Иногда удивляешься, сколько шишек можно набить, создав проблему, а потом ее героически решая. Впрочем, принцип «ты сделай — думать будем потом», не нов и унаследован нами еще с незапамятных времен. То, что шишки сегодня набивают энергетики, а проблему создавали авторы аграрной реформы, по-своему даже логично. Как-никак — разделение труда…
В стране идет аграрная реформа. В декабре прошлого года Президент Украины издал указ «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики». Как известно, его основной целью является ликвидация старой колхозной системы и создание новой, основанной на частной собственности на землю. Предполагалось, что колхозники выйдут из состава всевозможных коллективных сельскохозяйственных предприятий (КСП), получат земельные паи и уже на их основе создадут новые частные формирования. Т.е. либо самостоятельные фермерские хозяйства- предприятия, либо какие-то формы кооперативов, но уже основанные на праве владения и распоряжения землей.
Судя по внешним признакам, первоначальная цель — реорганизация хозяйств — уже достигнута. Так, по данным Министерства аграрной политики, к середине марта сменили форму собственности и прошли регистрацию в качестве юридических лиц около 11 тыс. хозяйств. Из 6,2 млн. владельцев сертификатов 78% уже заключили договора аренды полученных в результате аграрной реформы земельных паев.
Однако до сих пор не ясно, что будет с долгами реформируемых КСП. А ведь речь идет о более чем приличной сумме. К началу октября прошлого года кредиторская задолженность хозяйств достигала 11,3 млрд. грн., в пять раз превышая дебиторскую.
Точнее, с долгами государству более или менее ясно — они будут или списаны, или реструктурированы. Это явствует из принятого 16 марта с. г. и уже подписанного Президентом Закона Украины о списании задолженности реформируемых коллективных сельскохозяйственных предприятий. Закон санкционирует фактический взаимозачет: на сумму невыполненных государством обязательств по созданию социальной инфраструктуры на селе и других гособязательств КСП списывается задолженность по налоговым платежам. Также с бывших КСП списываются суммы пеней и штрафов в бюджет и Пенсионный фонд.
Но долги государству — это только примерно половина суммы задолженности селян, а вторую половину (5,4 млрд. грн.) составляют долги перед всевозможными негосударственными поставщиками. Теоретически их судьба должна определяться по договоренности сторон. В начале года премьер Виктор Ющенко даже призывал селян «поклониться кредиторам и договориться о рассрочке».
Впрочем, наиболее продвинутые должники скоро выяснили, что валяться у кого-то в ногах вовсе не обязательно. Ведь при распаевании колхозник получает только земельный сертификат, а не долги предприятия. На этой основе вырисовывается довольно нехитрая схема «очистки» предприятия от старых долгов. Сначала большинство членов бывшего КСП выходят из старого обанкротившегося хозяйства, забрав с собой почти всю землю. А потом они на базе земельных паев дружно создают новое. В старом же колхозе остается только часть неликвидного инвентаря да пара пенсионеров, которые и будут поддерживать видимость его существования. Ну и, естественно, на нем остаются все долги. Неважно, реструктурированы они или нет, ведь фактически схема называется «сердечный привет кредиторам». Вложенных в такое хозяйство средств они, похоже, уже никогда не увидят. Примерно таким же образом — путем выделения имущественных паев — можно вывести из бывшего КСП и технику (если, конечно, она еще осталась). Хотя, как показывает практика, нередко обходятся и без таких хитростей. Новообразованные хозяйства просто не признают обязательств предшественников.
Между тем долги бывают разные. Вот и сейчас под понятие «долги коммерческим структурам» попали и долги АПК за электроэнергию. И, судя по всему, никто не собирается делать особой разницы между банковским кредитом на шесть месяцев под 60—80% годовых и вынужденным кредитованием села в виде несвоевременной оплаты уже потребленной электроэнергии. Обиднее всего для энергетиков, что фактически речь идет о текущих расчетах. А в отличие, к примеру, от поставщиков горючего и удобрений прекратить поставку своего товара «до выяснения обстоятельств» они не в состоянии. Что бы ни случилось, селян все равно придется снабжать электроэнергией: никто и никогда не позволит полностью отключить агросектор.
Несмотря на то, что село действительно много и часто отключают, оно остается одним из крупнейших потребителей электроэнергии (7,8 млрд. кВт.ч в 1999 году). И, соответственно, одним из крупнейших должников за нее. На 1 февраля 2000 года предприятия АПК задолжали за потребленную электроэнергию 966 млн. грн. При этом за два года долг почти утроился и практически сравнялся по стоимости с объемом потребления электроэнергии за год.
В расчетах сельского хозяйства есть своя специфика, определяемая его сезонностью. Потребляя энергию круглый год, основную часть прибыли хозяйства получают осенью. Тогда же идет и основная масса расчетов с кредиторами. Волей-неволей под сложившуюся систему расчетов вынуждены подстраиваться и энергетики.
Нельзя сказать, что их, особенно энергогенирующие компании, устраивает многомесячная задержка расчетов за потребленную электроэнергию, но выбирать не приходится. Так что и они стремятся как-то оформлять долги (векселя, зачеты и т.п.). Лучше уж получить зерно или муку в конце года, чем вообще ничего. Но и оплату продукцией удается получить далеко не всегда. Среди приоритетов АПК энергетики далеко не на первом месте: только за прошлый год задолженность перед энергокомпаниями выросла на 416 млн. грн. (76,3 %).
Теперь же никто не берется сказать, что произойдет после очередного всепрощения. Сколько понадобится времени для организации схем расчетов с селом и на кого списывать зависшие долги. При этом похоже, что кроме самих энергокомпаний судьба долгов за электроэнергию никого особо не интересует.
Помнится, еще в декабре создавалась рабочая группа Кабинета министров, которой предписывалось решать долговые вопросы. Еще в феврале должны были быть подготовлены соответствующие нормативно-правовые акты. Прошло уже более трех месяцев с начала года, а воз и ныне там.
Возможно, что на фоне одинадцатимиллиардной задолженности села «миллиардом больше, миллиардом меньше» — это не принципиально…. Вот только энергокомпании, кредиторка которых, кстати, еще больше, чем у селян (на начало года — 14,3 млрд. грн.), не в состоянии делать кому бы то ни было столь дорогие подарки. Тем более, что эти долги еще относительно ликвидные. То же полученное за долги продовольствие позволяло хоть как-то платить зарплату персоналу, какую-то его часть использовали и для расчетов за топливо. Сейчас же долги АПК буквально растворяются в воздухе. А в ряде облэнерго доля сельхозпотребителей составляет, между прочим, 30—40%.
Да и крупные облэнерго рискуют потерять огромные средства. Так, в конце прошлого года одно из них — «Днепроблэнерго» — обратилось с письмом к Минтопэнерго, указывая, что вскоре «начнется массовая ликвидация КСП. Между тем их задолженность за потребленную электроэнергию составляет 153 млн... Действующим законодательством Украины правопреемственность новосозданных субъектов хозяйствования по отношению к ликвидированным КСП не предусматривается. Если принять во внимание вышеизложенное, то компания рискует никогда не получить плату за потребленную расформированными КСП электроэнергию».
С тех пор прошло уже более трех месяцев, процесс реформирования завершается. Между тем, несмотря на несколько обращений различных облэнерго, фактически ничего не изменилось. Минтопэнерго, правда, обращалось по этому поводу в Министерство аграрной политики, но, судя по всему, это обращение так и не нашло отклика. Честно говоря, немного удивляет, что два вице- премьера, работающих в одном правительстве и в одном доме, за три месяца не смогли договориться о путях решения возникшей проблемы. Или они ее уже считают решенной?
Вообще-то, энергетики не без зависти признают, что на законодательном поле аграрии их явно переиграли. По словам одного из руководителей энергокомпании, «пока Юлия Владимировна носилась с идеями все отобрать и всех банкротов обанкротить, Гладий (вице-премьер, курирующий АПК. — С.У.) тихо и без шума решал вопросы. Село уже фактически получило индульгенцию на неуплату старых долгов. Зато теперь их будут требовать с нас под угрозой банкротства».
Дело дошло до того, что на совете оптового рынка электроэнергии 24 марта с. г. принято обращение к Кабинету министров с требованием «срочно решить вопрос относительно задолженности за электроэнергию сельхозпроизводителей, реструктуризирующихся в соответствии с указом Президента от 3.12.1999 года №1529»
Насколько эффективны такие обращения, неясно. Правительство явно занято более глобальными проблемами. Например, рассмотрением очередного варианта реформы Энергорынка — двадцать пятого по счету. Очевидно, что при столь бурной деятельности уже не до старых долгов…