UA / RU
Поддержать ZN.ua

АПК В ОБЪЯТИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОТЕКЦИОНИЗМА

Отмеченное впервые за последние пять лет отсутствие спада производства основных видов сельскохо...

Автор: Юрий Крот

Отмеченное впервые за последние пять лет отсутствие спада производства основных видов сельскохозяйственной продукции, судя по всему, дало Президенту основания заявить, что «агропромышленный комплекс должен стать лидером в процессе выведения украинской экономики из кризиса». Заявление было сделано на Всеукраинском совещании по проблемам АПК, проходившем в Киеве 26 - 27 декабря с участием Президента, председателя Верховного Совета, премьер-министра страны и других высокопоставленных лиц. Тогда же и там же были окончательно определены и дальнейшие шаги государства в области развития агропромышленного комплекса: по словам Леонида Кучмы, они будут осуществляться в направлении «создания сельскохозяйственного рынка через внедрение со стороны государства протекционистской политики поддержки товаропроизводителя».

Таким образом, приверженцы колхозного строя в высших эшелонах власти получили к Новому году подарок, лучше которого трудно и желать. Официальный государственный протекционизм - штука замечательная, несмотря даже на то, что в верхах громко говорят о необходимости внедрения в колхозы, излишне деогосударствленные за последние годы, истинного духа кооперации. Дух духом, а буква закона, при таком положении дел, будет работать отнюдь не на производителя, а скорее всего на госструктуры, осуществляющие политику протекционизма, т.е. именно на эти властные эшелоны.

Подтверждением тому могут служить уже проекты документов, розданные аграриям на совещании. Так, ожидается, что в ближайшее время соответствующим законом будет утвержден порядок выделения средств для поддержки полностью убыточного сегодня животноводства. Источником таких средств предполагается сделать НДС на сельскохозяйственную продукцию, который будет поступать не в бюджет, а на «специальный счет», деньги с которого будут использоваться на компенсацию расходов по производству животноводческой продукции. Не вполне удовлетворенные столь туманной формулировкой, аграрии вопрошали о том, кто же будет хозяином этого «специального счета», на что председатель Главной государственной налоговой инспекции Виталий Ильин ответил: предполагается, что таковым будет Минсельхозпрод.

Комментарии, равно как и рассуждения о порочности централизованного распределения материальных благ, в этом случае излишни. Правда, не совсем ясно, каким образом данный порядок соответствует истинному духу кооперации... Впрочем, таких несоответствий в предложенном пакете законопроектов множество.

Еще одним примером такого разночтения может послужить подготовленный Кабмином проект постановления «Об упорядочении экспорта живого скота», согласно которому с начала будущего года планируется усилить контроль за этой статьей дохода сельхозпредприятий и учредить систему регистрации контрактов такого рода через Министерство внешнеэкономических связей и торговли. Казалось бы, в основе этого решения лежит забота о хозяйствах, продающих живой скот за рубеж по демпинговым ценам. По статистике КМ, за прошлый год было экспортировано 222 тыс. голов скота на общую сумму 53,8 млн. долларов, причем убытки, по кабминовским же данным, составляли около 350 долларов на тонну живого веса. Но скажите, пожалуйста, во-первых, кому нужны за рубежом наши колбасы, а во-вторых, как еще, кроме как продавая продукцию по демпинговым ценам, может сегодняшний хозяйственник заработать «живые» деньги? К тому же, тогда, когда государство покупало в счет госконтракта пшеницу по цене процентов эдак на тридцать ниже биржевой, о демпинге чиновники предпочитали не говорить...

Государственный протекционизм по отношению к сельхозпроизводителю будет проявляться и в том, что, согласно еще одному проекту постановления КМ, под госконтракт-96 предполагается предоставление Минфином до 1 апреля следующего года бюджетного займа в размере 5 трлн. крб. Однако получателем этого займа будет опять-таки вовсе не конкретное хозяйство, а Минсельхозпрод - со всеми вытекающими отсюда, для слишком уж «самостоятельных» хозяйств, последствиями.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в объятиях государственного протекционизма производителю придется отнюдь не так сладко, как может показаться с первого взгляда. Вырваться же из этих объятий в свободный полет фермерства будет довольно трудно. Очевидно, неспроста в ходе своего выступления Леонид Кучма счел нужным подробно остановиться на том, что его напрасно упрекают в стремлении развалить колхозы, что на самом деле он стоит за крупномасштабные хозяйства - «в сочетании, где для этого есть возможность, с фермерскими предприятиями».