UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭТОТ ГОРЬКИЙ КРАСНЫЙ ХЛЕБ

Конец мая принес покупателям хлебных магазинов Кировоградщины неожиданный и довольно-таки неприятный «сюрприз»...

Автор: Елианд Гоцуенко

Конец мая принес покупателям хлебных магазинов Кировоградщины неожиданный и довольно-таки неприятный «сюрприз». Вместо привычных высоких пухлых и белых булок на прилавках появился странный хлеб — темноватый, с мякотью желтовато-красного оттенка. Мало того, что он был непривычного вида и вкуса, так оказался и намного дороже. Если раньше буханка стоила 80—90 копеек, теперь за нее придется отдать 1,2—1,3 грн. Это хлеб из казахстанской и российской пшеницы. Его вынуждены жевать в провинциальных городах под успокаивающие реляции столичных чиновников по поводу имеющихся запасов зерна и муки и готовности поддерживать стабильную цену на хлеб. Жевать и морщиться. Покупатели — от непривычного вкуса и высокой цены. Хлебопеки — от новых хлопот. Последним приходится вносить коррективы в технологию выпечки, выслушивать недовольные замечания покупателей и проводить своеобразный ликбез среди «непродвинутого» населения, которое, видите ли, привыкло к потреблению белого хлеба из местной продукции. Объяснять, что хлеб из так называемых красных сортов казахстанской пшеницы хотя и не отличается пышностью, но качеством, мол, не хуже, а по некоторым параметрам и лучше, чем изделия из украинского сырья.

Последнее обстоятельство подчеркивается особо. Наверное, затем, чтобы убедить покупателей, что подорожание обусловлено ростом качества. Ведь цена тех новых 7—8 сортов хлеба из импортного сырья выросла пока на 5—8%. Но от этого людям, которые все-таки вынуждены платить больше, не легче. Даже несмотря на то, что параллельно с новыми сортами хлеба пока что продаются и привычные булки по старым ценам. Однако с каждым днем их все меньше — купить можно только с утра. К тому же такое «двоецение» скорее усугубляет ситуацию. Появились известные по советским временам тревожные симптомы: очереди по утрам, «блатная» торговля из подсобок, а также откровенная спекуляция — мелкие торговцы и хлебопеки скупают дешевый хлеб, который еще пекут крупные производители и перепродают по более высокой цене.

В областном центре, впритык к которому подступают нивы, понимают, что смутные времена могут продлиться и до урожая-2004. Посевы ранних зерновых если совсем не выгорели, то еле-еле поднялись над землей. Со многих полей не удастся вернуть даже посеянные семена. Поутихла и традиционная преджатвенная суета, связанная с закупкой сельхозпредприятиями горючего и поиском недостающей сельхозтехники. В разговоре с корреспондентом «ЗН» руководители машинно-технологических станций и механизированных отрядов, привыкшие подрабатывать во время жатвы, жаловались на то, что их техника остается невостребованной. Даже поставщики горючего, которые обычно «стимулировали» сезонное подорожание своей продукции, поумерили аппетиты. Цена дизтоплива на Кировоградщине в средине июня была, наверное, самой низкой в стране — 1,3—1,35 грн. за литр — на треть выше, чем в прошлом и позапрошлом году.

Да, составлять хлебный баланс в нынешнем неблагоприятном году, после нескольких лет хлебного изобилия, — невеселое занятие. Еще в конце апреля на внеочередной сессии областного совета (а тогда еще была надежда на то, что посевы подправят майские дожди) был сделан неутешительный вывод: дефицит озимой пшеницы на Кировоградщине может составить 275 тыс. тонн. Надежды на погоду не оправдались, и цифра эта значительно возросла.

Засуха для региона — явление нередкое. Местные селяне во все времена знали, что, хозяйствуя в зоне рискованного земледелия, надо оставлять запас зерна на неблагополучные годы. Однако область, в которой два последних года подряд был собран более чем приличный урожай (в 2001 году — 2,7 млн. тонн, а в 2002-м — 2,6 млн. тонн), оказалась без запасов. И уже в конце весны этот хлебный регион попросил дотации из центра. Поступившие 2 тыс. тонн муки из госрезерва по цене 800 грн. за тонну (это на треть меньше рыночной цены на тот момент), помогли ненадолго. Между тем, если бы в регионе осталась хотя бы десятая часть от проданного за последние два года зерна, то проблем, которые ныне возникли, не было бы и в помине.

Итак, дефицит зерна в одной из наиболее хлебных областей возник не от скудости ныне зреющего урожая. Причина — в другом. На областной агротоварной бирже, которая должна гарантировать простоту, эффективность и прозрачность сделок на этом рынке, корреспондент «ЗН» застал полное затишье. «Не приживается в области прозрачная торговля зерном», — сетует гендиректор биржи Леонид Крамаренко. По его словам, за минувшие два урожайных года через открытые торги прошло такое мизерное количество зерна, что и говорить неудобно. Основная часть сделок совершается за стенами этого заведения, и назвать их прозрачными нельзя никак. По подсчетам местных специалистов, почти 90% зерна урожая прошлого года закупили приезжие торговцы. Рассказывают, что одна из одесских фирм за несколько недель умудрилась сформировать экспортную партию зерна в 35 тыс. тонн, получив высокую прибыль. В 2000 году только вследствие разрыва закупочных цен, сложившихся в области и стране в целом, область потеряла 82 млн. грн., в 2001-м — уже 136 млн. грн., а в 2002-м — 189 млн. грн. В нынешнем году динамика безвозвратно потерянных средств прервется по той простой причине, что уже не будет чем торговать.

На вопрос, почему одна из наиболее хлебных областей Украины испытывает острый дефицит зерна, пытаются ответить и работники областной прокуратуры. В ходе расследования 17 уголовных дел, заведенных ими по фактам проверок, выявлен целый «букет» всевозможных злоупотреблений. Так, в ряде сельхозпредприятий Онуфриевского, Петровского, Новоукраинского, Новомиргородского районов скрывали от учета посевные площади, занижали урожай. После прокурорского вмешательства нарушившим законы руководителям сельхозпредприятий пришлось дополнительно задекларировать 8,2 тыс. тонн зерна. На Долинском, Александрийском хлебоприемных предприятиях, на одном из предприятий Маловысковского района вскрыты факты разбазаривания средств, присвоения зерна должностными лицами на суммы в сотни тысяч гривен. ДП «Торговый дом Кировоградщины» должен был сыграть ведущую роль в создании региональных запасов зерна. Для этого ему были созданы все условия, в том числе выделен кредит. Результатом же деятельности этого заведения стало то, что не осталось ни зерна для нужд региона, ни средств для возврата кредитов в размере 2,5 млн. грн.! В области появились и вовсе экзотические злоупотребления. Одна из фирм в качестве основной производственной деятельности занялась хранением зерна. Дельцы, не имея лицензии и соответствующих разрешений, создали нечто похожее на подпольный хлебоприемный пункт, где зерно не учитывалось. На момент проверки этого пункта работниками прокуратуры в нем находилось 2,5 тыс. тонн продукции.

Теперь, конечно, вокруг хлебной проблемы закрутилась карусель. В областном центре и на местах созданы рабочие группы, отслеживающие цены на все сорта хлеба, контролируются расходы-доходы хлебозаводов и пекарен. Но исправить положение за счет одних жестких мер вряд ли возможно. Это, похоже, уже все понимают.