UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГОСКОНТРАКТ-95: МАЛО И НЕВКУСНО

К традиционно неблагоприятным погодным условиям - будь то дождь или ведро, осложняющим поступление урожая в закрома родины, в этом году добавился фактор экономический...

Автор: Юрий Крот

К традиционно неблагоприятным погодным условиям - будь то дождь или ведро, осложняющим поступление урожая в закрома родины, в этом году добавился фактор экономический. То ли из-за неплатежей, то ли в расчете на будущее повышение цен, но выполнять госконтракт сельхозпроизводители не торопятся. По состоянию на 21 августа на элеваторы поступило лишь 3,5 млн. тонн зерна из 8,6 млн. тонн, на которые составлены контракты, т.е. 36% общего объема госзаказа.

Много это или мало - можно судить по нижеследующим цифрам. Государственный заказ этого года, именуемый госконтрактом и из всей номенклатуры сельскохозяйственной продукции включающий лишь зерно, исходным показателем имел 10 млн. тонн - в отличие от 14-миллионного прошлогоднего. Правда, в этом году государство заказало зерно исключительно для бюджетных сфер потребления (армии, милиции, тюрем и проч.), чем засвидетельствовало собственное намерение отказаться от роли покупателя дешевого хлеба для всех. Однако в начале года, когда дебатировался вопрос о размерах госконтракта, тогдашний премьер Виталий Масол утверждал, что общие годовые потребности всего населения Украины в зерне составляют всего лишь 7 млн. тонн.

Но, как бы там ни было, 36-процентное выполнение заставляет гадать о причинах столь невысокой активности производителей. С одной стороны, последних упрекнуть не в чем: согласно августовскому постановлению КМ №652, обязательной закладке в госресурсы подлежит только проавансированная часть госконтракта, таковая же составляет на сегодняшний день 4,3 млн. тонн. С другой стороны, авансы выдавались из расчета отнюдь не биржевых цен, а относительно показателя $73 за тонну. Остальная же часть, согласно тому же постановлению, будет выкупаться по биржевым ценам, которые уже приблизились к отметке $110 за ту же тонну. Словом, выполнять госконтракт, что называется, бегом - невыгодно. Тем более, что правительство заботливо предусмотрело возможность передачи зерна производителями без оплаты, на хранение, с последующей проплатой по биржевым ценам и в соответствии с курсом НБУ на момент получения производителем аванса. Уже сегодня на хранение передано около 2 млн. тонн.

Однако существует еще и весьма специфическая «третья сторона» проблемы, а именно: производитель, получивший аванс хоть исходя из $73 за тонну, но перед началом страды, да еще и в виде не «деревянных» купонов, а ГСМ, гоняться за обещанными ста десятью долларами не будет. Сдаст, что положено, а остальное оставит при себе. Тем более, что по некоторым сведениям, уже сейчас в России закупочные цены на зерно превысили показатель в $120 за тонну. Преодоление же экспортных барьеров для опытных хозяйственников всегда было парой пустяков, а неопытные, наверняка, уже научились этому - в частности, на минсельхозпродовских аукционах.

Так что, скорее всего, бюджетным сферам придется удовлетвориться вместо десяти пятью, не более, миллионами тонн зерна. Беда, однако, не в этом: по мнению многих специалистов, потребности бюджетников и так сильно завышены. Беда в том, что, во-первых, в госконтракт включены и резервные запасы, необходимые для обеспечения так называемых дотационных регионов (карпатские области, Донбасс), которые за счет собственного урожая население прокормить не в состоянии. Во-вторых, качество поступаемых в госресурсы партий зерна оставляет желать лучшего: скажем, по процентному содержанию ингредиентов пшеница третьего класса, а по качеству этих ингредиентов - не выше пятого. В-третьих, не стоит забывать, что уже полученные хозяйствами авансы составляют половину необходимой суммы. Следовательно, для окончательного выкупа хотя бы проавансированных 3, 4 млн. тонн государству понадобятся еще немалые деньги, и уже сейчас для этого изыскиваются кредиты размером ни много ни мало в 80 трлн. крб.