UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕНЬГИ ХОРОШО, А ХЛЕБ — ЕЩЕ ЛУЧШЕ

Время уборки традиционно и небезосновательно считается одним из наиболее напряженных и ответственных периодов как для сельского хозяйства, так и для экономики в целом...

Автор: Владимир Писковый

Время уборки традиционно и небезосновательно считается одним из наиболее напряженных и ответственных периодов как для сельского хозяйства, так и для экономики в целом. Ведь от того, насколько успешной будет работа в эти считанные дни, зависит итог усилий, приложенных за год. Однако на этот раз страда-2000 для Запорожской области имеет еще одну существенную особенность. Нынче власти всех уровней, занятые воплощением в жизнь аграрной реформы, проходят проверку на состоятельность. Поскольку речь идет о хлебе насущном.

Важность этой проблемы запорожцам довелось ощутить на собственном опыте еще в прошлом году, когда цены на хлеб начали неуклонно расти. Эта тенденция удивляла уже хотя бы потому, что по валовым показателям сбор зерновых в регионе составил в 1999-м порядка 1,4 млн. тонн (шестой показатель в стране). Но несмотря на это, стоимость муки в Запорожье на 14—45 процентов превысила среднеукраинский уровень. Уже к декабрю выяснилось, что запасов зерна в области нет и преодолеть продовольственный кризис без использования запасов госрезерва и зарубежных закупок не удастся. Наряду с вопросами формирования бюджета и решением проблем энергоснабжения это стало одной из первоочередных задач областной власти.

Помнится, бывший в то время председателем облгосадминистрации В.Куратченко пообещал разобраться в причинах сложившейся ситуации. Но, очевидно, до «разбора полетов» у областных властей попросту не дошли руки. Дело ограничилось лишь отставкой «стрелочников» — заместителя председателя обладминистрации, курировавшего вопросы АПК, да начальника областного управления сельского хозяйства. Впрочем, на иной результат не приходилось и рассчитывать, коль к тому времени после довольно успешного, по мнению отдельных коммерческих структур, процесса приватизации хлебоперерабатывающих предприятий областной рынок не только хлебо-, но и нефтепродуктов фактически оказался монополизированным под контролем бизнесменов соседней области.

Дефицит времени и озабоченность выполнением разнарядки по реформированию сельхозпредприятий отодвинули на второй план прочие заботы. Тактика решения проблемы формирования регионального зернового запаса свелась к 20-процентному увеличению посевных площадей зерновых в расчете на увеличение по сравнению с прошлым годом валового сбора на 300— 400 тыс. тонн и досрочному выделению плановых дотаций районам в сумме 9,6 млн. грн. под закупку хлеба будущего урожая. Вполне возможно, что этот расчет мог бы дать желаемый результат. Однако, как всегда, свои коррективы внесла погода.

Засушливые весна и начало лета отчетливо дали понять, что в лучшем случае запорожские земледельцы могут рассчитывать на прошлогодний объем валового сбора зерновых. По крайней мере, начало уборки на юге области пока не радует. Скажем, урожайность озимого ячменя в Акимовском районе не превышает 8 центнеров с гектара. На многих полях длительная жара вызвала подпал зерна. Правда, прошедшие во второй половине июня дожди дают определенную надежду на более высокий урожай, но вместе с тем создают для крестьян и дополнительные проблемы. Активизировался рост сорняков, что вынуждает вести не прямое комбайнирование, а раздельную уборку, тем самым вдвое увеличивая затраты и существенно повышая потери.

А с оборотными средствами у реформированных хозяйств, как и прежде, увы, негусто. Использовав кредиты банков и областного бюджета на увеличенный против прошлых лет объем весенне-полевых работ, они вновь оказались на финансовой мели. Один из показательных примеров — неэффективное использование орошения. Так, по состоянию на середину мая влагу получили лишь 4 процента из 114 тыс. имеющихся в области поливных гектаров.

Запорожские сельхозпредприятия, располагая в нынешнем году свыше 580 тыс. гектаров зерновых и зернобобовых и 2240 комбайнами, разумеется, не тешат себя иллюзией самостоятельно справиться с уборкой. Как и прежде, без нескольких сотен комбайнов из других областей им не обойтись. А за работу придется расплачиваться хлебом — из расчета примерно 4 центнера за убранный гектар. Ведь даже несмотря на то, что цены на зерно на внутреннем рынке уже превысили мировые, поднявшись до 600 грн. за тонну, эта валюта намного предпочтительнее традиционных дензнаков. Не случайно же нефтетрейдеры предлагают крестьянам топливо в обмен на пшеницу в соотношении 1:5.