UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как работает аграрный бизнес в условиях войны

Что сделано и что еще нужно сделать, чтобы удержать его на плаву

Авторы: Богдан Яськив, Маргарита Брянская

Развернутая РФ широкомасштабная агрессивная война оказывает существенное влияние на экономику нашей страны, в частности на ее аграрный сектор. По данным Минагрополитики, из-за войны площадь земель под посевную в 2022 году уменьшилась на 3,5 млн га в зоне активных боевых действий. Но остановить работу агробизнеса в Украине агрессору не удалось и не удастся. И это не просто слова, ведь для устойчивости агробизнеса в условиях военного времени уже сделано многое.

Мораторий на экспорт

Вынужденной мерой для обеспечения продовольственных потребностей государства и населения страны стал запрет на экспорт некоторых видов сельскохозяйственной продукции: овса, проса, гречки, сахара, соли, ржи, крупного рогатого скота. Также только с предварительным информированием правительства и получением лицензии разрешено экспортировать пшеницу, меслин (ее смесь с рожью), кукурузу, подсолнечное масло, мясо и яйца домашних кур.

Кроме того, в начале марта Кабмин установил нулевую квоту, то есть полный запрет на вывоз азотных, калийных и фосфорных минеральных и химических удобрений. В конце же марта правительство отменило запрет экспорта азотных удобрений, установив квоту на их вывоз в размере до 210 тыс. тонн, но не более 70 тыс. тонн в месяц.

Подобные ограничения смогут гарантировать стабильный запас продовольствия украинцам, что в условиях военного времени является безоговорочным приоритетом. Вместе с тем их последствием может стать продовольственный кризис в импортозависимых странах, если экспортные операции будут заблокированы на протяжении календарного года.

Логистика в условиях блокады портов

Военная агрессия РФ сделала невозможным функционирование морских портов Украины, из которых осуществлялось около 90% экспорта сельхозпродукции. По данным Минагрополитики, сегодня железнодорожным транспортом перевозят до 20 тыс. тонн зерна в день, ранее же через морские порты проходило около 150 тыс. тонн.

Поэтому ключевым вопросом для поддержки экономики является создание альтернативной логистической сети для экспорта, над чем сейчас очень активно работают правительство и бизнес-сообщество. В нынешних условиях оптимальны следующие два варианта:

Реализация первого — это серьезная дипломатическая работа, второй же вариант требует значительного финансирования для расширения сети железнодорожной инфраструктуры как Украины, так и стран-соседей (сухие перевалочные пункты/порты).

Проблемы посевной кампании

Пока продолжается работа над решением вопроса логистики экспорта сельскохозяйственной продукции, правительство работает над минимизацией бюрократических процедур для аграрного бизнеса, в частности, запросы производителей для получения необходимых лицензий и сертификатов будут обрабатывать максимум сутки.

Кроме того, приняты изменения для упрощения импорта сельскохозяйственной растительной продукции, в частности посевных материалов. Так, в работе Госпродпотребслужбы введен принцип экстерриториальности. При наличии фитосанитарного сертификата фитосанитарный контроль будет проводиться только в форме инспектирования без фитосанитарной экспертизы, а также путем направления запросов Госпродпотребслужбой для получения информации (но не чаще одного раза в течение месяца).

Вопрос нехватки и высокой стоимости топлива для проведения посевной кампании и обеспечения других транспортных потребностей аграриев решен путем введения значительных налоговых льгот. В марте был принят закон, которым предусмотрена нулевая ставка акцизного налога и снижение размера НДС до 7% на горючее. Также разрешено ввести в обращение бензин и дизельное топливо экологических классов Евро-3 и Евро-4, что имеет целью расширить базу топлива для его использования в целях посевной.

Также упрощена работа с пестицидами и агрохимикатами, в частности, продлен срок действия допусков на право работы, связанной с их транспортировкой, хранением, применением и торговлей на период военного положения и на протяжении 90 дней после его отмены/окончания.

Важным аспектом для аграриев является использование необходимого количества сельскохозяйственной техники, поэтому на период военного положения Минагрополитики предусмотрело возможность эксплуатации тракторов, самоходных шасси и прочего без их регистрации. Однако на протяжении 90 дней после отмены/окончания военного положения владельцам техники придется ее зарегистрировать (перерегистрировать).

Указанные нововведения, безусловно, положительно скажутся на проведении посевной кампании, но работа для обеспечения функционирования аграрного сектора должна оставаться системной и систематической. В частности, вопрос резкого роста цен на топливо и удобрения остается актуальным и требует дополнительных мер от государства для его решения.

Аграрный сектор в условиях войны стал вторым фронтом борьбы нашего народа за продовольственную и финансовую независимость, поэтому для его полноценного функционирования предусмотрена возможность бронирования агропредприятиями работников в период мобилизации. При условии качественной подготовки пакета документов и надлежащего обоснования предоставляется отсрочка от призыва сроком до шести месяцев, подтвержденная выпиской из приказа об отсрочке.

Финансовая поддержка

Кроме минимизации бюрократических процедур при ведении операционной деятельности агробизнеса, правительство также работает над улучшением условий кредитования аграриев. В рамках госпрограммы «Доступные кредиты 5–7–9%» в период действия военного положения и в течение месяца после его завершения/отмены сельскохозяйственные товаропроизводители могут получить кредит под 0% в размере до 60 млн грн сроком до шести месяцев на осуществление сельхоздеятельности (приобретение техники, топлива, семян, удобрений и т.п.).

Государством предусмотрена дополнительная финансовая поддержка малого и среднего агробизнеса в виде компенсации процентной ставки по кредитам до 50 млн грн. Правительство также установило максимальный размер государственной гарантии по портфельным кредитам до 80%.

Напоминаем также о существовании такого механизма финансирования сельскохозяйственных производителей, как аграрные расписки, что позволяет оформить кредит на технику, удобрения или другие необходимые для аграриев ресурсы. Обязательным залогом при оформлении выступает будущий урожай. Необходимые для оформления кредитной расписки Реестр обременений движимого имущества и Реестр аграрных расписок функционируют и в условиях военного положения.

Налоговые каникулы

15 марта парламент принял закон №2120-ІХ, которым предусмотрены изменения по уплате за землю государственной и коммунальной форм собственности в период действия военного положения.

Так, с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено/отменено военное положение, не начисляется и не платится земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной форм собственности, находящиеся на территориях, где ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооруженными формированиями РФ, а также определенные областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами, и/или на которых есть фортификационные сооружения.

На сегодняшний день перечень таких территории не определен Кабмином, вероятно, к ним будут отнесены Киевская, Черниговская, Харьковская, Сумская, Николаевская, Херсонская, Луганская, Донецкая, Днепропетровская, Житомирская и Запорожская области.

Обстоятельства непреодолимой силы

Торгово-промышленная палата Украины с 24 февраля подтвердила наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) в связи с военной агрессией РФ против Украины.

В контексте земельных отношений наступление форс-мажора является основанием для освобождения от ответственности за несвоевременное осуществление платы за землю, в частности, не может быть расторгнут договор аренды или эмфитевзиса либо же применены любые штрафные санкции (например пеня). Но если это не предусмотрено договором, форс-мажорные обстоятельства не являются основанием для освобождения от платы за землю после их окончания.

Оформление прав на сельхозземли и их возобновление

Введение военного положения также сделало невозможной работу ключевых реестров, ГЗК и ГРВП, соответственно, и формирование земельных участков и оформление прав на них по общей процедуре. Однако 7 апреля вступил в силу закон №2145-ІХ, целью которого являются обеспечение продовольственной безопасности и проведение посевной кампании и который предусматривает возможность оформления права аренды на земельные участки для товарного сельскохозяйственного производства сроком не более чем на один год без права возобновлять договор. Такой участок формируется на основании технической документации по землеустройству по инвентаризации земель без внесения сведений о ней в Государственный земельный кадастр.

Кроме того, предусмотрена возможность для пользователей сельхозучастков передавать права землепользования другим лицам без согласия владельцев таких участков сроком до года. Такое нововведение позволит эффективно использовать сельскохозяйственные земли по их назначению более обеспеченными аграриями, что, безусловно, положительно скажется на результатах посевной кампании.

Обращаем внимание, что указанным законом также предусмотрено автоматическое возобновление на год договоров пользования землями сельскохозяйственного назначения, срок которых истек после введения военного положения, без волеизъявления сторон. Согласно общему правилу, закон обратной силы во времени не имеет, поэтому автоматическая пролонгация начинает функционировать с момента вступления закона в действие, а не непосредственно с момента введения военного положения. Однако существует позиция, что положение закона об автоматическом возобновлении распространяется на все договоры, срок действия которых истек с 24 февраля включительно. Вопрос спорный, поэтому следует ожидать официального разъяснения Минагрополитики.

***

Война — это время для ежедневной работы над ее вызовами, с которыми агробизнес продолжает успешно бороться. Проведение посевной кампании в 2022 году в значительной мере зависит от масштаба военных действий и развития государственной политики в направлении поддержки агробизнеса, поэтому прогнозировать ее результаты на начальном этапе очень сложно. Но все мы точно знаем, что аграрии продолжат неустанно работать на фронте посевной для обеспечения продовольственной безопасности народа и приближения победы нашего государства над агрессором.