечения их несколько замедлились. Объемы выданных кредитных ресурсов почти на 20% меньше, чем в прошлом году. Руководители регионов все еще надеются на снисходительность коммерческих банков, которые, возможно, сжалятся над бедным аграрием и снизят процентные ставки. Станут ли альтруистами банки «Национальный кредит», Эксимбанк, Укринбанк, Западно-Украинский коммерческий банк, Укрсиббанк, чьи ставки достигают 37% годовых при ставке рефинансирования Нацбанка в 10%? Но руководители низовых сельскохозяйственных предприятий посылают во все государственные структуры петиции об оказании помощи в получении льготных кредитов, а начальники облсельхозуправлений за четыре месяца не удосужились подать в МинАП один реестр о привлечении удешевленных средств, аргументируя такую «сверхоперативность»... занятостью.

Нехватка горючего может привести к тому, что многие засидятся на старте, а то и вообще останутся со своими комбайнами на привязи. А кому повезет напоить агрегаты, будут молить Бога, чтобы они не подвели в поле. Угроза застрять монументом в хлебах более чем вероятна, поскольку парк уборочной техники уменьшился против прошлого года еще на 4,2 тыс. единиц, а 80% оставшихся — технически изношены. Поэтому средняя нагрузка на комбайн за последнее десятилетие возросла со 113 гектаров до 255, а в зоне степи — втрое (для сравнения: в США, Франции и Германии этот показатель в пределах 50—70 гектаров). При ожидаемой 95-процентной готовности (на сегодня — 73%) технические возможности имеющегося парка комбайнов позволят собрать хлеб в оптимальные сроки лишь на трети площадей, на остальных — сроки растянутся вдвое и больше, поэтому неминуемы потери значительной части выращенного.

Двум миллионам гектаров зерновых ни солярка, ни комбайны уже не потребуются: после природных ударов напрасно ждать от них весомой отдачи. Юг первым подтвердил самые худшие прогнозы: урожайность озимого ячменя в Одесской области вдвое ниже, чем в прошлом году. По сравнению с 2001-м годом Украина соберет жалкий урожай — в пределах 32 млн. тонн. И как это ни обидно, но нереализованную программу «Зерно-02» уже можно списать в архив. Еще до начала большой жатвы. На что рассчитывают те, кто держится на плаву? Поскольку на механизированных «коней» голод, придется вспомнить годы становления колхозного строя и запрячь настоящих лошадей. Но и их табун существенно поредел...

Комплекс аграрных негативов настолько встревожил членов комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений, что они, несмотря на партийно-фракционную принадлежность, единогласно инициировали еще до парламентских каникул заслушать отчет правительства по этим вопросам. Подобная спешка объясняется и тем, что вслед за жатвой, без передышки, начинаются осенне-полевые работы. И если правительство проворонило ситуацию с горючим накануне уборочной, то, возможно, успеет уравновесить цены хотя бы на следующем этапе хлеборобского цикла?

Претензий к Кабмину у депутатов-аграриев целый ряд. Мало проводить ежедневный мониторинг цен на нефтепродукты по всем регионам Украины, необходимо кардинально влиять на них. Т.к. ценовую «вилку» от 2,30 грн. за литр бензина до гривни в течение лишь одного дня иначе как аномальным явлением не назовешь. Тем более, что не секрет — при ректификации-крекинге сырой нефти каждая тонна приносит ее владельцу 200 долларов навара.

— Правительство имеет серьезные рычаги для регулирования ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов, даже без принятия Верховной Радой соответствующих изменений в законах, — считает народный депутат Олег Юхновский, секретарь аграрного комитета, знаток дизтопливно-бензиновых коллизий. — Прежде всего вспомним Меморандум текущего года о согласованности действий по регулированию рынка нефти и нефтепродуктов, подписанный правительством и владельцами НПЗ. Стороны договорились, что правительство будет способствовать созданию условий для роста объемов поставок нефти в Украину и экономической привлекательности ее переработки на отечественных нефтеперерабатывающих предприятиях, а при подготовке решений, способных повлиять на рынок нефтепродуктов, будет сотрудничать с представителями компаний на экспертном уровне. Кроме того, предполагалось, что Кабинет министров совместно с компаниями разработает процедуру экстренного реагирования на изменения, происходящие на рынке, и соответствующие меры по их регулированию. Со своей стороны украинские нефтетрейдеры обязались обеспечивать стабильные цены. Почему нарушаются договоренности? Мы ждем от Кабмина не только экономических решений, но и политической воли. Но слышим лишь красивые обещания.

Есть предложение создать резервный фонд топливно-энергетического обеспечения агропромышленного сектора, направив нефть собственного производства исключительно на нужды села. Пусть в госрезервовских цистернах хранится определенное количество горючего, которое в определенный момент можно выбросить на биржи, аукционы, чтобы смягчить ценовые прыжки. Кое-кто считает, что новое — это хорошо одетое старое, и ратует за льготные поставки светлых нефтепродуктов. Такой прецедент у нас был, когда совместные предприятия монополизировали рынок нефтепродуктов. Верховная Рада приняла соответствующие изменения в законодательство, разрешив ввоз сырой нефти в Украину без уплаты НДС, поставки светлых нефтепродуктов без ввозной пошлины. Введенный механизм позволил значительно расширить круг поставщиков, стабилизировать ситуацию на рынке горюче-смазочных материалов, загрузить отечественные нефтеперерабатывающие мощности. Поэтому сегодня к вопросу импорта следует подходить очень взвешенно...

Действительно ли аграрии надеются на помощь правительства? Скорее — золотой рыбки. Из высоких кабинетов звучали обещания в кратчайшие сроки стабилизировать рынки молока, мяса. Не слушаются те столичных боссов... Поэтому крестьянину хочется поймать золотого карася и попросить выполнить одно-единственное желание. Догадываетесь, какое?!