Жатва на Тернопольщине обычно начинается на две недели позже, чем в южных регионах. Но так уже сложилось, что «стартовые позиции» в течение последних лет в регионе сравнительно выше, чем на юге Украины или даже в соседних областях. Меньше вымерзает озимых (хвала погодным условиям!) и обработаны они лучше (хвала предусмотрительности аграриев!). Но последний рывок, за которым — расцвет земледелия в области, из года в год сделать не удается. Возникают непреодолимые «объективные обстоятельства» — то грибковые болезни зерновых культур, то ледовая корка, частично уничтожившая озимые, то, в итоге, неблагоприятная конъюнктура цен на зерно... Как только отступает одна причина, сразу появляется другая. И региональная программа «Зерно-2001—2004», предусматривающая ежегодный валовой сбор 1 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур, имеет все шансы войти в историю как провальная.
А недавно надежды местных сельхозпроизводителей на хороший урожай снова были похоронены. Ураган, бушевавший в области 12 июля, «унес» с собой, по приблизительным подсчетам, свыше 50 тыс. тонн зерна. «Но убытки есть чем компенсировать, — сразу заверил журналистов первый заместитель председателя облгосадминистрации Владимир Гладун. — В этом году зерновых культур в области посеяно на 70 тыс. гектаров больше, чем в прошлом».
Другие «компенсационные» аргументы? При первых обмолотах средняя урожайность озимой пшеницы достигает 29—30 центнеров с гектара, что на 7—7,5 центнера выше прошлогодних показателей. Вал зерна в области обещает быть не таким уж и малым — на уровне 870 тыс. тонн, из которых более полумиллиона тонн — зерно продовольственное. Такое количество зерна позволит полностью сформировать семенной фонд, обеспечить годовую региональную потребность, рассчитаться за аренду земельных паев, погасить долги по зарплате в частных аграрных предприятиях и активно продавать зерно за пределы региона. Но чиновники неохотно говорят о том, что урожай еще нужно вовремя собрать. И это — исходя из опыта прошлых лет — было бы наибольшим достижением для тернопольских аграриев.
У сельхозпредприятий зерноуборочной техники с каждым годом остается все меньше и меньше. Если в период жатвы-2000 по полям бегали свыше 2500 комбайнов, то теперь этой машинерии почти на тысячу единиц меньше. А за собственные средства или же с привлечением долгосрочных кредитов аграрии в текущем году приобрели только около десяти новых или неновых зерноуборочных комбайнов. Так чем же собирать урожай, чтобы уложиться в сроки косовицы?
Хозяйства надеются на период жатвы одолжить почти триста машин в южных областях. Их наивности впору петь гимн! Поскольку у других регионов — свои интересы. Например, в Крыму, Одесской области местная власть распорядилась строго: пока не соберете все зерновые, никуда не отправитесь. На границах с соседними областями были выставлены милицейские посты. А если чужие комбайны начнут спасать нивы Тернопольщины где-то в 20-х числах августа, когда страда на юге Украины уже завершится, это будет означать потери минимум 20—25% урожая. Такое случалось не раз!
Однако ощутит ли потребитель хлебное изобилие? Более-менее четкий рыночный механизм формирования государственных ресурсов продовольствия предусмотрен лишь в этом году — пожалуй, впервые за годы независимости. ГАК «Хлеб Украины» в рамках залоговых закупок приобретет у сельхозпроизводителей области 10 тыс. тонн зерна. Вдвое большее количество (22 тыс. тонн) закупит Госрезерв для проведения товарных интервенций на рынке в период межсезонья. Задекларированная им закупочная цена на зерно должна была стать хорошим ориентиром для сельхозпроизводителей: продавайте, уважаемые, пшеницу третьего класса — по 800 гривен за тонну, четвертого — по 700, пятого — по 500. Комбинаты хлебопродуктов и крупнейшие производители хлеба заложат в свои закрома 40 тыс. тонн. А это означает, что будет сформирована «трехмесячная региональная потребность». Так рекомендует правительственное постановление от 28 апреля с.г.
Тем не менее следует иметь в виду: денег в местных бюджетах области для «оптимальной» закупки зерна в пределах региональных ресурсов нет и, скорее всего, в ближайшие годы не будет. Комбинаты хлебопродуктов начали закупать зерно за собственные средства. Во время недавнего посещения области вице-премьер по вопросам АПК Иван Кириленко подсказал операторам рынка еще одну идею: активнее берите льготные кредиты для закупки зерна. И обосновал доступность займов: «Правительственное постановление от 18 февраля с.г. предусматривает частичную компенсацию государством процентной ставки за пользование банковским кредитом для закупки сельхозпродукции. Для этих потребностей Тернопольщине предусмотрены в госбюджете 6 млн. гривен. Область добавит еще 250 тыс. гривен. Зерноперерабатывающим предприятиям кредит будет стоить один процент в месяц. Это более чем доступно!»
Но на такие условия соглашаются лишь крупные КХП, которых в области пять-шесть. Поскольку кредиты, как известно, выдаются под имущественное обеспечение. Нужен залог оборудования, стоимость которого вдвое превышает сумму кредита, или залог посевов — на втрое большую сумму... А у комбината-середняка, как правило, нет ни арендованных земельных массивов, ни достаточного количества оборудования, чтобы одалживать у банка миллионы гривен.
Похоже, цену на зерно собьют те же региональные операторы рынка. И от продовольственного изобилия меньше всего выиграет именно тот, кто его формирует — аграрий. Почти все переработчики зерна жалуются на нехватку собственных и одолженных денег, чтобы в полном объеме выполнять региональный заказ. Однако если власть все же заставляет выполнять, то пусть не мешает предлагать более низкую цену на зерно.
Жатва в области уже приблизилась к «экватору», а комбинаты хлебопродуктов еще, в сущности, не начали выполнять региональный заказ. Они закупают зерно для Госрезерва и осуществляют залоговые закупки, а также делают запасы дешевого фуража.
КХП пока не идут на местную аккредитованную биржу, где торговля происходит прозрачно. Хотя этого требует правительство. Президент Тернопольской агропромбиржи Александр Коровкин убеждает, что только предприятие Госрезерва — Чорткивский комбинат хлебопродуктов — готово закупать зерно на биржевом рынке, однако делать это будет «чуть позже».
Можно вырастить относительно неплохой урожай и даже собрать его. Но и в таких условиях область умудряется продемонстрировать свою экономическую особенность. Как только зерна выращено вдоволь и в государстве сформированы оптимальные цены на него, у переработчиков сразу же не хватает средств для закупки. И они раскручивают ценовой демпинг.
Один областной чиновник пошутил: «А может, это и к лучшему? Тернопольщина из аграрной области потихоньку становится аграрно-перерабатывающей».