UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДО РЫНКА — КАК ПЕШКОМ ДО КИЕВА

Пока в аграрных верхах радуются неожиданно высокому валовому сбору зерна, который значительно превысил запрограммированный рубеж в 35 млн...

Автор: Елианд Гоцуенко

Пока в аграрных верхах радуются неожиданно высокому валовому сбору зерна, который значительно превысил запрограммированный рубеж в 35 млн. тонн, в селянских «низах» особой эйфории от достигнутого не просматривается. Замечено, что при проведении обжинков, праздников урожая, хоть они и сопровождаются традиционными чествованиями отличившихся, премиями, подарками, общие итоги сделанного подводят как-то половинчато, неокончательно. Год высокой отдачи зерновых нив не только не разрешил существующих проблем, но и создал новые. Оказалось, что засеять поля и вырастить зерновые при дефиците материальных и финансовых ресурсов, собрать урожай с помощью полуразваленного комбайнового парка — не более чем полдела. Не менее, а то и более трудным оказалось грамотно распорядиться выращенным, удержать цены на зерно.

Зерно «выводят»
из тени

Не припомню, чтобы за десять лет независимости страны какая-то правительственная программа, тем более в сфере экономики, была полностью реализована. С выращиванием зерна в нынешнем году это вроде бы получилось. Дело не только в том, что наконец нашлись средства для льготного кредитования сельхозпроизводителей, на ряд других неотложных нужд. Показательный сдвиг видится в том, что в ряде регионов сделаны небезуспешные попытки вывести зерновой сектор из «тени», где довольно большая его часть пребывает. На Кировоградщине, как в одном из крупнейших зерновых регионов страны (нынче здесь произведено около 7% общеукраинского хлеба), из выращенного в прошлом году зерна в «тень» ушла, обойдя как бюджеты всех уровней, так и карманы тех селян, кто этот хлеб непосредственно выращивал, сумма в 87 млн. грн. Не мудрено, что область вышла в лидеры по такому показателю, как задолженность сельхозпредприятий перед своими работниками. Регион входил в жатву, имея долгов по зарплатам селянам на 57 млн. грн. Наихудшей была ситуация в Знаменском, Светловодском, Ульяновском районах, где на одного работающего приходилось по 480 грн. долга: в некоторых сельхозпредприятиях люди не получали оплату за свой труд за два года и более.

Вовсе не случайно Кировоградщина в этом году преподнесла аграрному центру наибольший сюрприз. При первоначальном прогнозе в 1,7 млн. тонн зерна фактический сбор ранних зерновых оказался почти на треть выше и составил 2,4 млн. Средняя урожайность зернового гектара оказалась одной из самых высоких в стране и составила более 35 центнеров на круг. И по качеству зерно получилось отнюдь не самое худшее. Из 1,5 млн. тонн собранной озимой пшеницы 70% оказалось продовольственной, причем 25—30% — третьего класса. Прямо скажем, очень неплохой показатель для сезона, уже получившего нелестный ярлык «год фуражного зерна».

Вне всякого сомнения, сказались дополнительные вложения средств, особенно в заключительную фазу ухода за посевами. Минеральных удобрений было внесено в 2,5 раза больше, чем в прошлом году, да и вредитель зерна — клоп-черепашка вследствие применения ядохимикатов нанес меньше вреда, чем мог. Но все-таки львиная доля той существенной разницы между прогнозируемым и фактическим валом получена вследствие применения жестких мер контроля за зерновыми потоками. Эта работа началась задолго до того, как на полях вовсю загрохотала уборочная техника. Объемы и качество будущего хлеба фиксировались еще на корню, посредством уточненного учета подлежащих уборке площадей, проведения на каждой ниве контрольных намолотов. С самого начала жатвы достоверную информацию о количестве и качестве зерна имели не только руководители сельхозпредприятий, но и представители местной власти, правоохранительных органов.

Владея этими первичными данными, можно было следовать дальше — контролировать потоки зерна, начинающего свой путь с полей. На этот раз правоохранители, как бывало раньше, не ставили во главу угла раскрытие мелких преступлений, рапортуя о каждом изъятом мешке зерна, — они занялись более масштабными профилактическими мероприятиями. Преджатвенная проверка в Компаниевском районе показала, что в ряде агрофирм спрятали от учета соответственно 168, 149, 56 гектаров. Ясное дело, что без вмешательства властей все зерно с этих припрятанных площадей целиком пошло бы в «тень» и даже малая часть вырученных за него средств не попала бы ни в бюджет, ни на оплату труда селян. Явление оказалось довольно распространенным. Всего в Компаниевском, Александровском, Гайворонском и Ульяновском районах было выявлено 1169 га «неучтенных» площадей под зерновыми. Возвращение «левой» продукции позволило вернуть в нормальный оборот более 4 тыс. тонн зерна.

Выводить зерно из «тени» оказалось непросто и небезопасно. Очень уж много влиятельных людей из среды околоаграрных коммерческих структур и руководителей сельхозпредприятий оказались заинтересованными в том, чтобы на зерновом рынке царили анархия и произвол. По этому поводу — один пример. Глава Компаниевской райгосадминистрации, получая угрозы, вынужден был обратиться за защитой в прокуратуру.

Жесткий контроль позволил направить больше зерна на расчеты с селянами, возвращение «зарплатных» долгов прошлых лет. В интервью для «ЗН» заместитель председателя облгосадминистрации Ф.Згривец сообщил, что при расчете зернового баланса на первый план поставлены интересы селян. Люди должны были сразу почувствовать отдачу от рекордного урожая. С завершением жатвы сельхозпредприятия направили более 200 тыс. тонн зерна собственникам земельных и имущественных паев — на сумму около 130 млн. грн. К середине августа предприятия Бобринецкого, Александровского, Онуфриевского, Долинского, Вильшанского и других районов покрыли зерном или «живыми» деньгами, полученными от его реализации, большую часть долгов перед селянами. С урожая ранних зерновых в области погашены 40 млн. грн. долгов. Оставшиеся 17 млн. планируется покрыть за счет средств реализации поздних культур.

При всем этом до полной «прозрачности» зерновых потоков еще далеко. Если на первом этапе, когда дело шло об учете выращенного, многое удалось, то в дальнейшем, когда дошло до реализации зерна, получилось не так, как рассчитывали.

Мимо биржи

Напомним читателям, что перед уборкой-2001 в стране прошла целая серия совещаний, на которых рассматривался, по существу, один вопрос — как быть с большим хлебом? Каким образом не допустить резкого падения цен на зерно? Панацеей была провозглашена биржевая торговля, создание торговых домов и прочей рыночной инфраструктуры. В самые сжатые сроки на Кировоградщине, как и в ряде других областей, был создан торговый дом в областном центре, аналогичные коммунальные предприятия — в большинстве районов. Чтобы система заработала, под поручительство областного совета торговый дом «Кировоградщина» взял в кредит 5 млн. грн. для закупки зерна на местные нужды. Но чтобы наладить цивилизованную торговлю, принятых мер оказалось недостаточно.

Продавцы и покупатели явно не проявляли стремления к установлению «прозрачных» отношений, не спешили открывать свои карты. На традиционных еженедельных торгах аграрной биржи присутствующие только присматривались, торговля «не шла». Не помогли и организационные усилия биржевиков, стремившихся переломить ситуацию еще в конце июля. На торги, которые должны были стать показательными, пригласили более 80 продавцов зерна, провели соответствующую работу с покупателями. Однако и столь тщательно готовившееся мероприятие посетила только десятая часть приглашенных продавцов. Они выставили на продажу небольшие партии зерна — 25—50 тонн. Покупатели, зная ситуацию на местных базарах, где селяне сбывали выращенный урожай по все более низкой цене, не спешили покупать даже предложенные партии зерна. Из выставленных на торги 12 тыс. тонн продукции было продано лишь 100 тонн озимой пшеницы третьего класса по цене 620 грн. за тонну...

Торговый дом «Кировоградщина», на который возлагалась надежда, что, получив кредит, он станет «главным оператором движения зерна» и оживит процесс, в этих торгах не участвовал. У него не оказалось «живых» денег. По примеру коммерческих структур кредитные средства он «конвертировал» в горюче-смазочные материалы, запасные части сельхозтехники и в другие нужные селянам вещи, которыми и расплачивался. Но биржевые торги от такой «помощи» «главного оператора» не стали активнее, а поскольку цены на зерно на них вплотную приблизились к неприемлемо низким, то биржевая торговля зерном нового урожая в области на какое-то время и вовсе прекратилась.

Таким образом, организаторы цивилизованной торговли зерном проиграли вчистую. «Передышка», взятая агробиржей, вовсе не означает, что зерном перестали торговать. Его продают, меняют в гораздо больших масштабах, чем в прошлом году. И то, что сделки происходят не под стук биржевого молотка, а неизвестно где и, как правило, с глазу на глаз, отнюдь не способствует ни открытости процесса, ни стабилизации цен. Обнадеживает лишь то, что мимо биржи проходят пока мелкие партии зерна. Но если ситуация не изменится, то по тем же каналам могут пойти и более крупные.

Чтобы этого не случилось, взятый биржей тайм-аут используется для коренного изменения ситуации, применения залоговых цен. Как сообщил «ЗН» Ф.Згривец, заработала новая схема с участием корпорации «Хлеб Украины». Местный ее филиал получил в банках 70 млн. грн. льготного кредита и приступил к закупкам зерна, намереваясь заготовить его не менее 270 тыс. тонн. Такие масштабные закупки нормализируют биржевые цены. На Кировоградщине надеются, что практика применения залоговых цен, когда после торгов покупатель выплачивает товаропроизводителю часть причитающейся суммы, а оставшееся возвращает через несколько месяцев, когда стоимость зерна стабилизируется, со временем станет нормой. Потому что такой порядок дает возможность сельхозпредприятиям получить необходимые средства для продолжения работ на полях и в то же время не продешевить, получить, хоть и позже, нормальную цену за выращенное.

Впрочем, успех замысла во многом будет зависеть от чистоты его исполнения. Говорю это, зная нелюбовь агропромовских формирований к платежам «живыми» деньгами, их пристрастие ко всевозможным бартерным схемам, отнюдь не способствующим становлению прозрачного, цивилизованного рынка.