UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКСПРОПРИАЦИЯ С КОЛХОЗНЫМ ПРИВКУСОМ

Украинская история ХХ века уже знает насильственное изъятие земли, названное учеными безжалостным словом «коллективизация»...

Автор: Роман Якель

Украинская история ХХ века уже знает насильственное изъятие земли, названное учеными безжалостным словом «коллективизация». Подогнать законодательство под пресловутую акцию оказалось делом чисто формальным. В галицийских селах Тернопольщины до сих пор шутят: хочешь ограбить холопа — грабь, а не знаешь, как это сделать, — пиши закон. К какому продовольственному изобилию привела в середине прошлого века борьба с хозяевами, долго рассказывать не нужно.

На десятом году независимости проект нового Земельного кодекса (статья 5) предусматривает, что граждане и негосударственные юридические лица, имеющие земельные участки в постоянном пользовании, должны до 1 января 2004 года переоформить документы на их аренду. Если разложить по полочкам, то это означает: земли, предоставленные крестьянским (фермерским) хозяйствам в пожизненное наследственное владение и постоянное пользование в течение 1991—2000 годов, передаются местным советам. А те оформят договоры аренды — естественно, с теми субъектами хозяйствования, с которыми сочтут нужным.

Председатель Тернопольского областного объединения Ассоциации фермеров Украины Василий Жовтюк убежден: фермерам угрожает не что иное, как улучшенный вариант национализации земли, а проще — очередное ограбление со стороны государства. Ведь в масштабах Украины государственные акты на право частной собственности на землю оформили немногим более 6 процентов от общего количества хозяев. Остальные имеют участки в постоянном пользовании, что разрешено законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и действующим Земельным кодексом.

— Многие мои коллеги, — говорит г-н Василий, — уже почти десять лет ведут хозяйство на земле, отдали ей здоровье, труд, вложили в собственное дело не одну тысячу гривен и имеют государственные акты на право пожизненного наследственного владения и постоянного пользования. Это свершившийся факт. К началу 2001 года в области насчитывалось более 600 таких хозяйств, где работает почти три тысячи граждан...

Фермер Петр Семеха и члены его семьи из села Острив Тернопольского района имеют в постоянном пользовании 50 гектаров пашни (люди также доверили ему 350 гектаров паев). За свои деньги хозяин построил ток, зернохранилище, приобрел тракторы, комбайны... «Мне прямо говорят: отдавай наработанное и иди ищи другой заработок. Я из Украины никуда выезжать не собирался, — уверяет фермер, — хотел приумножать ее национальное богатство и нормально содержать семью. Но теперь меня заставляют думать иначе»...

Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины в обращении к Верховной Раде подчеркивает, что принятие Земельного кодекса в предложенной редакции «ухудшит действующее законодательство Украины в части предоставления земельных участков для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств, подорвет и без того зыбкое доверие крестьян и инвесторов к стабильности законодательных норм в нашем государстве, усложнит становление и развитие частных хозяйств. Это будет шаг назад в развитии фермерского движения, реализации аграрной политики Украины в целом». АФУ выдвинула четкое и единственное предложение: записать в Земельном кодексе право безоплатной передачи в частную собственность председателям фермерских хозяйств земельных участков, предоставленных им в 1991—2000 годах в пожизненное наследственное владение и постоянное пользование. Но прислушиваются ли к голосу фермеров парламентарии и, прежде всего, комитет по земельным отношениям и аграрной политике, где преобладают представители старой номенклатуры? А ведь именно они должны бы стоять в первых рядах бойцов аграрной реформы.

Чтобы отстоять свои права, фермеры собираются пикетировать Верховную Раду с требованием закрепить в новом Земельном кодексе институт постоянного пользования земельными участками уже существующих фермерских хозяйств и безвозмездно передать им в частную собственность участки в пределах 50 гектаров пашни и 100 гектаров всех сельхозугодий.

Если большинство депутатов все же решится отнять документально оформленную землю у фермеров, то станет, пожалуй, окончательно ясно, в чьих интересах проводится аграрная реформа по-украински. Не руководят ли ею, случаем, вчерашние председатели колхозов, в один прекрасный момент пересевшие в кресла директоров частных сельхозпредприятий и желающие избавиться от конкурентов в лице фермеров? А желание аграрного лобби в Верховной Раде наполнить местные бюджеты за счет арендной платы от использования земли фермерами — не более чем ширма.

Представим себе, что экспроприация все же состоялась. Вести фермерское хозяйство или даже закреплять в частную собственность земельный пай в будущем согласится разве что последний глупец, не разобравшийся в изменчивых правилах игры: сегодня земля есть, завтра она — фата моргана. А может, так и задумано? Пусть процветает один реформированный колхоз: председателю — хорошо, властям — тоже неплохо, кормушка — одна на всех, «мы за нее ценой не постоим»...