UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блуждание в системе координат. Современные землемерные проблемы села

О сути землемерных работ рядовые граждане кое-что знают разве что из уроков географии. Нам объясня...

Авторы: Адам Гожий, Василий Лемик

О сути землемерных работ рядовые граждане кое-что знают разве что из уроков географии. Нам объясняли, как определяют форму и размеры нашей планеты — Земли, а на ней — местоположение отдельных точек или земельных участков через их географические и прочие координаты, рассказывали, как создают географические карты. Именно выяснение местоположения различных объектов, то есть координатные определения, и создание различных видов карт являются главными задачами землемеров.

Чтобы решить их, развитые государства создают на своих территориях большие обустроенные совокупности пунктов с известными координатами — геодезические координатные сетки. Они нужны для того, чтобы с необходимой точностью знать, где и как расположены в государстве все объекты его жизнеобеспечения, хозяйствования и как меняется их положение с течением времени. Развитые государства также имеют и соответствующие геодезические или картографические службы, обеспечивающие сохранение, развитие и использование своих координатных сеток для удовлетворения всех нужд государства в координатной продукции.

В Украине также функционирует государственная геодезическая координатная сетка. Имеется и Государственная служба геодезии и картографии, которая ведает этим национальным достоянием, заботится о его сохранении и приумножении. Ну и наконец, в нашем отечестве развелось множество частных субъектов геодезического предпринимательства, выполняющих различные землемерные работы местного значения. Ситуация, как видим, внешне благополучная, однако не обошлось и без землемерных проблем.

Напомним, что землемерные работы являются первоосновой, фундаментом для любого грамотного землепользования и землеустройства. До революции в Российской империи землемер был одним из самых уважаемых специалистов, а на селе — четвертым лицом после старосты, священника и учителя. Однако в СССР после проведения тотальной коллективизации и утраты крестьянами права на земельную собственность о землемерных работах стали забывать. В сельской местности они выполнялись лишь в районах, где сооружались промышленные объекты (дороги, трубопроводы, линии электропередачи, оросительные системы, гидромелиоративные сооружения и т.п.). А в сугубо земледельческих регионах опорные координатные сетки не устанавливали и землемерные работы почти не выполняли. Или же выполняли на крайне низком уровне и к тому же в условных системах координат, поскольку определение местоположения любых объектов в государственной системе координат тогда было большой государственной тайной.

Для современных землемерных нужд густота пунктов координатной сетки в селах должна составлять четыре пункта на один квадратный километр в застроенной части и один пункт на квадратный километр — в незастроенной. Однако в тех сельских советах (а в них зачастую входят несколько сел), где доминирует аграрный сектор, фактическое состояние дел далеко от этих норм. На территориях многих сельсоветов находится лишь один координатный пункт, а порой и ни одного. Хотя отсутствие или недостаточная густота их на какой-либо территории существенно увеличивает сроки выполнения и стоимость любых землемерных работ, в частности и для нужд землеустройства и землепользования. При этом еще и непременно снижается качество работ.

После обретения Украиной независимости отношение к землемерным работам в зонах интенсивного земледелия начало меняться. Нынче самые большие объемы таких работ касаются в основном приватизации земельных участков и паевания земель. Фактически положено начало процессу размежевания земельных участков, принадлежащих разным землепользователям.

Установление границ между землепользователями является для нас новой, весьма непривычной проблемой. Ведь в бывшем союзном государстве очень точно установили и тщательно охраняли только границы самого государства. А уже границы внутреннего административного деления были приблизительными и в большей степени условными. Ну а между колхозно-совхозными землевладениями — и вовсе условными: никакими межевыми знаками они не закреплялись. Сегодня ситуация кардинально изменилась: в подавляющем большинстве случаев границы между землевладениями нужно определять с погрешностью не более 10 см, а в некоторых — еще точнее. Иначе в будущем получим тысячи маленьких внутригосударственных городских и сельских тузл.

Еще одна весьма непростая проблема — наблюдение за состоянием почв на продуктивных землях. Она начала формироваться еще до развала Союза, поскольку решали ее схематически и формально. Не было достаточной густоты однородной координатной сетки для обслуживания земельных угодий (все делалось в условных местных системах координат), как и топографических карт почв хотя бы в масштабе 1:10000. Не определяли запасы черноземов и других плодородных почв (не площадей, а именно запасов). Фактически нет всего этого и сейчас.

И нельзя винить в этом очень терпеливых специалистов. Современные условия организации наблюдения за состоянием почв значительно отличаются от тех, что были лет 15—20 назад. С одной стороны, они существенно усложнились из-за непрерывного дробления земельных участков, роста количества землевладельцев, увеличения объемов и частоты применения химических средств уничтожения сорняков и борьбы с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур. А с другой — эти условия значительно улучшились в результате интенсивного развития современных информационных технологий.

Чтобы перейти от декларативного решения проблемы к практическому, нужно учесть, на наш взгляд, одну простую истину: накопление, сохранение, анализ и использование довольно сложной и многогранной информации о состоянии почв на любых земельных участках возможны лишь на совершенной картографической основе.

Итак, возвращаемся к тому, с чего начали: чтобы организовать на современном уровне наблюдения за состоянием почв на определенной территории, на ней должна быть государственная координатная сетка такой густоты, которая позволит обеспечить топографическую съемку этой территории в масштабах не меньше 1:5000. Это основная геодезическая предпосылка для организации наблюдения за почвами. Вторая предпосылка — наличие исходной топографической информации о почвах в виде топографической карты хотя бы масштаба 1:10000. Если она отсутствует для всех земельных угодий, то необходимо создать по крайней мере приближенный вариант.

Для решения этих и других землемерных проблем у государственных геодезических предприятий не хватает ни средств, ни производственных ресурсов, ни подходящих производственных помещений. А потому к выполнению землемерных работ, кроме государственных предприятий, государство привлекает и субъектов частной предпринимательской геодезической деятельности: около сотни государственных и почти тысячу частных. Однако гордиться столь высоким показателем не приходится, ведь среди этой когорты лишь немногие руководствуются в работе принципом «лучше меньше, да лучше». Есть субъекты геодезического предпринимательства, в штате которых квалифицированные геодезисты-землемеры лишь числятся, а землемерные работы выполняют другие «специалисты»; зачастую устаревшими инструментами и несовершенными, упрощенными методами измерений.

Так, уже при первых попытках создать региональные базы данных центры государственного земельного кадастра столкнулись с серьезными проблемами. Сопоставляя материалы топографической съемки одних и тех же территорий различными субъектами геодезического предпринимательства, обнаружили значительные расхождения в изображении одних и тех же топографических объектов, в определении площадей одних и тех же земельных угодий, административно-территориальной принадлежности одних и тех же топографических объектов и земельных участков. Легко догадаться, какие трудности нас ожидают при создании общегосударственного реестра земель, если не улучшить состояние дел в этой сфере геодезической деятельности…