UA / RU
Поддержать ZN.ua

Будущий урожай вне закона?

После целого ряда сомнительных решений руководства Минагрополитики государство лишено возможности сертифицировать семена и посадочный материал, а значит, нынешняя посевная кампания в Украине может стать де-юре незаконной

Автор: Роман Ивченко

На данный момент крепкое "здоровье" украинского сельского хозяйства - ключевое условие экономического роста и один из реальных шансов для нашей страны стать вровень с мировыми лидерами отрасли уже в ближайшем будущем. По оценкам экспертов, Украина потенциально может прокормить около миллиарда человек.

Есть в нашей стране и своя программа экономических реформ в аграрной промышленности на 2010-2014 гг., основной задачей которой является повышение эффективности госуправления отраслью и создание "теплого" инвестиционного климата в аграрном секторе.

Мозговым центром осуществления этих реформ должно было стать Министерство аграрной политики и продовольствия. Но уже сейчас очевидно, что оно таковым не является и в обозримом будущем уже не станет. По крайней мере, до тех пор, пока будет работать по правилам и канонам нынешнего министра Николая Присяжнюка.

При нынешнем министре, судя по многочисленным публикациям в СМИ, ведомство превратилось в рассадник тотальной коррупции, что приводит к постоянному выкачиванию из отрасли, а значит, и из государственного кармана огромных средств. О различных схемах, работающих практически в каждом из секторов сельского хозяйства - на зерновом рынке, в животноводстве, молочной промышленности и т.д., уже опубликовано немало скандальных расследований, по результатам которых давно должны были состояться масштабные разбирательства. Однако не только министр, но и курирующие сельхозсектора его заместители по-прежнему сохраняют свои посты.

Вследствие всех этих процессов агропромышленный комплекс страны понес огромнейший урон - и материальный, и имиджевый. Украина постепенно сползает вниз по всем позициям, а иностранные инвесторы потихоньку сворачивают свою деятельность в нашей стране, не в силах справиться с коррупционным спрутом, засевшим в Минагрополитики.

Фактически министерство, вопреки своим реальным задачам, стало главным дестабилизирующим и тормозящим развитие отрасли фактором. Трудно не согласиться, что аграрный бизнес в Украине стал бы успешным только при условии равных и понятных для всех правил. Но в настоящий момент министерство полностью переключило управление отраслью в ручной режим - регулирует уровень рентабельности и уровень цен, севообороты сельхозкультур, ограничивает площадь арендуемых сельхозземель, администрирует экспорт путем введения квот, пошлин и т.д.

Разумеется, такие подходы полностью противоречат не только общепринятым международным нормам, но и экономическим законам рынка. Причем такая политика "ежовых рукавиц" чудесно уживается с бесхозяйственностью, непрофессионализмом и неумением мыслить стратегически, если это, конечно, не касается состояния собственных счетов верхушки министерства.

Взять, к примеру, ситуацию, которая сейчас сложилась вокруг посевной. Дело в том, что де-юре посевная в этом году может оказаться… вне закона, а следовательно, и полученный урожай не пройдет сертификацию для продажи. Как такое вообще могло случиться?

Реорганизаторский хаос

30 декабря 2011 г. вышел приказ №807 за подписью главы Минагрополитики Николая Присяжнюка о реорганизации государственных сортоиспытательных станций. Согласно документу, 68 таких станций из всех регионов страны были присоединены к Государственному предприятию "Центр сертификации и экспертизы семян и посадочного материала".

Тем же приказом было поручено создать комиссию, задачей которой было принять акты передачи имущества и имущественных прав ликвидируемых станций в Минагрополитики. Ответственность за переоформление всех земельных участков, принадлежащих сортоиспытательным станциям, была возложена на главу "Центра сертификации…" Алексея Палиенко. Юридическое же оформление прекращения деятельности станций поручили контролировать тогдашнему главе департамента правовой и законопроектной работы Н.Вашешникову (ныне - глава Государственной сельскохозяйственной инспекции). Контроль над всем процессом был возложен на заместителя министра агрополитики А.Сеня.

Согласно указу президента №2071, в котором описан порядок мероприятий, связанных с реорганизацией или ликвидацией тех или иных органов власти, имущественные права и обязанности переходят правонаследнику. Вопрос только в том, кто получит такое право. Присяжнюк решил вопрос своеобразно. Одним росчерком пера он, вопреки требованиям закона, вывел из-под контроля ликвидируемой Государственной службы по охране прав на сорта растений, а, соответственно, и из-под полного контроля государства все сортоиспытательные станции и переподчинил их упомянутому выше госпредприятию.

Все дело в том, что согласно украинскому законодательству при реорганизации ведомств все права контроля и распоряжения их имуществом переходят непосредственно к Кабинету министров. Соответственно, любые движения, связанные с передачей имущества, должны быть рассмотрены и завизированы премьер-министром. Но Присяжнюк, нарушая закон и превышая служебные полномочия, продолжил действовать по собственному плану.

19 апреля 2012 г. глава Минагрополитики подписывает приказ №210 "О реорганизации государственных центров экспертизы сортов растений с государственными инспекциями по охране прав на сорта растений". Согласно этому документу, 25 региональных государственных центров экспертизы сортов растений с госинспекциями по охране прав на сорта растений принуждают передать свое имущество на баланс того же "Центра сертификации и экспертизы семян и посадочного материала" и Украинского института экспертизы сортов растений.

Передать целостные имущественные комплексы (недвижимость и землю) в такой ситуации было невозможно без одобрения Кабмина, который должен, согласно законодательству, по каждому конкретному случаю выдать распоряжение. Именно поэтому руководство Минагрополитики воспользовалось лазейкой: поскольку по приказу министра можно имущество разделить, его начали передавать частями. Таким образом, и земля, и недвижимость перешли к ГП "Центр сертификации и экспертизы семян и посадочного материала" по отдельности.

Что получилось в итоге? Все экспертные учреждения оказались без бюджетного финансирования в размере 40 млн грн в год (ведь, находясь в составе госпредприятия, они теперь должны сами зарабатывать деньги), а около
3 тыс. сотрудников - без гарантированной зарплаты, ведь госпредприятия не могут финансироваться из государственного бюджета. Для сотрудников на местах сложилась совершенно тупиковая ситуация, а вскоре выяснилось, что им попросту нечем платить зарплату.

В целом совершенно ясно, что система государственных центров и сортоиспытательных станций могла выжить исключительно при бюджетном финансировании. Это все же научная сфера, которая в принципе и не могла приносить какую-то огромную прибыль, ведь в ней много ручного труда, а продукции мало. Хотя, разумеется, такой способ вывода имущества и земли из-под контроля государства указывает на то, что делалось это с прицелом на дальнейшую приватизацию. И не следует забывать, что на землях, принадлежащих сортоиспытательным станциям, а это около 20 тыс. га, к моменту реорганизации за бюджетные деньги уже были посеяны озимые. Урожай, естественно, был быстро продан, но деньги за него получил уже не госбюджет, а "правонаследная" структура.

Ряд контрольных функций, раньше выполняемых ликвидированной Госслужбой по охране прав на сорта растений, был передан Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе по реализации госполитики в сфере охраны прав на сорта растений. Но в этом ведомстве, как вскоре выяснилось, с радостью бы избавились от такой обузы, ведь в результате получили лишь новые обязанности, в то время как все имущество и ресурсы остались в руках госпредприятия. К тому же "ветеринары" элементарно не могли платить сотрудникам учреждений экспертизы зарплату, поскольку сами находятся на бюджетном финансировании. Таким образом, вся структура, долгие годы выполнявшая крайне важные функции в отрасли, оказалась ненужной.

Последствия "эффективного менеджмента"

К чему в итоге привела такая неразбериха, вызванная "управленческим зудом" министра Присяжнюка? Во-первых, государство утратило право контроля над селекцией, регистрацией, качеством сортов растений и, по сути, лишилось функций арбитража в этой сфере. Ведь государственное предприятие, основная цель которого - получать прибыль в этой сфере, не должно оценивать собственных конкурентов на рынке.

Во-вторых, утрачена возможность экспертизы новых сортов растений, что, в свою очередь, уже сегодня срывает посевную, а соответственно, и весь урожай. Согласно законодательству Украины, для посевной должны использоваться исключительно семена тех сортов и гибридов, которые внесены в государственный реестр, утверждение которого должно происходить каждый год.

И хотя изменения в Закон "О семенах и посадочном материале" вступили в силу еще в начале декабря 2012 г., по состоянию на начало марта необходимые подзаконные акты так и не были приняты ввиду того, что не понятно, какой же государственный орган должен сертифицировать сорта растений. И это фактически делает нынешнюю посевную де-юре незаконной.

Есть в сложившейся ситуации и международный аспект. Украина с 1995 г. является членом Международного союза по охране новых сортов растений (UPOV). Эта организация занимается в том числе и охраной интеллектуальной собственности на новые сорта. Лишь в последние полтора года украинская сторона смогла добиться того, что в Европе выразили готовность принять систему сертификации семян в Украине. Это позволило бы продавать на европейском рынке семена по украинским сертификатам.

Такой бизнес является довольно прибыльным, ведь товар серьезно отличается по стоимости от того же фуражного зерна. Таким образом, Украина могла бы реинвестировать сама себя, продавая собственную продукцию и вкладывая вырученные средства в дальнейшее развитие отрасли. Для этого не нужны ни кредиты, ни импорт семян, который сейчас существенно превышает внутреннее производство.

Украине пришлось 12 лет добиваться того, чтобы открыть Европу для отечественных семян. Интеграция украинского и европейского законодательства в этом направлении позволила бы значительно упростить взаимообмен сортами между Украиной и Европой, а значит, и позволить нашим производителям выйти на крупный европейский рынок.

Сейчас, когда государство лишено возможности сертифицировать такую продукцию, а в отрасли сложилась ситуация, когда совершенно непонятно, кто и что разрешает и кто имеет право сертифицировать сорта, Украина может и не дождаться принятия этого важного решения со стороны профильных европейских институтов. А следующая возможность вступить в европейский клуб может появиться не ранее чем через пять лет.

Так что, видимо, пришла очередь задавать вопросы Присяжнюку и его команде "эффективных менеджеров" не только по поводу вредительства в отечественном агропромышленном комплексе. Сейчас они уже вышли на по-настоящему международный уровень уничтожения экономических перспектив, а вместе с ними - и репутации Украины. В высших эшелонах власти должны крепко задуматься, чего будет стоить стране дальнейшее пребывание такой команды на руководящих постах в аграрном министерстве.