UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХИТРАЯ КОПЕЙКА

«Сладкая» отрасль на Тернопольщине заметно теряет позиции. Еще в прошлом году девять сахзаводов региона произвели 153 тыс...

Автор: Роман Якель

«Сладкая» отрасль на Тернопольщине заметно теряет позиции. Еще в прошлом году девять сахзаводов региона произвели 153 тыс. тонн сахара. В этом сезоне вал ожидается на уровне 120—125 тысяч. По производству «белого золота» больно ударили и низкая сахаристость корней, вызванная серьезной грибковой болезнью — церкоспорозом, и частичное, на 1,1 тыс. га, сокращение площадей, и деградирующая урожайность. Если, к примеру, в прошлом году в области в среднем собирали по 200 центнеров на круг, то, по оперативной информации управления сельского хозяйства и продовольствия облгосадминистрации, теперь частно-арендные предприятия и фермеры вышли всего на 175.

Но даже высокие показатели этого года свидетельствуют о серьезном перепроизводстве сахара. Вся область «съедает» его в пределах 52—53 тыс. тонн. Если попытаться разложить по полочкам, то две кондитерские фабрики вместе используют 15 тыс. тонн сахара, до 2 тыс. перерабатывают несколько заводов продтоваров, остальное потребляет население. Поэтому не менее двух третей произведенного продукта нужно отправлять за пределы области.

В условиях перепроизводства и огромных затрат сахар перестает быть стратегическим товаром. Но на безрыбье и рак рыба. Ведь если область не развивает высокотехнологических отраслей, энергетики, то зерно, сахар и спирт становятся последним стратегическим бастионом. А для многих крестьян, выживающих благодаря выращенной свекле и реализованному сахару, белое золото — золотое вдвойне! Чтобы получить сахар в полном объеме, как это предусмотрено договором с сахарным заводом, они днюют и ночуют на свеклоприемных пунктах, отстаивая собственные права.

Почему не везет с «фезе»

На большинстве свеклоприемных пунктов, не расположенных непосредственно на сахарных заводах, сохранились механические автомобильные весы. Взвешивать свеклу честно там мало кому нравится. Выпал один сладкий корень или его выбросили — и приемщик уже традиционно недосчитается сотни-другой килограммов. Совесть весовщика дает погрешность, а для должностных лиц сахзавода — это дополнительные деньги, хитрая копейка...

«Физическая загрязненность» сахарной свеклы, или так называемая в народе «фезе», — тоже довольно гибкое дело. В местную прессу начали приходить возмущенные письма от сдатчиков сырья из разных районов. Люди утверждали, что при определении загрязненности и сахаристости сырья их цинично обманывают. «Свекла очищена руками, просто вылизана, а «фезе» нам все равно ставят 10—12 процентов», — не скрывали отчаяния женщины, приехавшие получать сахар и жом на свеклоприемный пункт в селе Большая Березовица неподалеку от Тернополя.

Сдатчики посообразительней и с закаленными нервами все же попытались найти способ борьбы с несправедливой «фезе». Они начали возить свеклу на разные сахзаводы. Поскольку, например, в начале октября средняя загрязненность сырья на двух соседних заводах в области отличалась почти на два процента. Логично, что фермеры и единоличники, заключившие договоры с Хоростковским сахарным заводом, взяли курс на Чорткив. Но чорткивские сахаровары тоже оказались сообразительными. Быстренько отреагировали на повышенный спрос, и в последние дни месяца «физическая загрязненность» на обоих сахзаводах выравнялась до 13,5 процента.

С тем, что собранная и почищенная вручную свекла (а до таких кондиций ее доводят преимущественно индивидуальные сдатчики) должна иметь не более шестипроцентной «фезе», согласны и руководители инспекции по качеству и формированию ресурсов сельскохозяйственной продукции при облгосадминистрации. Но только соглашаются — не более того, поскольку «очевидных нарушений» при определении загрязненности не обнаружили. А если есть подозрения, то посоветовали обращаться или в инспекцию, или непосредственно... в лабораторию завода. К сожалению, независимых лабораторий в области пока нет.

Возмущение многих людей сложно назвать безосновательным еще и потому, что на фоне подупавшего среднеобластного показателя выход сахара из свеклы, выращенной в некоторых районах, в частности в Тернопольском, в этом году не снизился. По данным той же инспекции, средняя сахаристость по району превышает 14 процентов, а в отдельные дни она была даже выше, чем в прошлом году на эту же дату. Однако нарушений с определением физической загрязненности сахарной свеклы и сахаристости на свеклоприемных пунктах Збаражского сахзавода снова не выявили ни специалисты инспекции, ни проверяющие из областного Центра стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта Украины.

На других свеклоприемных пунктах, особенно новосозданных, инспекторы областного Центра стандартизации нарушения все же обнаружили. Поскольку не признать «возможную химию» там, где установлено по одной линии для определения загрязненности и сахаристости свеклы, значило бы соврать, не моргнув глазом. Дело в том, что линии-«одиночки» просто неспособны пропустить свеклу с машины каждого единоличника, особенно в пиковые дни, — иначе возникнут огромные очереди. Например, на Борщивском сахзаводе отбор и анализ проходит только одна из пяти машин индивидуальных сдатчиков. И получается, что сахаристость и загрязненность сырья в четырех следующих грузовиках определяются скопом. Если перевести это на язык экономики, то — по «средней загрязненности и сахаристости свеклы всех единоличников в день сдачи». То есть последствия нарушений имеются, но об обманутых сдатчиках никто и вспоминать не желает.

На недешевое удовольствие решилось только руководство Збаражского и Чорткивского сахзаводов. Там смогли установить по две линии, позволяющие проверять загрязненность и сахаристость свеклы из каждой машины индивидуального сдатчика.

Но даже если вас не обманули, вряд ли стоит рассчитывать, что получите достаточно сахара.

У сахара собственная арифметика

С реформированными сельхозпредприятиями, фермерскими хозяйствами сахзаводы и в дальнейшем будут рассчитываться по давальческой схеме — берут 40 процентов свекловичной массы в качестве платы за переработку. Эти условия, записанные в договорах, явно не в пользу сельхозпроизводителей. Но времена по-тихоньку меняются, и переработчики вынуждены все больше учитывать интересы индивидуальных сдатчиков.

Сахарная свекла за последние годы стала визиткой крестьян-единоличников. В некоторых местностях выращиванием корней занимается почти исключительно население. Например, в Залищицком и Борщивском районах более 90 процентов сахарного сырья поступает от личных подсобных хозяйств.

В прошлом году все девять сахзаводов области платили индивидуальным сдатчикам по 72 килограмма сахара с одной тонны свеклы независимо от сахаристости, а Борщивский — даже 75. И таким образом... работали себе во вред. Скажем, в прошлом году в Збараже каждая тонна сахара принесла 79,6 грн. убытков. В этом году предприятия пошли другим путем — пролоббировали постановление правительства, которым предусмотрен целый алгоритм расчетов с индивидуальными сдатчиками. Технический директор ОАО «Чорткивский сахарный завод» Ярослав Левицкий высказался однозначно: «Наша задача продуцировать сахар, а не убытки».

Теперь сахзаводы отдают 72 кг сахара с тонны сырья только при сахаристости свеклы 16 процентов. А если она ниже, то действуют понижающие коэффициенты. Например, при сахаристости 15,4% сдатчики получат 68,4 кг сахара, за 14% — 59,97 кг, наконец за 11% — 41 килограмм.

Но если в южных районах области сахаристость свеклы в этом сезоне не превышает 11—12 процентов, то кто из крестьян при такой схеме расчетов повез бы сырье на ближайшие сахзаводы? Под давлением обстоятельств два предприятия — в Борщиве и Хоросткове — пересмотрели условия приема свеклы. Они уже не привязывают расчеты к фактической сахаристости. Борщивский сахзавод «платит» 60 кг сахара с тонны сырья, а Хоросткивский — 70 кг.

Достичь баланса интересов стало действительно сложно. Поскольку каждая из заинтересованных сторон заявляет прежде всего о своих правах. Но и первая, и вторая живут реализацией одного и того же товара — сахара. Производителей сырья, т.е. крестьян, тяжко работающих на свекловичных полях, правда, намного больше. И их необходимо попытаться понять.