Впрочем, ничего такого необычного, по большому счету, нет — каждый год мы ведем борьбу с урожаем. Несмотря на то, что часть озимых погибла, а часть яровых находится в угнетенном состоянии, Украина ожидает получить зерна согласно начертанным тоннам — 35 млн. Пока что данный прогноз подтверждается. Теперь для превращения цифр в реальные тонны темпы сбора урожая необходимо увеличить в три раза. Синоптики обещают сухую погоду только в половине июля, а в августе — осадки, которые превысят среднюю годовую норму. Центр и север страны по сравнению с югом окажутся в крайне неблагоприятных условиях. Поэтому судьба украинского хлеба зависит нынче от того, как управится с жатвой южный регион, где сосредоточено более 60% зернового клина. Именно здесь страна ожидает получить 2/3 высококачественного продовольственного зерна и более половины семенного фонда.
Об этом министр аграрной политики Иван Кириленко сообщил Анатолию Кинаху на совещании в Одессе, где премьер-министр Украины контролировал выполнение программы «Зерно-2001». Там же выяснилось, что только Одесщина пока что вышла на запланированные высокие темпы работ.
Что же мешает сбору урожая? В этом году у традиционных проблем есть свои особенности. По информации министра, прежних трудностей с ГСМ нет. «Рынок нефтепродуктов, конечно же, заволновался, — отметил он, — но благодаря вмешательству правительства удалось восстановить спокойствие». Сложности в другом. Повсюду пшеница и ячмень поражены всевозможными болезнями и вредителями. В отдельных хозяйствах колос почернел, не налившись. И как никогда пошли в рекордный рост сорняки. Причины? Погодные условия. Но только ли небеса во всем виноваты?
Нынешний год, а это теплая зима и мокрое лето, в целом, как отмечают специалисты, благоприятен для выращивания зерновых и кормовых культур. Но вот что любопытно: такой климат, судя по прогнозам ученых, будет характерным в ближайшие 30 лет. Поэтому старую технологию «посеял — собрал», как подчеркнул в своем выступлении президент Украинской академии аграрных наук Михаил Зубец, надо забыть. Бросать в землю совсем не обработанное зерно и сеять «мусор», как в предыдущие годы, уже нельзя. И, конечно, пора хотя бы половину площадей засевать новыми интенсивными сортами, что даст 30% прироста к урожаю.
В нынешнем году новыми сортами занято всего лишь 30—40% площадей. И эти цифры воспринимаются как достижение. Как шаг вперед выглядит и то, что в этом году в 1,5 раза больше обработано посевов от вредителей и болезней, в два раза больше внесено минеральных удобрений. К слову, впервые за последние годы за удобрениями выстроилась очередь. Сегодня у крестьян не только не хватает денег на их покупку, но и не хватает самих удобрений. Не случайно в своем выступлении на совещании народный депутат Украины Екатерина Ващук подняла вопрос о переориентации сельхозхимии с внешнего рынка на внутренний. В общем, хотя условия для зерновых благоприятны, мы имеем чрезвычайную фитосанитарную ситуацию.
Другая проблема — недостаток техники. По решению правительства в оперативном порядке был решен вопрос о завозе в страну подержанных комбайнов иностранного производства, которым восемь лет и более. И уже 973 машины, по данным на 6 июня, пересекли границу Украины. «Это, конечно, не выход, — заметил министр АПК, — но покупать отечественную современную технику, которая в 10—15 раз дороже, пока не по карману». Свыше 5 тыс. агрегатов переброшено из северных районов в южные. Но в центре и на севере скоро своя жатва. В общем, все будет зависит от темпов уборки. Звучали предложения о необходимости выделения долгосрочных кредитов на покупку техники, но это уже на будущее.
В целом же, если судить по отчетам руководителей областей, то все настроены оптимистично и намерены собрать высокие урожаи зерна. Крым — 1,3 млн. тонн (т.е. на 220 тыс. больше уровня прошлого года),. Одесса — 2,7 млн., а это чуть ли не в два раза выше прошлогоднего урожая, Херсон — 2,2 млн., Николаев — 2,1 млн., Кировоград — 1,7 млн. тонн... Но, как заметил Иван Кириленко, перепроизводства зерна в Украине не будет. «По прогнозам ученых, — сказал он, — 2001 год — это год фуражного зерна. Продовольственного — и в первую очередь озимой пшеницы получим на уровне потребностей».
А потребности наши в зерне таковы: 4 млн. тонн — это незыблемый семенной фонд, 7 млн. — региональные продовольственные ресурсы, формирование которых и является первостепенной задачей. Далее необходимо рассчитаться с долгами по зарплате, которые, по словам министра, составляют непристойную сумму — 1,5 млрд. гривен, что в эквиваленте равняется 3 млн. тонн зерна. «Урожай зерновых — это уникальная возможность раз и навсегда решить проблему задолженности, — сказал он. — Необходимо также как можно быстрее рассчитаться и с ГАК «Хлеб Украины» и «Агролизингом», а это еще свыше 2 млн. тонн».
Что же касается фуражного зерна, то, по словам министра, задача одна — использовать на производство комбикормов. Ведь на тонну переработанной на комбикорм можно получить, к примеру, 150 кг свинины. В связи с этим областям были даны рекомендации: населению 70% зерна необходимо выдать фуражным, превращенным в комбикорм, а остальную часть продовольственным.
В этом году за аренду земли и имущества, в счет зарплаты и долгов сельчанам причитается приблизительно 8—10 млн. тонн зерна. Правда, непонятно, как это можно осуществить на практике, если село у нас перешло на рыночные рельсы и там действуют договорные отношения. Более того, руководители сельхозпредприятий стремятся вместо зерна выдавать людям (вопреки их желанию) картошку, макароны и другую продукцию. И потом непонятно, каким образом все фуражное зерно сами хозяйства захотят направить на переработку. По сообщению министра АПК, комбикормовым заводам будут предоставлены льготные кредиты на его закупку. Ну а пока что трейдеры, по словам самого г-на Кириленко, уже ходят вокруг крестьян кругами и предлагают 350 грн. за тонну фуражной пшеницы шестого класса.
Сохранить собранный урожай для собственных нужд — это еще одна проблема. Как отмечалось на совещании, главное — не допустить хаоса на внутреннем рынке, падения цены на зерно и как следствие — обдирания крестьян. Весь сельскохозяйственный год она продержалась на достаточно высоком уровне: 700—900 гривен за тонну. Поэтому сегодня ставится задача иметь, к примеру, 650—700 гривен за тонну пшеницы третьего класса. Но весь вопрос в том, как совместить эффективные рыночные механизмы и стремление государства контролировать рынок. Далее, говоря о стабильности цены, министр отметил, что договоренности с товаропроизводителями и биржевиками имеются и обещания те выполняют. «Первые партии ячменя, которые поступают на Одесский портовый элеватор, как мы и договорились, идут по 450 гривен за тонну», — отметил он.
И в заключение. Министр АПК подчеркнул, что, если разобраться, то из 35 млн. тонн зерна (которые еще необходимо собрать) Украине сегодня экспортировать просто нечего. Однако какой бы урожай ни был собран, испытание экспортом нам обеспечено: в этом году, с учетом ситуации на внешнем рынке спрос на зерно резко возрастет. По прогнозам Международного совета по зерну, в 2001 году мировое производство пшеницы должно сократиться на 5,4 млн. тонн, в том числе в Европе — почти на 4 млн. Сократится и производство ячменя. А это значит, что потребность в кормах, учитывая к тому же ситуацию с болезнями животных в Европе, будет расти.