За режиссурой языческого вертепа у стен Верховной Рады с головами коров на колах и свиньей в гробу, в погоне за сохранением налоговых преференций депутаты-аграрии прозевали изменения в Налоговом кодексе об индексации нормативной денежной оценки земель. Этот вопрос члены профильного комитета должны были рассмотреть 22 декабря. Но заседание не состоялось, ведь именно в тот момент большинство его членов отстаивали финансовые основы АПК на комитете по вопросам бюджета.
Ну, а в разгар "варфоломеевской ночи" в ВР, где резали по живому текст Налогового кодекса, никто из законодателей не смог точно ответить: за какой коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель он проголосовал? Тем более объяснить, почему Минфин напрямую привязал нормативную денежную оценку земель к… уровню инфляции? А не изменил, например, ставки налога, арендной платы…
Кульминация недосыпания: закон с новым коэффициентом индексации нормативной денежной оценки земель приняли. За обновленный Налоговый кодекс проголосовали. Оба документа подписал президент. Но закон и кодекс существуют отдельно, поскольку нормы закона до сих пор не "вшиты" в тело главной фискальной книги страны. Между тем закон обязывает еще до 15 января с.г. проинформировать центральный орган исполнительной власти, формирующий и реализующий государственную налоговую и таможенную политику, и владельцев земли и землепользователей о ежегодной индексации нормативной денежной оценки земель.
Кого и как ударит искусственное подорожание земли? Разбогатеют ли от нововведенных земельных налогов децентрализованные городские, поселковые и сельские рады? Разобраться в запутанной законодательной "новеллистике" помог Леонид НОВАКОВСКИЙ, академик Национальной академии аграрных наук, доктор экономических наук. Он разрабатывает уже седьмой вариант законопроекта об отмене индексации нормативной денежной оценки земель, которая противоречит теории земельной ренты и законодательно не связана со сроками переоценки земельных угодий.
- Введя плату за землепользование в 1992 г., власть якобы руководствовалась благими намерениями. Из этих средств должны были финансироваться мероприятия по рациональному использованию и охране земель, повышению плодородия грунтов, проведению земельной реформы, ведению кадастра, осуществлению землеустройства и мониторинга земель, развитию инфраструктуры населенных пунктов. Но миллиардные суммы оседали в Киеве и только один процент перепадал сельским радам. Поэтому фискальная инициатива правительства стала этаким пылесосом для банального наполнения бюджета.
Этот поглотитель-всасыватель бесперебойно действовал в течение почти двадцати лет. В нынешнем году он еще и усилил обороты… Правда, будет стараться уже под новым брендом: для укрепления финансового состояния местных громад. Или я мыслю аполитично, Леонид Яковлевич?!
- Вы начали с Закона Украины "О плате за землю" от 3 июля 1992 г., которым установлены ставка земельного налога по категориям земель и порядок его расчета и уплаты; размер, условия и сроки внесения арендной платы, распределения и использования средств, полученных от платы за землю.
Для проведения денежной оценки земель, предусмотренной упомянутым законом, Кабмин в марте 1995 г. утвердил Методику денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов. А в мае 1997-го - Методику денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме населенных пунктов). Эту денежную оценку позже назвали нормативной, в отличие от экспертной денежной оценки земельных участков, используемой в гражданско-правовых соглашениях.
Нормативная денежная оценка применяется для определения размера земельного налога; арендной платы за земельные участки; потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также для разработки показателей и механизмов экономического стимулирования рационального землепользования. Это - весомый инструментарий регуляторной политики. Каждый год в бюджет поступает 13 млрд грн от платы за землю, а арендная плата гражданам - владельцам земельных паев достигает 12,5 млрд грн в год.
- Что служило базой для определения показателей нормативной денежной оценки в 1995 г.?
- Урожайность зерновых культур и уровень производственных затрат за период 1980–1986 гг. Но с тех пор они не пересматривались. И нормативную денежную оценку земель сельскохозяйственного назначения проводили только раз - в июле 1995 г., тогда как, по закону, на протяжении прошедших 20 лет обязаны были обновить ее трижды (через каждые 5–7 лет).
В чем сущность нормативной денежной оценки земель? Чтобы, определив рентный доход от использования земли, применять не реальную, а среднюю, то есть нормативную (эталонную) величину урожая, учитывая уровень производственных затрат для земель конкретных агропроизводственных групп и природно-сельскохозяйственных районов страны, чего не предусматривала действующая методика. Именно поэтому Закон Украины "Об оценке земель" от 11 декабря 2003 г. установил, что нормативная денежная оценка - это капитализированный рентный доход с земельного участка, который определен по установленным и утвержденным нормативам.
Показатель среднегодового рентного дохода установлен для земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны по каждой из областей. Для земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения установлены значения нормативного среднегодового эффекта от использования упомянутых земель, а также коэффициенты, учитывающие их ценность в пределах каждой из областей, побережья морей, горных и предгорных частей территорий.
Нормативный среднегодовой экономический эффект от выращивания древесины лесных земель установлен для административных областей Полесья и Лесостепи, а средние годовые плановые производственные затраты с учетом хозяйственной ценности почв - для областей Степи. Только для категории земель сельскохозяйственного назначения до сих пор не установлены и не утверждены показатели нормативного рентного дохода в разрезе административно-территориальных единиц и природно-сельскохозяйственных районов.
- А попытки хотя бы предпринимались?
- В 2008 г. Институт аграрной экономики НААН разработал новые методические подходы к определению нормативной денежной оценки земель, а Институт почвоведения и агрохимии имени А.Н. Соколовского - Методику установления денежной оценки почв пахотных земель. Национальный университет биоресурсов и природопользования в 2012 г. анонсировал проект методики нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения и показатели рентного дохода в разрезе областей и природно-сельскохозяйственных районов. Однако до сих пор правительство не утвердило новую Методику денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения.
- Снова невестка виновата?
- Это вы об ученых или чиновниках? Президиум Национальной академии аграрных наук Украины с учетом положений Коалиционного соглашения фракций Верховной Рады, чтобы завершить разработку указанной методики, в сентябре 2015 г. создал экспертную группу из специалистов, исследующих вопросы денежной оценки земель. Проанализированные методики с соответствующими предложениями были обсуждены на заседании круглого стола 11 ноября при участии руководителей органов исполнительной власти, местного самоуправления и общественных организаций, ученых академических научных учреждений и высших учебных заведений, работников землеустроительной службы страны.
Его участники подтвердили, что в стране до сих пор нет завершенного методического документа, который бы отвечал научным принципам формирования денежной оценки земель, требованиям законодательства, был понятным, апробированным и простым в применении. Если исходить из положений закона об оценке земель, то указанным требованиям в наибольшей степени отвечают наработки авторского коллектива Национального университета биоресурсов и природопользования Украины.
Однако и в этой методике значительная часть подходов спорные. Скажем, расчеты норматива рентного дохода на основании превышения уровня рентабельности сельского хозяйства над общим уровнем по экономике, корректировка нормативов на уровень урожайности в среднем по областям, изменение показателей рентного дохода в 2014 г. без надлежащего обоснования, внедрение коэффициентов развитости инфраструктуры…
Нарушено устоявшееся положение о влиянии естественного плодородия на уровень денежной оценки, вследствие чего согласно этой методике земли Полесья (с бедными дерново-подзолистыми почвами) получили более высокую оценку, чем земли Лесостепи и Степи с черноземными грунтами. Гектар пашни в Житомирской области с самым низким средним по Украине показателем бонитировки почв (27 баллов) оценен в 29,6 тыс. грн, а пахотных земель в Харьковской (52 балла) - только в 22,3 тыс.
Несмотря на эти недостатки, указанная методика, без учета предложений ученых и апробации, каждый год начиная с декабря 2012-го обнародуется для обсуждения на веб-сайте Госземагентства и Госгеокадастра. Последнее ее появление - 19 ноября 2015 г.
- А чем отличается методика ученых Института аграрной экономики и Института почвоведения и агрохимии имени А.Н. Соколовского?
- Она основана на нормативной (естественной) урожайности зерновых культур (без кукурузы) и нормативных производственных затратах на их выращивание (по технологическим картам). Такой методический подход считается наиболее приемлемым.
Урожайность на агропроизводственных группах почв фиксируется, исходя из многолетних данных полевых опытов начиная с 1991 г., которые проводит агрохимическая служба. Рассчитывается денежная оценка земельного участка по трем составляющим: а) стоимости гумуса;
б) стоимости содержащихся в почве доступных элементов питания;
в) стоимости естественного биологического потенциала продуктивных земель (биопродуктивности). Объектами исследований выступают 40 основных типов почв Украины.
Согласно этому методическому подходу, стоимость гектара пашни в среднем по административным областям колеблется от 5750 долл. в Херсонской области до 9472 - в Киевской, а в среднем по Украине составляет 5980 долл.
Однако эта методика тоже полусырая. Не рассчитаны показатели нормативов рентного дохода, которые должно утверждать правительство, подходы не апробированы в экспертной среде и регионах страны.
Пока мы не определим научно обоснованные нормативы рентного дохода на разных агропроизводственных группах почв, природно-сельскохозяйственных районах, не применим показатель капитализации рентного дохода, до тех пор в этой сфере будет царить неразбериха.
Наглядный пример. Согласно денежной оценке в 1995 г., при среднегодовой урожайности зерновых (без кукурузы) 31,5 ц/га и среднегодовых производственных затратах на выращивание зерна 303 крб/га общий рентный доход составлял 9 ц зерна с гектара. В современных условиях даже при урожайности 37,4 ц/га в 2014 г. он не намного возрос. Увеличение цены реализации зерновых культур (без кукурузы) за 1996–2014 гг. с 16,0 до 185,9 грн/ц, или в 11,6 раза, бесспорно, существенно сказалось на уровне рентного дохода в денежном выражении.
Но за упомянутый период затраты на выращивание зерновых (без кукурузы) выросли с 189,8 до 4105,2 грн/га, или в 21,6 раза. Необоснованный рост цен на промышленную продукцию и снижение уровня цен на сельскохозяйственную искажают данные об эффективности производства сельскохозяйственных культур и не могут полностью характеризовать величину рентного дохода в целом, а нормативного - тем более.
Сомнительно и применение учетной ставки Национального банка Украины для осуществления капитализации нормативного рентного дохода, поскольку она колеблется в зависимости от экономического состояния страны. В период разработки методики, предложенной Национальным университетом биоресурсов и природопользования в 2012 г., учетная ставка НБУ составляла 7,75%. На ее основании денежная оценка гектара пахотных земель была определена в размере 21,8 тыс. грн.
Сейчас упомянутая ставка составляет 27%. Следовательно, нормативная денежная оценка пашни должна равняться 6,3 тыс. грн/га, то есть уменьшиться в 3,5 раза. Однако согласно обнародованной Госгеокадастром методике 19 ноября 2015 г. указанная оценка, наоборот, возросла.
- Разве мало подобных алогизмов?! Смотрите, нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения от 1995 г. давно уже устарела, так? Методика денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения отсутствует… Чем же тогда руководствуется Кабмин? С помощью какого инструментария каждый год изменяет стоимость пахотных земель? Причем обязательно в сторону увеличения…
- Вернемся к уже упоминавшемуся Закону "О плате за землю" от 3 июля 1992 г., который установил необходимость проведения денежной оценки земли, но не предусмотрел ее индексацию. 22 декабря 1999 г. закон был дополнен следующим определением: "…денежная оценка земельного участка ежегодно по состоянию на 1 января уточняется на коэффициент индексации, порядок проведения которой утверждается Кабинетом министров Украины".
Правительственное постановление №783 от 12 мая 2000 г. установило по состоянию на 1января 2000-го коэффициенты индексации на уровне 2,07 для оценки земель сельскохозяйственного назначения; 2,04 - для земель населенных пунктов, части других земель несельскохозяйственного назначения; 1,20 - для земель под водой, природоохранного, оздоровительного, рекреационного назначения, лесных земель за пределами населенных пунктов.
Определено, что в дальнейшем оценка индексируется по состоянию на 1 января текущего года на коэффициент среднегодового индекса инфляции года, по результатам которого проводится индексация.
Перечисленные коэффициенты индексации охватывают период 1996–1999 гг. и базируются на произведениях индексов инфляции за соответствующие годы. Хотя согласно общему правилу "закон не имеет обратной силы", но на основании закона Украины от 22 декабря 1999 г. денежную оценку земель за предыдущий период увеличили. То есть задним числом…
Собственно, индекс инфляции стал для правительственных чиновников палочкой-выручалочкой в сфере индексации оценки земель, которой манипулируют, как угодно.
- Объясните, каким боком индекс инфляции, а проще, рост потребительских цен на продукты питания, одежду, обувь, жилье и коммунальные услуги, образование, здравоохранение, транспорт и связь касаются оценки земель? Вместо того чтобы адекватно инфляционной кривой индексировать заработные платы, пенсии, другие выплаты населению, государство каждый год увеличивает груз платы за землю путем индексации ее оценки. Народ беднеет, зато земля дорожает!
И это на фоне социального недовольства и сопротивления населения, мелкого и среднего бизнеса в Киеве, Львове, Николаеве, Хмельницком, других городах, среди фермеров и арендаторов сельскохозяйственных земель, что связано с ежегодным ростом оценки земель. Где логика?
- Некоторые авторы объясняют, что таким образом населению якобы за счет роста уровня арендной платы за их землю компенсируется часть затрат на приобретение дорожающих товаров и услуг. Однако вместе с индексацией оценки растет и величина земельного налога с земель населения, передаваемых в аренду. Поскольку продолжается действие моратория на куплю-продажу земель сельскохозяйственного назначения, эти земли не находятся в состоянии оборота, то есть они не принимают участия в осуществлении гражданско-правовых соглашений. Какой же это ценовой компенсатор?
Так же и с земельными участками для ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных зданий (приусадебный участок). Купля-продажа их гражданами происходит на основе рыночных отношений и облагается соответствующими налогами.
Повторюсь: индекс инфляции не имеет никакого отношения к уровню денежной оценки земель. По закону, нормативная денежная оценка - это капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный по установленным и утвержденным нормативами. А к чему привело механическое умножение на индекс инфляции?
За период с 1996-го по 2014 г. кумулятивное значение коэффициента индексации оценки (которая проводилась 11 раз), рассчитанного по индексам инфляции, составил 3,997. Причем за 2003-й, 2004-й и 2006 г. оценка не индексировалась совсем, хотя индексы инфляции за эти годы составляли соответственно 108,2, 112,3 и 111,6%. За 2010-й, 2011-й и 2013 г., когда индексы инфляции также превышали единицу (соответственно 109,1, 104,6 и 100,5), уровень оценки индексировался с коэффициентом 1,0. Вряд ли такие действия государственных органов логичны…
С 1 января 2012-го КМУ увеличил денежную оценку пахотных земель еще в 1,756 раза в связи с ростом цен на зерно. По состоянию на 1 января 2015 г. уровень нормативной денежной оценки пахотных земель в стране был увеличен до 702%, а других земель, в частности и несельскохозяйственного назначения, - до 400%.
За 2015 г. индекс потребительских цен на товары и услуги (индекс инфляции) составил 143,3%. Следовательно, согласно статье 289 Налогового кодекса Украины в редакции от 1 января 2016 г. денежную оценку придется увеличить еще более чем в 1,433 раза. Средняя оценка гектара пахотных земель составит 36,9 тыс. грн против 25,7 тыс. в прошлом году. За год гектар подорожал на 11,2 тыс. грн!
При таком уровне денежной оценки земель арендная плата с 1 января 2016-го в среднем за гектар пашни составит (при размере ставки 5% от оценки) 1845 грн, или треть стоимости урожая. При получении права аренды на земельных торгах, когда арендная ставка может быть 12 и более процентов величины оценки земли, размер арендной платы достигнет астрономического размера - 24 ц/га зерновых.
- А земельные доли (паи) при такой цене будут накапливаться у богатых арендаторов: от фермеров, малых и средних сельхозпредприятий они перекочуют к агрохолдингам, расширив у последних земельные банки.
- Давайте не забывать, что одновременно с индексацией оценки земель с 1 января 2015 г. уже были увеличены максимальные ставки земельного налога для пахотных земель, сенокосов и пастбищ с 0,1 до 1%, или в 10 раз, многолетних насаждений - с 0,03 до 1%, или в 33 раза, земель жилой и общественной застройки населенных пунктов - с 1 до 3%, то есть втрое. Это означает, что выросла плата за аренду земли, занятой жилищным фондом, автостоянками, транспортными средствами, индивидуальными гаражами и гаражными кооперативами, садоводческими обществами.
Следовательно, минимальная арендная плата за квадратный метр земли под коммерческими объектами в районе столичных Святошино и Нивок составит 117 грн, а под промышленными - 56 грн. Разумеется, в престижных районах суммы намного выше.
- Меньше всего волнуюсь за агрохолдинги, коммерсантов… В наибольшей мере переживаю за крепостных. Не задавит ли простых крестьян это правительственное земельно-ценовое ярмо? Ведь по сравнению с предыдущими годами им придется основательно тряхнуть мошной…
Проанализируем обычную ситуацию. У крестьянина - не предпринимателя, не юридического лица - 3,5 га пая, еще два для ведения личного крестьянского хозяйства и 25 соток приусадебного участка, по-простому, огорода при доме. Землю в аренду не сдает, обрабатывает ее своими силами. Какой земельный налог он уплатит в этом году?
- Уточним: пенсионеры освобождаются от платы. Если же он не достиг этого порога, то за 5,5 га пахотных земель должен выложить в среднем 2030 грн. Относительно приусадебного участка, то он относится к категории земель жилой и общественной застройки, поскольку на ней есть дом, хлев, и ценится дороже. За 25 соток - еще 107 грн. В целом - 2137 грн. Тогда как в 2014 г. он уплатил земельный налог на сумму 125 грн. Ощутимый "прогресс"?
- Не то слово… Государство все-таки хорошенько обобрало крестьян-одиночек! А станут ли от земельных поступлений сельские рады богатыми буратинами?
- Посчитайте… Один процент от стоимости гектара пахотной земли. В прошлом году - это 257 грн, а в этом - 369.
Правда, после принятия Закона Украины "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году" от 24 декабря 2015 г. возникла правовая коллизия. Изменение в подраздел 6 раздела ХХ Налогового кодекса не воспроизведено собственно в тексте этого кодекса в редакции от 1 января 2016 г.
Согласно ему предполагается применить индекс потребительских цен за 2015 г. со значением 120% для индексации оценки сельскохозяйственных угодий (пункт 6 подраздела 6). Однако для плательщиков единого налога четвертой группы (сельхозпроизводителей) на 2016 г. индексацию оценки оставили на уровне по состоянию на 1 января 2015-го для сельскохозяйственных угодий и земель водного фонда. То есть оценка не увеличивается (пункт 5 подраздела 8). Таким образом, первая норма противоречит второй.
Сейчас депутаты активизировались, чтобы отменить немотивированную индексацию земель, регистрируют соответствующие законопроекты. Кто-то аргументирует это тем, что при росте цены земли подорожает… молоко, потому что в прошлом году корова выпасалась на более дешевом пастбище. Такие у нас знатоки!
Тем более еще в июне 2015 г. народный депутат Сергей Мельник, заместитель председателя парламентского комитета по вопросам бюджета, зарегистрировал проект закона №2171а "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (о временной приостановке применения коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель)". Но его не приняли.
Без понимания проблемы вряд ли удастся остановить неоправданный рост затрат, связанных с уплатой земельного налога и арендной платы в условиях экономического кризиса, предотвратить дальнейшее обнищание населения и ухудшение экономического состояния субъектов хозяйствования.