UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШОЙ УРОЖАЙ — ЕЩЕ НЕ ДЕНЬГИ

От изменения сезонных цен на сельхозпродукцию и горючее селяне снова в проигрыше Очень уж необычная погода установилась на Кировоградщине, как и в целом по Украине...

Автор: Елианд Гоцуенко

От изменения сезонных цен на сельхозпродукцию и горючее селяне снова в проигрыше

Очень уж необычная погода установилась на Кировоградщине, как и в целом по Украине. Кратковременные весенние «вкрапления» в календарную зиму — явление, известное под названием «февральские окна». Они дают возможность в последний месяц зимы выполнить кое-какие весенние работы. Но в этом сезоне такое «окно», и не только февральское, с солнцем и дневной температурой в 8—11 градусов установилось с 22 января и продолжалось добрых три недели. Природные аномалии приблизили и сроки, когда окончательно определяется, как сработали земледельцы за прошлый сезон и с каким заделом начинают новый.

Если брать чисто экономическую составляющую урожая, то в феврале встречаются и меряются силами не только зима с весной. Происходит столкновение цен — на реализуемое сельскими производителями зерно и приобретаемое ими для выращивания нового урожая горючее.

Аграрии хорошо усвоили: как только «запахнет» весной, цены на горючее, особенно дизтопливо, сразу же начинают расти, словно на дрожжах. Вся надежда лишь на то, что и стоимость реализуемого зерна в это время повышается. У этой необычно ранней весны свои особенности. Уже в конце января появилась первая ласточка: дизтопливо, прежде довольно дешевое, в одночасье подорожало на 15%, и цены на него продолжают расти. Финансово благополучные сельхозпредприятия, известное дело, успели приобрести дешевое горючее. Однако далеко не все. Как сообщил «ЗН» зампредседателя облгосадминистрации Федор Згривец, для проведения весенне-полевых работ в области необходимо 32 тыс. тонн дизельного топлива и 10 тыс. тонн бензина. Реально же созданные запасы в четыре-пять раз меньше. Получается, что более слабым в финансовом отношении сельхозпредприятиям придется запасаться горючим по более дорогой цене.

Крестьянина мало убеждает то, что в целом цены на горючее еще не достигли заоблачных высот, как это было в прошлом году (на 15 февраля дизтопливо стоило 1,3—1,4 тыс. грн. за тонну, а бывало по 1,7—1,8 тыс.). Но эти цифры, чтобы уловить их истинное значение, надо сопоставить с динамикой цен на зерно. Получив в прошлом году один из наибольших в стране валовых сборов (более 2,7 млн. тонн), кировоградские земледельцы ожидали, что если не осенью, то в конце зимы на выращенное зерно повысится спрос, оно подорожает и появится возможность запастись горючим, отремонтировать и обновить сельхозтехнику и т.п. Но пока ожидания не оправдываются. Ситуация на рынке зерна продолжает складываться не в пользу производителей.

Показателен и другой момент. Многие трейдеры покупают исключительно низкосортную пшеницу. Создаются условия, когда высококачественное, а следовательно, и более дорогое, зерно остается невостребованным, и руководители сельхозпредприятий, над которыми дамокловым мечом висит необходимость материального обеспечения весенне-полевых работ, зачастую вынуждены продавать продовольственное по цене фуражного. Большой валовой сбор зерна в прошлом году открыл шлюзы для массового «ухода» торговых операций в «тень», разного рода перекосов и злоупотреблений.

По идее, противостоять стихии должна была биржевая торговля. О ней, как и о финансовой поддержке государством сельхозпроизводителей, применении залоговых цен накануне уборки прошлогоднего урожая было говорено много. Но результат оказался более чем скромным. С урожая 2001 года в стране через биржи реализовано лишь 8% зерна. Что касается Кировограда, то здесь эта открытая, прозрачная форма торговли полностью оконфузилась. На местной аграрной бирже реализована всего одна сотая доля процента от полученного урожая — 137 тонн. И даже в условиях предвесеннего оживления рынка перемен все по-прежнему. 30 января на торгах Агротоварной биржи продавец предложил продовольственную пшеницу третьего класса по цене всего 493 грн. за тонну. Покупателя, однако, не нашлось. 6 февраля шесть продавцов из числа непосредственных сельхозпроизводителей, срочно нуждающихся в закупке горючего, выставили на продажу 2750 тонны продовольственной пшеницы по довольно сходной цене. Ни одной тонны никто не купил. Между тем местные газеты пестрят объявлениями зернотрейдеров с предложениями закупить большие партии продукции. Естественно, без указания цен.

По словам начальника Кировоградской агробиржи Леонида Крамаренко, о ценах стихийной торговли, как и об истинном качестве зерна, можно лишь догадываться. Сделки совершаются с преувеличенным акцентом на коммерческую тайну. Как правило, к зерноскладу сельхозпредприятия подгоняют КамАЗы и зерно сразу везут в порт для формирования судовых партий. Агробиржа нужна в основном для регистрации экспортных операций. На Кировоградщине закупают зерно в основном заготовители из соседних областей. Лишь где-то 20% реализуемого приходится на долю местных зернотрейдеров. Специалисты полагают, что вследствие такого «перехвата», а также отсутствия достаточного количества местных экспортеров область потеряет с большого прошлогоднего урожая более 23 млн. грн.

В управленческих структурах по инерции — или чтобы обнадежить крестьян на старте борьбы за новый урожай? — охотно рассуждают о возможности скорого повышения цен на зерно. При этом прогнозы обосновывают, казалось бы, весомыми аргументами. Хотя под урожай-02 озими на зерно посеяно на Кировоградщине больше прошлогоднего (459,1 тыс. га против 430,1 тыс.), но урожай ожидается гораздо меньший, а трудности при его выращивании возрастут. Ведь цены на горючее и другие материальные ресурсы пошли вверх, а ожидаемого повышения стоимости зерна не происходит.

Еще в худшем положении, нежели хлеборобы, оказались производители сахара. В области намечено посеять и вырастить сахарную свеклу на 60 тыс. га, получить валовой сбор около 900 тыс. тонн. Оба показателя в несколько раз хуже, чем прежде. Но даже эти скромные наметки реализовать будет не просто. Г-н Згривец обратил внимание на парадоксальную ситуацию. Сахарные заводы и свеклосеющие предприятия области, по его словам, «сидят на сахаре», а средств на проведение неотложных работ не имеют и вынуждены брать кредиты. Как известно, свекловодам правительство «помогло» еще больше, чем хлеборобам в удержании цен на зерно. Кабмин, принимая постановление зафиксировать цену реализации сахара на отметке 2,37 грн. за кг, безусловно руководствовался благими намерениями — не допустить падения цен, разорения сельхозпроизводителей. Но поскольку внутренний рынок проявил непослушание и цены на нем упали гораздо ниже намеченного уровня, то законопослушные производители получили двойной удар. Во-первых, уступили рынки теневым структурам, а во-вторых, накануне весны оказались совсем без средств, а значит, и без возможности начинать новый сезон. Жалобы идут лавиной, испарилось и без того невысокое стремление селян заниматься свекловодством.

Виды на урожай озимых культур нынче также далеки от прошлогоднего благополучия. Дала себя знать осенняя засуха, когда в ряде районов области на протяжении трех месяцев не было дождей и сеять довелось на риск, в сухой грунт. Согласно проведенным исследованиям, по состоянию на первую декаду февраля на Кировоградщине придется пересеять 13% уже занятых площадей.

Можно было бы, конечно, выйти из положения, удобрив ослабленные посевы. Но погодные аномалии в виде рано нагрянувшего тепла создали дополнительные трудности. Февральские «окна», когда ночью удерживается легкий морозец, а днем — оттепели, всегда использовались хлеборобами для ремонта посевов, их подкормки по мерзло-талой почве. Но нынче погода была настолько теплая, что морозцев и в помине нет. Следовательно, использовать наземную технику для ухода за посевами нет возможности, а услуги авиаторов далеко не всем сельхозпроизводителям по карману.

Необычная погода смешала карты хлеборобов и их партнеров, поставила много вопросов. Скажем, что делать, если погода не изменится, почва просохнет и даст возможность тракторным агрегатам выйти на поля? Сеять ранние зерновые, полагая, что весна окончательно взяла верх над зимой? Или подождать, опасаясь, что на смену «теплым» придут «морозные» аномалии?

Опираясь на рекомендации, высказанные учеными во время недавнего выездного заседания Кабмина в Хмельницком, в области избрали осторожную тактику. Если еще до конца февраля появится возможность выйти в поле, то механизаторы прежде всего займутся подкормкой озими минеральными удобрениями, которых в области накоплено в полтора раза больше, чем в прошлом году. А также вспашут то, что осталось невспаханным с осени. Ну, а если дело дойдет до сева ранних зерновых в необычно ранние сроки, то начнется он с наиболее морозоустойчивых культур.