UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЕЗНЬ ОТ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ САХАРОМ НАМ НЕ УГРОЖАЕТ

Сахарный рынок Украины - некогда, напомним, одной из ведущих сахарных держав - по-прежнему находится в, мягко говоря, неупорядоченном состоянии...

Автор: Юрий Крот

Сахарный рынок Украины - некогда, напомним, одной из ведущих сахарных держав - по-прежнему находится в, мягко говоря, неупорядоченном состоянии. Впрочем, это знает каждая хозяйка: этот продукт в стихийно возникающих торговых точках стоит едва ли не в два раза дешевле, чем в официальной торговле. О причинах такого парадокса много говорили еще в прошлом году. Дело в том, что по сей день в Украине существует два, условно говоря, рынка сахара: один - колхозный, другой - государственный. Стихийная торговля ведется, понятно, на первом: колхозникам постоянно нужны живые деньги, посему и продают они продукцию зачастую по демпинговым ценам. Государственный же сахар - это натуроплата сахарным заводам, в большинстве своем и поныне государственным, которая должна быть реализована с таким расчетом, чтобы хотя бы покрыть затраты на ее производство. Итак, если сахар продается в магазине по 200 тыс. крб. за килограмм, а у магазина - по 110, - не удивляйтесь. Это не торговые накрутки, это следствие отсутствия системы, имевшего место в году минувшем и продолжающегося в году текущем.

Предпринятые попытки систематизации однако лишь усугубляют положение дел. Летом правительство, решив вмешаться в парадоксальную ситуацию, выпустило документ «О порядке расчетов между товаропроизводителем сахарной свеклы и сахарными заводами в Украине». Взаиморасчеты - дело тонкое, и уже давно по общепонятным причинам за производство сахара никто не рассчитывается инфляционными купонами, а исключительно сахаром же. В среднем контракты между колхозами и заводами предусматривают тридцатипроцентную натуроплату последним за их услуги. Правительственный же документ рекомендовал 25%. Разумеется, указание свыше было воспринято сторонами полярно: директора заводов утверждают, что 25% - цифра среднепотолочная (и, говорят, даже запросили Минюст о правомочности этого документа, никак не согласующегося с принципом невмешательства государства в хозяйственные дела предприятий), вдохновленные же сельскохозяйственные руководители требуют пересмотра уже заключенных контрактов. К чему приведет эта попытка правительства (кстати, подстраховавшего себя и предоставившего этому документу статус рекомендации) упорядочить сахарный рынок, предугадать нетрудно: ценовая пропасть будет расширяться, и, понятно, не в сторону уменьшения стоимости.

Что же касается общего объема произведенной в этом году продукции, то ее будет больше, чем в прошлом. К началу второй декады ноября сахзаводы произвели 2,4 млн тонн сахара, в общем же специалисты прогнозируют уровень от 3,5 до 3,8 млн тонн против 3,3 млн тонн 1994 года. Сахарное изобилие, однако, нам не угрожает: как известно, в последние годы перед распадом Союза Украина производила более 5 млн тонн этого продукта ежегодно. Но и то хлеб (точнее, сахар) - ведь из 192 работающих сегодня в отрасли заводов, из которых, между прочим, приватизировано только 44, более полутораста уже отметили вековой юбилей.

Чай в гостях, как известно, всегда слаще, чем дома, и неудивительно: украинский сахарный песок сыплется в основном в заграничные закрома. Но мощный экспортный потенциал страны в этой области используется для государственных нужд крайне слабо. Вице-премьер Петр Саблук любит говорить о том, что если бы урожайность свеклы у нас была такой, как в Европе, то за счет экспорта произведенного сахара мы вполовину перекрыли бы расходы по импорту газа. Но даже и при существующей урожайности Украина вывозит более 1,5 млн тонн этого продукта ежегодно. Этого более чем достаточно. Первый зампред правления концерна «Укрсахар» Борис Мелентьев оценил экспортные возможности страны в эквиваленте, не меньшем $1 млрд. Доля же государственных поставок, осуществляемых в прошлом году по межправительственным соглашениям, равнялась, по его же словам, аж одной десятой общего объема. Если учесть, что индикативные цены на сахар в прошлом году были не выше $350/т, а цена этого продукта в текущем году на внутреннем рынке России превысила $600/т, то понятно, что прибыль от торговли сахаром (производимым в основном на государственных предприятиях) проходит мимо государственного кармана. Тут-то и были бы гораздо более кстати усилия правительства по регулированию рынка! Но ничего подобного нет и, увы, не предвидится.

Причины подобного положения вещей ясны: в Украине по-прежнему гораздо выгоднее торговать, чем производить. Вряд ли можно обвинить в этом традиционно проклинаемых промышленниками «трейдеров»: тот не бизнесмен, кто не использует ситуацию к вящей собственной выгоде. Не совсем понятной является, скорее, позиция государственных структур, сквозь пальцы взирающих на ценовые перепады внутреннего и внешнего рынка, а также на состояние перерабатывающих предприятий в отрасли. Напоминать о том, что былая мощь дореволюционных киевских финансистов выросла исключительно на сахаре, нет нужды - это прописная истина. У нас же в последнее время «сладкая жизнь» вместе с ее иногда не очень «сладкими» последствиями тает на глазах.