UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧТО ПОПАДЕТ НА НАШИ СТОЛЫ?

Осенние желтые листья начали покрывать землю. Небо стало сумрачное. Потемневшие головки еще недавно сиявших подсолнухов словно напоминают: «Нам пора»...

Автор: Антонина Мазница

Осенние желтые листья начали покрывать землю. Небо стало сумрачное. Потемневшие головки еще недавно сиявших подсолнухов словно напоминают: «Нам пора». Ровные ряды сахарной свеклы подсказывают: «Мы - «украинская валюта». Не упустите». Ветер треплет стебли кукурузы и словно шепчет: «Скоро стану сильным и беспощадным - спешите». А хозяева полей и не мешкают. На Слобожанщине идут последние осенне-полевые работы. У тружеников хлопоты и приятные сюрпризы вперемешку. Представьте корнеплоды сахарной свеклы весом от 6 до 8 килограммов! Такой урожай не в состоянии убрать комбайны. Пришлось в хозяйстве Богодуховского района прибегнуть к ручному труду, обхаживая каждую свеклу.

Каковы результаты нынешнего сельскохозяйственного года? На этот вопрос отвечает глава госадминистрации по Харьковской области Александр Масельский:

- Если говорить о растениеводстве, то картофелем область обеспечена. Выращено где-то 700 - 800 тыс. тонн (ранее было 400 тыс. тонн). Многие заготовили на своих огородах, так что в целом урожай составит до миллиона тонн.

В этом году у нас большой недобор ранних зерновых: не собрали то, что планировали. Но пшеницей до нового урожая обеспечены, хлеба хватит.

Зато неплохо с кормовыми культурами, с кукурузой. Будем и с подсолнечным маслом. Еще рано говорить какой урожай сахарной свеклы, но по предварительным итогам будет за 300 тыс. тонн сахара. Это не рекорд, но и обычным урожаем назвать нельзя. Хотя, если проанализировать ситуацию с сахаром, то мы могли бы иметь не 300 тыс. тонн, а все 500. Сегодня много продукции теряется при переработке: если сократить ее термин, то можно получить дополнительно тысячи тонн сахара. Средства нужны, чтобы реконструировать или построить новые перерабатывающие заводы.

В животноводстве мы пожинаем результаты прошлогодней нехватки кормов. Производительность по молоку будет низкой. Прироста животноводства тоже не заметно. До мая было безкормье - не было дождей. Сейчас кормов, особенно силоса, уже достаточно, концентратов тоже. Но производительность падает быстро, а вот поднимается, к сожалению, медленно. Это в общественном секторе. В частном - большое движение к увеличению и поголовья, и производительности. Население области занимается подсобным хозяйством: коровы, птица, где-то до 600 тысяч голов свиней - это почти вдвое больше прошлого года. Продукция идет на рынок и в значительной мере перекрывает тот недобор, который возник в общественном секторе.

Коренной вопрос сельского хозяйства - это вопрос хозяина на земле. Если сумеем найти хозяина, не нужно будет совершать подвигов, будем просто скрупулезно, без шума работать. Мы же, дав дорогу фермерству, лишь его опорочили. Кто взял землю? Далеко не тот, кто умел. Зачастую тот, кому хотелось очень быстро стать богатым. И мы на это пошли. А нужно было желающих подготовить, может быть, проэкзаменовать, аттестовать: тебе можно доверить землю, а тебе еще нет, ибо ты не готов. Предоставить фермерам долгосрочный кредит. Государству следовало взять эту работу на себя и не гнаться за количеством. А так... Теперь на всю Украину говорят, что, мол, фермерство себя не показало. Да как оно могло себя показать при таком подходе?!

Я стою на той позиции, что сегодня, не уменьшая объемов общественного сектора, нужно развивать сектор частный. К примеру, в селах на Харьковщине 300 тысяч домов. Взять в среднем по одной корове - и то будет 300 тысяч голов, а это 1 млн. 200 тысяч литров молока; по 4 - 5 голов свиней на хозяйство - получили 1,5 млн. свиней. И все это вполне возможно. Для этого не нужно больших затрат.